Сергей Пускепалис: «В кино я попал благодаря сыну»

30.01.2015 11:55

Сергей Пускепалис снимается редко, но метко: первая главная роль в фильме «Простые вещи» - «Лучшая мужская роль» на фестивале «Кинотавр», главная роль в картине «Как я провел этим летом» - «Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале. Но мало кто знает, что в кино Сергей попал, можно сказать, по воле случая.

«Черное море»
- Сергей, расскажите, вы cразу согласились работать с иностранным режиссером в английском фильме «Черное море» или были какие-то сомнения?
- Естественно, когда тебе предлагают новый проект, сначала ты взвешиваешь все «за» и «против» и только потом уже принимаешь окончательное решение. Личность режиссера для меня была тоже важна. Кевин МакДональд специально приехал в Москву, чтобы встретиться со всеми российскими актерами, с которыми хотел работать в этом фильме. После того как я уже получил предложение, посмотрел все киноленты, которые снял Кевин. Мне нравится, как он работает: у него особенная любовь к деталям. И потом, факт того, что можно самому посмотреть, как снимают кино там, за пределами нашей индустрии, мне показался очень привлекательным. Это же интересно: как же там работают?

- Вам не мешает режиссерский опыт, когда вы работаете как актер? Не хочется самому встать за мониторы, начать руководить процессом, давать какие-то советы?
- Если говорить о «Черном море», то Кевин ждал от нас инициативы, понимания истории. И тут мой режиссерский опыт был не помехой, а, наоборот, помощью. Мы с ребятами постоянно доставали режиссера. Руководствовались только одним желанием: не подвести, потому что делали общее дело. У англичан было свое представление о русских моряках, у нас - свое. Конечно, существовали и какие-то штампы, и мы хотели их развеять. Но я, наверное, на месте режиссера всех нас поубивал бы, честное слово! Столько мы всего исправляли, привносили, столько задавали вопросов! И он все это терпел. Но мы же не с потолка брали эти советы: лично я проходил службу в ВМФ, и мне знакомы и служба, и быт, и взаимоотношения на флоте. Надеюсь, этими знаниями я помог режиссеру.

- В этом фильме снялся известный голливудский актер Джуд Лоу. Как вам с ним работалось?
- Замечательно! Это профессиональный человек, веселый, неистовый, обаятельный.

Сын и отец
- А правда, что актером вы стали благодаря сыну Глебу?
- Да, безусловно. Режиссер Алексей Попогребский, снимавший моего сына Глеба в киноленте «Коктебель», предложил и мне сняться в эпизоде. Я согласился. А после у Попогребского получил главную роль в фильме «Простые вещи», а потом - и в «Как я провел этим летом». Так что я сыну говорю: «Спасибо!»

- Чем Глеб сейчас занимается?
- Он репетирует пьесу в театре, в котором работает. Это студия театрального искусства под руководством Сергея Васильевича Женовача.

- А какая пьеса?
- «Самоубийца» Николая Эрдмана. И 1 марта у него премьера.

- Пойдете?
- Обязательно постараюсь быть в театре! Мне же приятно, когда сын приходит на мои актерские или режиссерские премьеры. Мы потом можем что-то вместе обсудить. Поэтому и я не пропускаю работы сына. Ну а какой родитель не гордится своим ребенком?!

Кино и театр
- В фильме «Простые вещи» вашей партнершей была замечательная актриса Светлана Камынина - сейчас зрители ее больше знают как доктора Кисегач из сериала «Интерны». А вы не планируете задействовать ее в своих театральных и кинопроектах?
- К сожалению, актеры часто становятся «заложниками» популярных проектов - этого сложно избежать… Думаю, пройдет время, и все встанет на свои места. У меня есть желание собрать на одной сцене всех актеров, с которыми я когда-либо работал, если, конечно, у них совпадут графики и возможности… А пока у нас со Светланой просто хорошие дружеские отношения.  

- Что сложнее: быть режиссером или актером?
- Обе эти ипостаси интересные и непростые. Знаю только, что на театральную сцену в качестве актера я никогда не выйду.

- Почему?
- В театре своя специфика, и требования другие, и моя профпригодность куда-то сразу девается. Это же разные вещи - кино и театр. В кино нет эффекта зрительного зала. А в театре сложнее «выйти из себя» эмоционально: возникает огромная ответственность, в итоге - зажим, у тебя подкашиваются ноги, и толка от этого никакого не будет. На съемках в кино ты понимаешь, что если что-то пойдет не так, то ты всегда можешь сделать еще один дубль. Хотя, конечно, стараешься сразу все сделать лучшим образом.

- Чем руководствуетесь, когда соглашаетесь сниматься в том или ином кино?
- В первую очередь - личностью режиссера. Потом уже, конечно, смотрю идею сценария - чтобы она была не банальная, не тривиальная. Индивидуальность, безусловно, важна…

- Картина «Левиафан» получила несколько иностранных кинопремий, а вот в России вызвала много споров… Что об этом скажете?
- Я рад любой победе российского кинематографа, где бы это ни происходило - не важно: в США или в Европе. Тем более - когда награждают такой фильм! Я хорошо знаю его сценарий. Очень радостно, что такая глубокая история нашла такой большой отклик.

О жизни
- Ваша мама - из Болгарии, отец - литовец. Есть в вашем характере какие-то «национальные» черты?
- Я не задумывался, хотя меня часто об этом спрашивают. Не могу сказать, что какие-то черты моего характера предопределены национальностью - такого точно нет. А какой у меня характер - мне сложно самому на этот вопрос ответить, нужно смотреть со стороны. Но друзья мне еще ничего такого в упрек не ставили.  

- Как переводится ваша фамилия - Пускепалис?
- Полбуханкин. Ровно так же, как, например, фамилия Иванов означает «сын Ивана», и моя фамилия на литовском языке означает некую принадлежность к вполне конкретному предмету.

- Я знаю, что у вас был маленький бизнес в Москве - свой бар…
- Именно - был. Закрыли. Проблема та же, что и у всех: непростая экономическая ситуация. Конечно, жалею об этом. И если получится что-то сделать новое, то буду только рад…

- Не могу вас не спросить: какой город считаете родным? Ведь родились вы в Курске, детство провели на Чукотке, учились в Саратове, работали в Ярославле, Магнитогорске, Москве…
- Скажу так: я живу в Ставропольском крае, городе Железноводске. Здесь наше родовое гнездо, можно сказать. Здесь я познакомился со своей супругой Еленой, здесь похоронены мои родители. Когда есть необходимость, живу и работаю в Москве. Сейчас добраться до любой точки мира не проблема.

- И как вам такая жизнь - в постоянных разъездах?
- Абсолютно спокойно к этому отношусь. Если бы я постоянно жил в Москве, у меня была бы точно такая же жизнь. Потому что у меня постоянные съемки, экспедиции, постановка каких-то спектаклей. Я к этому привык и другой свою жизнь не представляю.

«Вечерний Саранск»