Cколько стоит глупость? В Кадошкине — 600 тысяч рублей!
06.08.2009 10:08
Случись эта история в другом месте и, что важнее, в другое время, она имела бы все шансы остаться незамеченной. Но в кризис, когда каждый бюджетный рубль (особенно на селе) имеет стратегическое значение, кадошкинский казус был просто обречен на скандал. Собственно, дело даже не в том, что растраченными попусту оказались более полумиллиона рублей. Бывало, в конце концов, и не такое. Поражают изящество, непринужденность и трогательное упорство, с которым один чиновник волевым решением смог поставить крест на многолетних чаяниях и надеждах целой улицы.
Все так хорошо начиналось
Летом прошлого года, когда группа жителей улицы Коммунистической обратилась к главе Кадошкинского района Адиле Колесниковой с письмом, о грядущем экономическом кризисе не знали даже американцы. Собственно, слово «улица» не очень-то применимо к той местности, в которой проживают эти люди. Несколько домов расположены на самой окраине Кадошкина, отгороженной от остальной части райцентра высоким бурьяном, складами, построенными еще во времена великого и могучего, и разбитой дорогой. Сами они в шутку называют свою местность Коммунистическим переулком. И, оказавшись здесь, начинаешь понимать, что доля правды (и немалая) в этом названии присутствует. У главы района жильцы просили не много. Нужно было всего лишь навсего отремонтировать триста метров дороги, ведущей к домам авторов письма.
- К нашим-то жилищам даже «скорая» проехать не может, — рассказывает жительница Коммунистической улицы Валентина Базаева. — Стоит дождю немного покапать, как у нас тут машины просто застревают. А осенью, когда дожди не прекращаются, мы ребятишек в школу не знаем как отвести. Мы долго не решались обратиться за помощью к главе района. А потом подумали, что мы, по сути, ничего не потеряем. И написали это письмо.
Глава района (честь ей и хвала) к просьбе отнеслась с пониманием. Учла, что в домах на Коммунистической улице живут в основном престарелые граждане, для которых хорошая дорога жизненно необходима, да семьи, в которых по нескольку малолетних детей.
- Адиля Фярритовна нам тогда сказала, что дорогу у нас сделают, как только деньги в районном бюджете появятся, — продолжает Валентина Базаева. — Попросила потерпеть до следующего года.
Обещание свое руководительница района сдержала. Несмотря даже на то, что уже осенью мировая финансовая система приказала долго жить. В скудном и без того районном бюджете каждая копейка оказалась на счету. Тем не менее дорогу жизни (именно так называют ее жители Коммунистической улицы) решено было построить. В районной администрации, как и полагается в таких случаях, провели конкурс среди подрядных организаций. Деньги-то на ремонт дороги выделялись для сельской местности нешуточные. Строителям предстояло освоить шестьсот восемь тысяч бюджетных рублей. И ведь ничто, как говорится, не предвещало… Да видно, просто забыли в райцентре известную русскую поговорку про две беды. И надо же было такому случиться, что в Кадошкине одна беда взялась ремонтировать другую.
Асфальтовые крошки с чиновничьего стола
Кризисным июльским утром 2009 года жильцы Коммунистической улицы проснулись с ощущением странной тревоги. За окном шумели бульдозеры — работы по строительству дороги начались. Казалось бы, о чем тревожиться? Радоваться надо! Мечта наконец сбылась! Вот только сбылась она почему-то для жильцов соседней Гражданской улицы, которым новая дорога была не особенно и нужна. Там и прежняя в приличном состоянии была.
- Мой муж как увидел, где дорогу делают, аж заматерился, — вздыхает Валентина Базаева. — Я, говорит, столько времени ходил по кабинетам, просил, добивался, а строить начали в другом месте. Мы сразу к строителям кинулись. Они говорят: «Мы — люди маленькие. Где нам указали, там мы и строим!». Тогда мы принялись гадать, почему так произошло. Большие начальники вроде на Гражданской не живут. Родственников их там тоже нет. За что же тогда такие почести?
Отчаявшиеся жильцы быстро разнесли дурную весть по всему райцентру. Рассказывают, что от неприятного известия перекрестилась даже исполняющая обязанности главы поселкового совета Елена Дерябина. По документам, заказчиком работ по строительству дороги выступал именно поселковый совет. И подписывать акт выполненных работ предстояло именно госпоже Дерябиной. А как его подписать, если в договоре значится улица Коммунистическая, а по факту дорога появилась на Гражданской? Как водится в таких случаях, в кабинетах чиновников принялись искать виноватого. Очень скоро выяснилось, что распоряжение о начале работ по строительству дороги на Гражданской улице отдал заместитель главы района по строительству Владимир Молянов. По райцентру до сих пор кочует байка, что, перед тем как отдать команду: «Строить здесь!», этот господин постучал в первый попавшийся дом и спросил, на какой улице он находится. Услышав в ответ, что на Гражданской, чиновник не поверил. Нет, говорит, не может быть, чтобы это была улица Гражданская. Это наверняка Коммунистическая. Фольклор, скажете? Не может быть? Но ничем иным кроме ошибки своего чиновника кадошкинцы объяснить строительство дороги в другом месте не могут. Правда, корреспонденту «ВС», побывавшему в райцентре, в числе прочих довелось услышать версию о корыстной заинтересованности чиновника.
- Ну, сами посудите, — рассуждали оскорбленные жильцы Коммунистической улицы, — разве может быть такое, чтобы чиновник, родившийся и выросший здесь, не знал, где какая улица находится? Да ни в жисть этого быть не может. Некоторые из нас всего по нескольку лет тут живут, и то разбираются что, где. А тут местный. К тому же чиновник. Все он знал и все сознательно делал.
Впрочем, доказательно обосновать свои подозрения жильцы все же не могут. А потому версию о корыстной заинтересованности отбросим и мы. К тому же очень скоро в райцентре появились новые темы для пересудов.
- Мы, когда поняли, что произошла ошибка, отправились к Молянову и в лоб задали ему два вопроса: «Почему дорогу строят на Гражданской?» и «Что теперь делать нам?», — продолжает Валентина Базаева. — На первый вопрос он не моргнув глазом ответил так: «Там улица большая, и дорога тоже нужна!». А нам сказал, что на своей улице дорогу мы можем построить и своими силами. Я, говорит, вам, конечно, помогу. Крошки асфальтовой выделю со стадиона. Да там и работы-то всего ничего. Две трубы самостоятельно положите, да крошкой засыплете. Я же думал, что вы на этой улице живете… Мы к главе района тогда пошли. Она не меньше нашего удивилась, что дорогу строят не там, где надо. Только помочь нам она уже ничем не смогла. Денег-то больше в бюджете нет. А мы, когда узнали, сколько трубы-то стоят, сразу поняли, что дороги нам не видать. Да если бы мы даже и решились самостоятельно дорогу строить, разве мы бы справились? У нас же у всех семьи, дети, нам работать нужно, а не заниматься делом, в котором не разбираемся. В конце концов, мы же в дорожном строительстве понимаем не больше, чем заяц в геометрии. Скоро осень, дожди опять пойдут, а мы, как и раньше, детей в школу по колено в грязи будем водить.
Впрочем, даже обещанных асфальтовых крошек жители Коммунистической улицы так и не дождались. И, судя по всему, уже не дождутся.
«Договор расторгнут…»
И все же, стоит признать, что эта история произошла очень уж кстати. Не будь ее, кадошкинцы вряд ли когда-нибудь смогли бы осознать всю неоднозначность взаимоотношений между обычными людьми и чиновниками. Теперь же их рассуждениям может позавидовать армия кремлевских политологов.
- Я так мыслю, — говорит Валентина Базаева, — Молянов этот такой же человек, как и мы. Разве только власти у него чуть-чуть больше. Но ведь она дана ему, чтобы он нам помогал. А он нас, наоборот, топчет.
Собственно, эту мысль сформулировал еще Салтыков-Щедрин в «Истории одного города». И если уж проводить исторические параллели, то можно сделать вывод, что кадошкинцам, как и жителям города Глупова, с чиновниками откровенно не везет. В райцентре до сих пор обсуждают похождения другого заместителя главы района, которая в порыве необузданной страсти сначала пыталась соблазнить прибывшего в район с серьезными намерениями иностранца, а потом еще долго материла прибывших успокаивать ее сотрудников местной милиции. Парадокс заключается только в том, что в случае со строительством дороги чиновники, сами осознав свою ошибку, наотрез отказываются каяться перед жителями райцентра.
Корреспондент «ВС», стараясь соблюсти основной закон профессии, обязывающий его выслушивать обе стороны конфликта, заглянул для начала в поселковый совет.
- Договор расторгнут, больше никаких комментариев вы от меня не получите, — в ответ на вопрос о казусе со строительством дороги заявила и. о. главы поселкового совета Елена Дерябина. Какой именно договор расторгнут, так и осталось загадкой.
Еще один персонаж этой истории, узнав о приезде журналистов из Саранска, и вовсе исчез в неизвестном направлении.
- Понимаете, Владимир Николаевич Молянов сейчас находится в школе, — пояснила девушка в приемной. — Но я могу ему позвонить. Только вам придется подождать в коридоре.
Через минуту девушка сообщила, что Владимир Николаевич в срочном порядке выехали в Саранск. Еще через минуту ваш покорный слуга сам позвонил Молянову на мобильный. На звонок никто не ответил. Услышать голос Владимира Николаевича удалось лишь через три дня.
- Я в отпуске, — в ответ на приветствие сообщил чиновник.
Да и то верно, дорогу-то как-никак построили. Можно и отдохнуть. Ну а то, что не в том месте, так это извините. Сквозь смех и слезы остается только поаплодировать кадошкинской действительности. Она круче Щедрина будет.
Андрей ЕЛИСТРАТОВ (”ВС”, № 31)
«Вечерний Саранск»