Устроитель хищений
19.09.2014 10:42
Бывшего замминистра строительства Мордовии «закрыли» из-за свидетелей
Дело бывшего первого заместителя министра строительства и архитектуры Мордовии 38-летнего Алексея Игнатьева обрастает деньгами как снежный ком. Сейчас он обвиняется в хищении около 13 миллионов рублей и подозревается в прикарманивании еще 40 миллионов.
Расследование деяний высокопоставленного в прошлом чиновника длится уже полтора года. Все это время он благополучно находился под подпиской о невыезде. Но на прошлой неделе следователи неожиданно заявили, что Игнатьев начал склонять свидетелей к даче ложных показаний, более того, появились основания полагать, что он может скрыться от уголовного преследования. Представители МВД по РМ выступили перед судом с ходатайством об аресте бывшего заместителя министра. Этот вопрос решался 10 сентября в Ленинском районном суде Саранска. Алексей Игнатьев явился на заседание в сопровождении родственников, а главное - с большим пакетом вещей, тем самым наглядно демонстрируя, что готов к самому неприятному для себя исходу судебного разбирательства.
На арест с вещами
- Игнатьев назовите дату рождения, свои данные, семейное положение, - говорит судья.
- Родился 18 февраля 1976 года в Саранске. Образование высшее. Женат, трое детей, двое из них несовершеннолетние, младшему ребенку 1,5 года, среднему 13 лет, старшей дочери 20 лет. На сегодняшний момент работаю заместителем директора ООО «СКП-Авто». Проживаю в доме в Кочкуровском районе, село Мурань, ул. Центральная, а зарегистрирован в квартире в Саранске по адресу: ул. Республиканская, д. 45.
- Судимы?
- Да, судим мировым судом Ленинского района в августе прошлого года, но судимость погашена (Игнатьев осужден к штрафу в 20 тысяч рублей за использование поддельного диплома - прим. ред.).
- Уплачен ли вами штраф?
- Да, оплатил его сразу же, как получил на руки приговор.
- Можете предоставить квитанцию?
- Нет, ваша честь, у меня ее с собой нет.
- Жалобы на состояние здоровья?
- Не имеется.
Суд предоставляет слово заместителю начальника отдела Следственной части Следственного управления МВД по РМ Василию Бадягину.
- Уголовное дело в отношении Игнатьева возбуждено 17 апреля 2013 года по статье «Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности в особо крупном размере». С 3 сентября 2010 г. по 30 декабря 2011 г. директор ООО «СтройКом Плюс» Игнатьев обманом совершил хищение бюджетных денег - более 13 миллионов рублей. Директор строительной организации не намеревался в полном объеме исполнить договорные обязательства на выполнение работ по строительству жилого дома по ул. Косарева в Саранске.
В мае прошлого года в отношении Игнатьева возбуждено еще одно уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере». Из материалов дела следует, что в июле 2012 года директор «СтройКом Плюс» похитил 9 миллионов рублей, принадлежащих фирме «Мордовэнергострой».
Кроме того, с мая по сентябрь 2012 года директор «СтройКом Плюс» обманом похитил 10,5 млн. рублей СПК «Дельта». Как и ранее, Игнатьев не исполнил в полном объеме договорные обязательства по выполнению строительно-монтажных работ.
В феврале этого года в отношении Игнатьева возбуждено уголовное дело по статье «Легализация (отмывание) денежных средств». С ноября 2011-го по февраль 2012 года директор «СтройКом Плюс» с помощью финансовых операций под видом оплаты строительно-монтажных работ, якобы выполненных ООО «Николес» при строительстве жилого дома по ул. Косарева, совершил легализацию 19,5 млн. рублей.
Кроме того, еще в декабре 2006 года Игнатьев - в то время директор ООО «Промэнерго» - под видом приобретения оборудования в Саранскую вспомогательную школу-интернат для умственно отсталых детей-сирот похитил из бюджета 3,8 млн. руб. Всего Игнатьев подозревается в хищении более 52 миллионов рублей. Ряд эпизодов был объединен в одно производство.
Бывшему чиновнику грозит до 10 лет неволи
- 8 сентября в 17.30 Игнатьев был задержан, - продолжает следователь. - Ему предъявлено обвинение в совершении мошенничеств. Виновным в преступлениях Игнатьев себя не признал. Он обвиняется в совершении двух тяжких преступлений, санкции по которым предусматривают лишение свободы на срок до 10 лет.
Причастность Игнатьева к совершению преступлений полностью подтверждается материалами уголовного дела, а именно: показаниями четырех потерпевших, двух десятков свидетелей, а также иными доказательствами, собранными по данному уголовному делу.
Тяжесть предъявленного обвинения и возможность назначения наказания в виде лишения свободы на длительный срок, отсутствие постоянного места работы и источника доходов, а также наличие у Игнатьева заграничного паспорта и суммы похищенного свидетельствуют о том, что он может скрыться от предварительного следствия и суда, в том числе за границей. Кроме того, супруга Игнатьева в этом году переоформила принадлежащий ей бизнес на другого человека.
С учетом судимости обвиняемого и наличия административных правонарушений он может продолжить заниматься преступной деятельностью. У следствия имеются достаточные основания считать, что, находясь на свободе, обвиняемый может угрожать свидетелям, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо воспрепятствовать производству по уголовному делу. Об этом говорят показания свидетелей, а также представителя потерпевшего. Кроме того, следствие полагает, что три свидетеля дают ложные показания. Это стало возможным в результате оказания на них воздействия со стороны Игнатьева.
Помимо того, мать супруги Игнатьева также препятствует производству по уголовному делу, о чем свидетельствует апелляционная жалоба, направленная в Верховный суд РМ, основанная в том числе на ложных показаниях. Состояние здоровья Игнатьева не препятствует содержанию его под стражей. Следствие приходит к выводу о необходимости избрания в отношении обвиняемого Игнатьева меры пресечения в виде заключения под стражу.
«Я считаю себя невиновным»
- Ваша позиция по ходатайству следователя об аресте? - интересуется у Игнатьева судья.
- Уголовное дело расследуется уже полтора года. За это время я являлся на допросы практически еженедельно и по нескольку раз. Ни разу не было такого, чтобы я не появился на допросе. За это время я не оказывал никакого давления на свидетелей, более того, я с ними даже не встречался.
Да, у меня есть административный штраф за нарушение Правил дорожного движения. Поскольку я не пью, это штраф за стоянку.
На иждивении у меня трое детей, младшему всего 1,5 года, супруга находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, в связи с этим мое участие в воспитании детей является очень важным. Материальное положение семьи сейчас не совсем благополучное.
Считаю себя невиновным, и те аргументы и доказательства, которые я предъявляю, почему-то остаются без внимания. Прошу избрать мне любую меру пресечения, кроме взятия под стражу.
Во время свой речи Игнатьев сильно волновался, супруга сидела позади него и периодически гладила мужа по спине, чтобы успокоить и поддержать.
- С чем связан факт, что ваша супруга переоформила часть бизнеса на родственников?
- Речь не идет о переоформлении, супруга являлась индивидуальным предпринимателем, и когда оказались нужны деньги, она продала по себестоимости товар, который ей принадлежал. Она закрыла свой бизнес как индивидуальный предприниматель. У магазина сейчас другой хозяин. Торговое помещение не находилось в собственности, оно было в аренде.
Я не обладаю какими-то административными ресурсами, чтобы на кого-то воздействовать. Ходатайство следствия о моем аресте рассматриваю как давление. Меня пытаются обвинить в том, чего я не делал. Ваша честь, прошу вас избрать не арест, а иную меру пресечения.
- За все время следствия мой клиент являлся на допрос по первому требованию, - говорит адвокат Татьяна Клеянкина. - Следствие ведется однобоко, долгое время мы просим следователя допросить эксперта, но этого не происходит. Следствие утверждает, будто велика вероятность, что Игнатьев скроется, потому что у него есть загранпаспорт и он будет давить на свидетелей. Каких-либо подтверждающих фактов либо документов не приведено. Загранпаспорт моего клиента находится у меня (показывает корочку), в любой момент мы готовы его предоставить следствию, но нам ни разу не предлагалось его сдать.
Прошу приобщить к делу характеристики на моего клиента, которые характеризуют его человеческие и деловые качества. В их числе грамоты и благодарности от руководства республики.
Еще прошу приобщить к материалам дела заключение врача республиканской больницы, в котором говорится, что Игнатьев страдает гипертонической болезнью и подагрой. Считаю, что суд должен рассмотреть для Игнатьева более мягкую меру пресечения, чем содержание под стражей, - либо домашний арест, либо залог. В качестве залога супруга моего клиента может предоставить 600 тысяч рублей. Набрали за вчерашний день столько, сколько смогли. Кроме того, в качестве залога мы предлагаем земельный участок для жилой застройки площадью 870 кв. м по улице Николаева в Саранске. Этот земельный участок предлагает для залога сестра обвиняемого. Помимо этого, она предлагает в залог двухэтажный жилой дом площадью 131 кв. м, жилище расположено по тому же адресу, что и земельный участок. Согласно оценке агентства недвижимости стоимость дома и земельного участка составляет 5 млн. 700 тысяч рублей.
- В силу каких причин вы предлагаете в залог свой дом и земельный участок? - спрашивает у сестры Игнатьева судья.
- Я уверена в невиновности Алексея, полностью ему доверяю, убеждена, что он не станет скрываться. Могу отдать свой дом под залог не глядя.
- Есть ли у вас другое жилье, кроме этого дома?
- Да, моей семье принадлежит еще и двухкомнатная квартира в поселке Луховка.
«Игнатьев склонял свидетелей к даче ложных показаний»
- Действительно, на протяжении полутора лет, что шло следствие, Игнатьев исполнительно являлся на допросы по первому требованию и не пытался препятствовать следствию, - говорит Василий Бадягин. - У нас не было оснований ходатайствовать перед судом о такой жёсткой мере пресечения, как взятие под стражу. Однако у нас появилась информация о том, что Игнатьев склонял свидетелей к даче ложных показаний и может продолжить воздействовать на участников судопроизводства, а также скрыться от уголовного преследования. В связи с этим следствие сразу же выступило с ходатайством об аресте.
Считаю, что арест никак не скажется на семье Игнатьева, из его показаний следует, что он числится заместителем директора предприятия, но какого-либо дохода не получает. Всей семьей Игнатьевы живут на детское пособие. Относительно состояния здоровья имеется медицинская справка, которая свидетельствует, что Игнатьев здоров. Этот документ был им представлен в отдел кадров при трудоустройстве первым заместителем министра по строительству РМ.
Что касается залога в 600 тысяч рублей, который предлагает супруга Игнатьева, то, на мой взгляд, он абсолютно несоразмерен причиненному ущербу. На сегодняшний момент Игнатьев обвиняется в хищении порядка 13 млн. рублей и подозревается в хищении еще около 40 млн. рублей.
- Следователь сказал, что Игнатьев не получает дохода, это не так. Мой клиент работает заместителем директора в ООО «СКП-Авто» и получает доход от совершенных им сделок, - заявила адвокат Клеянкина. - На момент беседы со следователем таких сделок Игнатьевым совершено не было. Что касается соразмерности суммы залога, напомню, что у Игнатьева арестованы все имущество и жилье.
«Не сомневаюсь, что поеду в СИЗО»
Объявляется перерыв, супруга Игнатьева Татьяна со слезами идет к мужу.
- Не волнуйся, Танечка, все будет хорошо, - успокаивает жену экс-чиновник. - Полтора года держались и теперь, несмотря ни на что, на своем стоять будем.
- Вы нас вынуждаете выйти с плакатами на Красную площадь, - обращается к следователю Татьяна Игнатьева.
- Решение об аресте принимаю не я, а суд, - парирует Василий Бадягин.
- Вы же еще вчера говорили, что дело закончится арестом! - вступает в беседу адвокат.
- Все зависит от суда. Что вы раньше времени переживаете, может быть, суд сейчас решит избрать домашний арест или залог.
- У меня, например, даже нет никаких сомнений, что после этого заседания я поеду в СИЗО на ул. Рабочую, - говорит Игнатьев. - У вас же такой административный ресурс... Можно я передам супруге ключи от машины? Они мне больше не понадобятся.
- Конечно, - отвечает следователь.
- А телефон?
- Можно.
- А что, в СИЗО нельзя пользоваться телефоном? - удивленно вопрошает супруга Игнатьева.
- Нельзя.
- Таня, не забудь мне принести чай, сахар, сигареты и еще футболку и водолазку, - обнимает жену бывший чиновник.
- Еще теплые вещи не забудьте, - советует адвокат.
- А разрешение на свидание вы подписываете? - интересуется у следователя обвиняемый.
- Да, я.
- Ну, тогда у меня вообще свиданий не будет, - заключает Игнатьев.
- А вы будете оказывать на него физическое воздействие? - спрашивает у следователя сестра Игнатьева.
- У нас это не принято, - отвечает Бадягин. - Мы же интеллигентные люди, мы с Алексеем Вячеславовичем только на вы общаемся.
- Так и есть, - подтверждает бывший чиновник.
- Вы же знаете, что он хороший человек, за что же вы его? - не унимается сестра Игнатьева. Но ответа не получает ввиду его очевидности.
Неформальная беседа заканчивается, когда в зал входит судья, а потом оглашается постановление. Суд постановил избрать в отношении Алексея Игнатьева меру пресечения в виде взятия под стражу - ему надевают наручники, провожают в автозак и увозят в следственный изолятор. По решению суда за решеткой Игнатьев пробудет как минимум до 17 октября.
P.S. Алексей Игнатьев ушел с должности первого заместителя министра строительства и архитектуры Мордовии по собственному желанию вскоре после разразившегося скандала с хищениями. На имущество бывшего чиновника и его родственников был наложен арест, а оно включает в себя респектабельный двухэтажный коттедж в селе Мурань Кочкуровского района, земельные участки, часть квартиры, нежилые помещения и иномарку «Тойота Камри». Все это потянуло на сумму свыше 40 миллионов рублей.
В прошлом году Игнатьев уже был осужден за липовый диплом, представленный при трудоустройстве в Правительство Мордовии (эти корочки были куплены в Москве за 10 тысяч рублей). В дипломе было записано, что в 2003 году он окончил Московский государственный строительный университет по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и ему присвоена квалификация «инженер-строитель». Документ оказался весьма высокого качества: водяные знаки, печати, подписи - все было на положенных местах. Принимавшие у Игнатьева документы и представить себе не могли, что тот опустится до подделки свидетельства об окончании вуза. За липовый диплом суд приговорил Алексея Игнатьева к 20 тысячам штрафа.
Эдуард АНЮТИН
«Вечерний Саранск»