Саранские художницы пишут иконы для храмов

17.09.2014 12:06

Лики для храмов

Саранская художница Оксана Рощина признаётся, что с особым удовольствием пишет портреты детишек, ощущая светлую энергию их непосредственности. «Их искренние эмоции словно излучают особое тепло и наполняют твою душу непостижимым ощущением счастья». Похожие чувства душевного умиротворения возникают у неё и при создании икон. 

Иконописью Оксана и её сестра-близняшка Алёна занялись по воле случая. Местная мастерица, вышивающая бисером иконы, попросила помочь - выписать лики и кисти рук (по канонам, разрешается вышивать только одежду и фон). Прежде чем взяться за работу, сестры духовно и профессионально готовились. Благо, их подруга и коллега Анжела Романова не просто занимается реставрацией, но сама  человек воцерквлённый, совершает паломничества по монастырям, и Оксане с Алёной помогла проникнуться сущностью иконописи.

Когда Оксана показала свои первые пробы - эскизы ликов для вышивки священнику Собора Феодора Ушакова, тот дал ей благословение на дальнейшее иконописное творчество. А потом приятель мужа Максим, работавший инженером в Федеральном ядерном центре в Сарове, увидев её эскизы, поинтересовался: не может ли она написать лики для церкви? Ему как глубоко верующему прихожанину хотелось сделать подарок саровскому Храму всех святых. Там как раз не хватало иконы с изображением   Святителя Спиридона. Потом попросил саранскую художницу написать лик Серафима Саровского для церкви в Ессентуках.

Перед написанными Оксаной святыми свои молитвы к Богу теперь произносят прихожане церквей в Сарове и Ессентуках. Последним заказом Максима были образы благоверных чудотворцев Петра и Февронии для Храма всех святых. Весной, на Пасху физик-ядерщик скоропостижно скончался - врачи не сумели спасти от рака. Но икону святых Петра и Февронии Оксана написала - с верой в чудотворную силу светлых помыслов и людских устремлений, в память о Максиме.

Папины дочки

Алёна и Оксана росли в обычной рабочей семье. Папе и маме очень уж хотелось, чтобы дети развивались разносторонне. И дочек следом за старшим сыном они определили в музыкальную школу. В материальном плане для родителей это было недешёвым удовольствием. Пришлось влезть в кредиты, но купить дочкам скрипочки, сыну - аккордеон и на троих - фортепиано. Девочки послушно ходили в музыкалку, стараясь на отлично успевать и в общеобразовательной школе, и учить ненавистные гаммы и сольфеджио. А возвратившись из школы, быстренько выполнив домашнее задание, они часами, совершенно не замечая времени, с упоением рисовали.

И через год девочки сами записались в ближайшую по месту жительства художественную школу №2. Родители, надо отдать должное, с уважением отнеслись к такому выбору дочек. 

Наверное, тягу к художественному творчеству они на каком-то генетическом уровне унаследовали от папы. А он своим природным чувством прекрасного верно обязан тем, что родился в Ленинграде.

Его отец, участник Великой Отечественной, подполковник Пётр Егоров с женой на момент рождения сына по долгу службы оказался в северной столице. А потом кадровый военный Егоров попал в Пензенскую область. И сыну Саше по воле обстоятельств не удалось выучиться на архитектора. Женился, родились дети, нужно было обеспечить семье материальное благополучие. И Александр Петрович занялся строительным ремеслом. Среди заказчиков он до сих пор славится как специалист по так называемым «евроремонтам». А домочадцы привыкли, что папа, кроме всего прочего, искусный кулинар. Причём не только мастерски готовить разные вкусности, но  так сервирует стол, как ни один дипломированный ресторанный дизайнер не сумеет.

Именно он с особым одобрением отнёсся к выбору дочек, пожелавших заниматься рисованием.

Алёна и Оксана, не раздумывая, по окончании 8-го класса поступили в Саранское художественное училище. Оксана на курс к Владимиру Шанину, Алёна - к Людмиле Острась. Студенческие годы, насыщенные юношескими впечатлениями и увлечениями, пролетели стремительно.

Дипломной работой Алёны был собственноручно расшитый замысловатым национальным орнаментом мордовский костюм. Оксана проиллюстрировала графическими рисунками детскую книжку «Сосульки-висюльки». 

Профессора прославленных столичных вузов, приезжавшие на защиту дипломных работ, настойчиво рекомендовали талантливым выпускницам «продолжать образование в Москве». Но судьба распорядилась иначе.

«Звёздный выпуск» Сычковского училища

Лет пять назад, попав на персональную выставку живописи и графики сестёр Егоровых (с двойными фамилиями через дефис Оксана – Рощина, Алёна – Рыбина), больше всего поразилась необычайному светлому оптимизму и солнечной жизнерадостности, которые объединяли их работы. Хотя у каждой из сестёр – свой, индивидуальный почерк. И чувствуется  хорошая школа и личностная зрелость авторов при всей акварельной лёгкости, какая свойственна счастливому мировосприятию юности.

Знающие люди сообщили, что обе в 1991 году закончили Саранское художественное училище им. Ф. В. Сычкова. Правда, Оксана - оформительское отделение, Алёна – декоративно-прикладное. Хотя год тот оказался переломным для страны, их выпуск получился звёздным. Социальная обстановка вроде бы совершенно не располагала к изобразительному творчеству, и тем не менее. К примеру, их однокурсником был Юрий Рыбин, практически сразу после училища заявивший о себе как неординарный художник, чьи работы вскоре завоевали признание не только в России, но и за её пределами. Алексей Игнатьев с завидной настойчивостью несколько лет пытался поступить в прославленную Питерскую художественно-промышленную академию имени Мухиной, сейчас – имени фон Штиглица. Теперь он преподаёт там, широко известен как мастер мебельного дизайна. Андрей Богомолов давно и успешно работает в Испании.

А вот у сестёр Егоровых, которым преподаватели училища прочили отличные перспективы, творческая карьера сложилась непросто. 

Спасение творчеством

Повзрослевших сестёр Егоровых накрыло волной влюблённости. Воспитанные в традициях прочных семейных ценностей, первое романтическое увлечение они приняли за настоящее чувство и с разницей в полгода одна за другой выскочили замуж. У Оксаны родился сын, у Алёны — дочка. Какая уж там учёба?! Вот только семейная жизнь у них не особо удачно складывалась. Молодые мужья не отягощали себя какой-либо ответственностью. Юношеские браки вскоре распались. И сёстрам пришлось искать способ, чтобы прокормить себя и детей. А какой можно было найти выход в лихие 1990-е? Художественные способности в тех условиях точно не сулили никакого приличного заработка. Единственным вариантом оказалась торговля. Оксана устроилась продавцом в продуктовый магазин, Алёна - в мебельный. Ни про какое творчество тогда и мыслей не возникало. 

Страшнейшим ударом для всех оказалась гибель Оксаниного сына. Поехали с дедом в деревню, внук с другими ребятами побежал на озеро. Сидевшие на берегу взрослые не заметили, как мальчик ушёл ко дну. Дед себя казнил, что отпустил внука на водоём. Бабушка от  расстройства вообще слегла, её сердце не выдержало, через полгода она скончалась.

Для Оксаны мир окрасился в непробиваемый серый морок. Как бы она выбралась из беспросветной безнадёги - не известно, не окажись в тот момент рядом Юры, который в трудную минуту взял на себя заботу о хрупкой, потерявшей двоих самых близких людей Оксане. Именно Юра помог ей вернуться к творчеству, которое, кроме всего прочего, оказалось отличным средством от душевной опустошённости, депрессии. Встав к мольберту, взяв в руки кисти и погрузившись в художественное переосмысление реальности, она постепенно вернулась к жизни. Сейчас много пишет, её работы экспонируются на различных выставках.


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»