Светлана Вишнякова: "Регистрация малых предприятий в Мордовии стала теперь несложной и прозрачной"

11.09.2014 11:59

Во многих постановлениях местной и федеральной власти можно встретить слова, призывающие уделять большее внимание развитию предпринимательства в России. Многие были бы не прочь попробовать себя на этом поприще, но отпугивала подготовительная бумажная работа, а затем постоянная отчетность. На деле же стать владельцем бизнеса не так сложно, как может показаться на самом деле. Надо только выбрать свою нишу - направление работы, иметь стартовый капитал, составить бизнес план и - за работу! Правда в обществе сложилось мнение, что открыть собственное дело в России невероятно сложно и дорого: сможет ли простой обыватель, справиться с оформлением документов, не прибегая к дорогостоящим услугам юристов?

О таком немаловажном деле, как регистрация малых предприятий на современном этапе рассказывает руководитель ИФНС №1 по Республике Мордовия Светлана Вишнякова.

– Теперь это сделать довольно несложно. Федеральная налоговая служба разработала в минувшем году дорожную карту «Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в рамках которой процедура регистрации предприятия становится все более простой и понятной. Так, например, с 5 мая 2014г. исключена необходимость освидетельствования в нотариальном порядке подлинности подписи заявителя в случае представления документов для регистрации юридического лица в регистрирующий орган лично заявителем. На настоящем этапе исчезло требование о предварительной оплате уставного капитала не менее чем наполовину с открытием временного счета в банке, отменена обязанность уведомлять налоговые органы и внебюджетные фонды об открытии счетов в банках. И если воспользоваться электронным сервисом «Создай свой бизнес» на официальном сайте налоговой службы, то необходимые документы можно подготовить максимально быстро, в том числе сформировать квитанцию на уплату государственной пошлины. Лицо, желающее стать индивидуальным предпринимателем, может подать заявку на регистрацию через интернет, и получить свидетельство о регистрации уже через час после личного обращения в налоговый орган.

– Каков в настоящее время размер государственной пошлины за регистрацию предприятия?

– В данном случае 4000 руб. необходимо оплатить за регистрацию юридического лица, 800 – руб. за государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.

– Светлана Викторовна, в настоящее время в Саранске в полную силу заработал Многофункциональный центр, оказывающий населению различные виды государственных и муниципальных услуг. Какого рода услуги, связанные с работой налоговых органов города, здесь может получить работник малого бизнеса?

– Через Многофункциональный центр любой гражданин может подать заявление о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, о государственной регистрации юридического лица, также через МФЦ предоставляется услуга по индивидуальному информированию налогоплательщика на основании обращений в письменной форме о действующих налогах и сборах.

–Вы упомянули об электронных сервисах налоговой службы, расскажите о наиболее полезных из них, с Вашей точки зрения, для бизнес - сообщества.

–Сегодня налоговая служба взяла курс на повышение уровня прозрачности реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так, на официальном сайте можно воспользоваться рядом электронных сервисов, с помощью которых можно осуществить государственную регистрацию юрлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществить бизнес-проверку себя и контрагента, получить адреса сведения о различных юрлицах и предпринимателях, получить выписки из ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц) и ЕГРИП (единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей). В начале года заработал сервис, открывающий доступ к реестру дисквалифицированных лиц. Кроме того, на сайте ФНС России, пока в тестовом режиме, размещены сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, не представляющих налоговую отчетность, а также имеющих задолженность перед бюджетом. Так что все зримо и прозрачно.

–Действительно, достаточно прозрачно. Но насколько пользователи электронных ресурсов могут быть уверены в достоверности публикуемых сведений и какие предпринимаются усилия со стороны налоговиков в этом направлении?

– Следует отметить, что прозрачность реестров, возможность быстро получить информацию о возможных партнерах и контрагентах, может помочь предпринимателям проявить максимальную осмотрительность в ведении бизнеса. Это несомненный плюс. Естественно, тот факт, что на сведения, содержащиеся в реестрах, ориентируется неопределенный круг лиц, накладывает на налоговые органы дополнительную ответственность за максимальную достоверность публикуемой информации. В рамках этой работы расширены основания для отказа в государственной регистрации, закреплено право заинтересованных лиц подавать возражения относительно предстоящего включения сведений о нем в специальный реестр, введено понятие проверки достоверности представленных сведений об адресе юридического лица. Таким образом, перед налоговыми органами в этом случае стоит непростая задача обеспечить зеленый свет добросовестным участникам экономической деятельности, максимально обезопасив их от действий недобросовестных бизнесменов.

– Расскажите, отвечает ли намеченная концепция в регистрации участников бизнес-сообщества мировым тенденциям, ведь в рейтинге Всемирного Банка Россия занимает 88 позицию по показателю «Регистрация предприятий»?

–Необходимо отметить, что в 2013 году Россия по этому показателю была на 101 месте. 1–е место в разделе «Открытие бизнеса» рейтинга Всемирного банка «DoingBusiness» занимает Новая Зеландия, где стоимость регистрации составляет 150 долларов. Мировой тенденцией в регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в настоящее время является создание публичных, достоверных и актуальных реестров, создание единых порталов для оказания населению электронных услуг. Бизнесмен должен быть правильно проидентифицирован, должна быть уверенность – он находится в рамках правового поля. И именно здесь проявляется огромная роль этих реестров (в первую очередь их прозрачности) как института доверия.Поэтому прилагаемые ФНС России усилия в сфере оптимизации регистрации предприятий по снижению административных, финансовых и организационных барьеров при создании бизнеса, повышению достоверности, публичности, актуальности этих реестров, по ужесточению законодательства, направленного на противодействие созданию и существованию так называемых фирм–однодневок и «непрозрачных» предприятий, в полной мере соответствует мировым тенденциям и подходам. Можно быть уверенным, что прозрачность этих реестров поможет развитию бизнеса в Мордовии и послужит хорошим заслоном для деятельности нечистоплотных бизнесменов.  

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

 

РИА «Инфо-РМ»