Две судьбы Марка Тишмана
29.07.2009 11:22
Его так и хочется назвать «звездным мальчиком»: он пришел на «Фабрику звезд» безымянным претендентом на место на звездном небе — а уже через два года стал победителем супершоу Первого канала «Две звезды»! Но для «мальчика» он, пожалуй, «староват»: 22 августа Марку Тишману исполнится 30 лет!
Почему же его талант раскрылся так поздно? Потому что он всегда был хорошим сыном. Родители не хотели, чтобы он становился певцом. А он не хотел их огорчать. Ради них он сначала поехал в Америку, а потом поступил в МГУ… А параллельно выстраивал свою собственную звездную судьбу…
Первая песня
В семье Тишманов музыкантов не было. Мама работала врачом в махачкалинской больнице, отец — начальником цеха на заводе. Когда сын сказал, что мечтает стать певцом, никто не воспринял это всерьез.
- Один наш родственник, живущий в горном селении, рассказывал: однажды к ним из города приехал бывший односельчанин. Собрались соседи, спрашивают: «Чем там занимаешься?». Он отвечает: «Пою в филармонии». А ему говорят: «Что ты поешь — это хорошо. А занимаешься-то ты чем?». Вот такое примерно отношение к артистам было и у моих родителей…
Но родители хотели, чтобы у сына было музыкальное образование. И отвели Марка в музыкальную школу. А там… Там ему чуть было не отбили любовь к музыке — в прямом смысле слова! Марку досталась очень строгая учительница, которая за любую ошибку била его по рукам. И после окончания музыкальной школы мальчик некоторое время близко не подходил к инструменту. Но прошло время — и он сам попросил родителей купить ему синтезатор.
Свои первые концерты Тишман давал во дворе многоэтажного дома, где жил с родителями и старшим братом Михаилом. Марк выступал и организатором, и солистом. Его детские концерты были… платными!
- За несколько дней мы всем объявляли, что такого-то числа состоится концерт, — вспоминает Марк. — Рисовали билеты. А потом продавали их взрослым — за настоящие деньги. На них мы потом покупали кому-нибудь из ребят подарок. Или мороженое на всех…
А в 13 лет он написал свою первую песню. Называлась она — «Я уезжаю в Америку».
Америка
- На волне перестройки каждый год из всего Советского Союза около двухсот человек отправлялись в Америку — как тогда это называлось, «по культурному обмену», — рассказывает Тишман. — И из Дагестана в тот год отправляли пятерых. Я был самым младшим. Сначала родители боялись отпускать меня так далеко. В то время из Дагестана мало кто бывал за границей, и маму знакомые пугали — говорили, что я попаду там в секту. Но они с папой мечтали, что я стану дипломатом. И видимо, мысль, что эта поездка — хороший шанс изучить язык и расширить мое представление о мире, пересилила страх…
Из Махачкалы детей сначала доставили в Москву, где они прошли специальную психологическую подготовку. Как оказалось, самое тяжелое для наших ребят на чужбине не языковый барьер, а тоска по родителям.
- Раз в неделю, согласно контракту, я пять минут мог говорить с родными, — вспоминает Марк Тишман. — Слышать мамин голос было для меня каким-то чудом — мне казалось, что она говорит с другой планеты! Мама давала мудрые советы, которые очень пригодились мне в жизни. Она просила меня научиться понимать других людей — вне зависимости от национальности, культуры и образования. Говорила, что у каждого своя правда, и если человек поступает определенным образом — значит, у него на то есть свои причины. Говорила, что со всеми людьми нужно оставаться в хороших отношениях. И если что-то не получается — причины нужно искать не в других, а в себе. Думаю, что именно в той поездке я стал созревать как личность…
Москва
Поездка за океан была хорошей школой самостоятельной жизни. А через три года Марк поехал в Москву поступать в МГУ на факультет иностранных языков.
- Я выбрал этот факультет по двум причинам, — говорит Тишман. — Во-первых, мне не нужно было готовиться, так как я практически в совершенстве знал английский. А во-вторых — я понимал, что языки пригодятся мне, когда стану артистом.
Поступил он легко. И первым делом — обрадовал родителей этим важным для них известием. А вторым делом — отправился в эстрадно-джазовое училище учиться вокалу. Там приемные экзамены уже закончились. Но целеустремленный и напористый паренек понравился педагогам — и ему предложили «бартер»: с ним будут заниматься вокалом — а он будет заниматься со студентами английским.
Он согласился. И иногда сам недоумевает — как он умудрялся везде успевать и закончить университет с красным дипломом.
- Для меня и для самого это загадка, — улыбается Тишман. — Вообще-то в университете меня любили — ведь я был постоянным участником концертов и КВН. И у меня есть предположение, что это прекрасные и добрые женщины из учебной части тайком исправили те несколько четверок, которые намечались у меня в дипломе…
Отучившись четыре года в МГУ и получив степень бакалавра, Марк объявил родителям, что уходит из университета, потому что… поступил в ГИТИС.
- Родители моего поступка не поняли, — вспоминает Марк. — Стали говорить, что это неверный шаг, что я не смогу прокормить будущую семью… И тогда за меня заступился брат. Миша сказал: «О чем вы говорите? Вы что, разве не понимаете — он же в ГИТИС поступил!».
Ближе к небу
Три года Марк прожил в студенческом общежитии, потом переехал на съемную квартиру. Деньги присылали родители, но их хватало только на самое необходимое…
- И когда я уже стал учиться в ГИТИСе, однокурсник предложил мне выступать в одном ресторане. Меня прослушала хозяйка ресторана, я ей понравился. С этого момента у меня началась другая жизнь — шумная и интересная. У нас был замечательный коллектив, мы пели с живыми музыкантами, каждый из них был профессионалом высочайшего класса — один даже работал у Леонида Утесова! А песни мы исполняли только те, которые нравились нам самим. В мой репертуар тогда входили «Пароход» Утесова, «Бесаме Мучо», «Let my people go»… Каждый вечер я получал свои 50 долларов — и был самым богатым студентом на курсе!
Но через какое-то время Марк почувствовал, что из ресторана надо уходить — иначе погрязнешь в этом образе жизни навсегда.
- И тогда с моим однокурсником Женей, который уже успел стать мои другом, ушли из ресторана и создали группу «Профсоюз». Именно тогда была написана песня «Ближе к небу», за которую несколько лет спустя я получил «Золотой граммофон» как автор и диплом «Песни года». Но это было потом. А тогда нас никуда не приглашали, хотя песня была очень популярной — на одной из радиостанций она вошла в десятку лучших. В конце концов группа распалась. Женя обладал оперным голосом, и без труда поступил в школу Галины Вишневской. А я решил пробиваться на эстраду…
«Фабрика звезд»
Марк, чтобы заработать на жизнь, выступал на корпоративных вечеринках и свадьбах. И посещал все кастинги и прослушивания, которые проходили в Москве. И вот однажды удача ему улыбнулась… Впрочем, этой удаче он обязан брату.
- Это Миша узнал, что идет набор на «Фабрику звезд», и заставил меня пойти. Я говорил ему: «Миша, меня не возьмут — возраст уже не тот!». А он дразнил меня: «Да ты просто боишься!». Наверное, я действительно боялся: у меня было столько кастингов, мне столько раз говорили: «Спасибо — до свидания!»… И когда я попал на «Фабрику» — чуть с ума не сошел от счастья!
Марк Тишман попал на «Фабрику звезд» в возрасте 28 лет — среди участников он был самым старшим. К нему шли за советом, за помощью. А ему порой самому требовались помощь и поддержка.
- Все-таки «Фабрика» — это конкурс, соревнование, — говорит Марк. — А я не люблю, когда меня с кем-то сравнивают. Не потому, что боюсь быть хуже, а просто в принципе не люблю гонок. В моем понимании к творчеству это не имеет отношения. Но отступать было поздно. Я мобилизовал свои силы, постарался не раскисать — и помогать, где это возможно, другим…
Однажды он чуть не вылетел: попал в номинацию. И его спасла Пугачева. Алла Борисовна спела с ним дуэтом песню «Холодно в городе», которую на Новый год исполняла с Филиппом Киркоровым. А потом, вдохновленный Примадонной, он блестяще исполнил песню собственного сочинения «Я стану твоим ангелом». И на «Фабрике звезд» занял второе место, по-джентльменски уступив первое Анастасии Приходько.
Родительский подвиг
Когда родители поняли, что сыновья обосновались в столице и в родную Махачкалу уже не вернутся, они решили тоже перебраться в Москву.
- Для меня их поступок казался невероятным: в их возрасте бросить все и уехать в никуда, — вспоминает Марк. — Мама больше десяти лет проработала заведующей терапевтическим отделением, папу все знали на заводе, где он прошел путь от простого рабочего до начальника цеха.
Они там обрели себя, друзей… Мы с братом их долго отговаривали — мы просто не представляли, как они смогут оставить все, к чему так привязаны. Но они не остановились ни перед чем! В Махачкале они продали огромную трехкомнатную квартиру, машину, гараж, чтобы купить крошечную двухкомнатную квартирку на окраине Москвы.
Мама в свои 50 лет поначалу работала на нескольких работах сразу — надо было на что-то жить, а папа долго не мог найти подходящую работу. Мне тогда казалось: ну зачем такие жертвы? И только сейчас я понял, как это важно, когда родители рядом! Правда, графики у нас абсолютно не совпадают: они встают рано, и когда я просыпаюсь, их уже нет, а когда возвращаюсь — они уже спят. Если мы и пересекаемся, то в выходные. Да и то с утра — вечером я чаще всего работаю…
«Две звезды»
«Фабрика звезд» принесла Марку Тишману популярность. Но настоящий успех ждал его впереди. В шоу Первого канала «Две звезды» в паре с актрисой Нонной Гришаевой они завоевали симпатии жюри и любовь миллионов зрителей. И заняли первое место — обойдя таких мастеров, как Григорий Лепс, Михаил Шуфутинский, Николай Гнатюк… Поклонницы завалили Тишмана подарками:
- После выступлений я постоянно обнаруживал в своей гримерке букеты цветов и мягкие игрушки. А однажды мне подарили мандариновое дерево. И даже звезду — малую планету, названную моим именем!
Кстати, сам Марк звездой себя не считает. А свой успех объясняет просто:
- Я считаю, что все зависит желания и упорства. Я всегда рассчитывал только на себя. Сегодня я занимаюсь тем, о чем всегда мечтал: пою и сочиняю песни. И никакого другого занятия для себя я не представлял и не представляю. Наверное, я ненормальный, но каждый день я засыпаю и просыпаюсь с одной мыслью: что же еще я могу сделать интересного? Знаю: если мне самому станет скучно в моей профессии — я тоже стану неинтересным и скучным для своих поклонников. Но пока у меня столько планов, что им не видно конца и края!
Сразу после шоу «Две звезды» Марка пригласили в два новых проекта на Первом канале: шоу «Сокровище нации» и «Большие гонки». Так что Тишману пока не до отдыха…
«Вечерний Саранск»