Юлия Пересильд: «Я знаю винтовку как свои пять пальцев!»

05.09.2014 10:31

Популярная актриса сыграла легендарную женщину-снайпера

Карьеру этой молодой актрисы, приехавшей когда-то покорять Москву из Пскова, можно считать успешной. Юлия Пересильд - одна из самых популярных актрис Государственного театра Наций, обладательница престижных театральных премий «Хрустальная Турандот» и «Звезда театрала». Зрители помнят ее по яркой работе в фильме Алексея Учителя «Край», по ролям в картинах «Лето волков», «Зимнее танго», «Пять невест», «О чем молчат девушки». Юлия удостоилась даже премии гильдии киноведов и кинокритиков «Белый слон». Она - востребованная артистка кино и совсем недавно вернулась со съемок в двух новых картинах. Об этих новых киноролях, а также о нелегкой судьбе актрисы и секретах воспитания детей мы с ней и решили поговорить.

Севастопольский стрелок
- Юля, в картине «Битва за Севастополь», съемки которой недавно закончились, вы сыграли снайпера. Сложная была работа?
- Я никогда в жизни не играла ничего подобного! Причем это не просто какой-то снайпер, а реально существовавшая женщина - Герой Советского Союза Людмила Павлюченко. Это легендарная личность - единственная женщина, получившая звание Героя при жизни, ибо на ее счету 309 уничтоженных фашистских захватчиков, это самый большой счет среди женщин-снайперов. Людмила Павлюченко родилась на Украине в Белой Церкви, а умерла в 1973 году в Москве. Она много лет дружила с Элеонорой Рузвельт - вдовой президента США Франклина Рузвельта…

- Вашим партнером по фильму, насколько мне известно, был Евгений Цыганов. Как вам с ним работалось?
- Все, что касается актерского состава в этом проекте, было прекрасно. С Женькой у нас была самая длительная совместная дистанция, ведь у него главная мужская роль. С ним так интересно! У него актерско-режиссерский ум, и он может много чего и придумать, и разобрать по косточкам. По дороге на съемки мы с ним обсуждали то, что предстоит играть, а когда ехали в машине со съемок - могли долго спорить о каких-то уже сыгранных сценах... Это был очень живой процесс - в кино такое не часто бывает.

- Вы играли снайпера - значит, и стреляли из настоящей винтовки?
- Да, я усиленно тренировалась, изучила винтовку Мосина и знаю ее как свои пять пальцев. Первые двадцать минут она казалась мне неподъемной, а потом - ничего, привыкла. Хотя могу сказать, что после курса молодого бойца у нас некоторые девочки падали в обморок, у них начинались истерики. Даже чисто физически было тяжело.

- Снимали в Севастополе?
- И в Севастополе, и в Киеве, и на западной Украине. Хочется сказать спасибо нашему режиссеру Сергею Мокрицкому. Он бывший оператор, у него особый взгляд, очень точный в подробностях и деталях. Плюс у него прекрасное чувство юмора, помогавшее нам работать над картиной в это непростое время... У нас была украинско-российская группа, и эта работа всех очень сдружила, объединила и подняла над ситуацией.

- В другом новом фильме «Музыка во льду» вашим партнером был Дима Билан. Как вам работалось со звездой шоу-бизнеса?
- Я была приятно удивлена. Вообще-то я не люблю самоуверенных непрофессионалов, которые запросто могут позволить себе сняться в кино. И честно вам скажу: я боялась этого в случае с Димой. Хотя знала, что он кроме Гнесинки закончил и ГИТИС, но то, что у него нет актерского опыта, меня беспокоило. И мне очень понравилось, что он переживал, волновался. Я и сама такая: каждый раз перед новой ролью волнуюсь как в первый раз. Я люблю, когда люди переживают, когда задают себе вопросы: что играть, как играть? Когда они мучаются - по-любому что-то должно получиться!

«Я родилась в Театре Наций…»
- Вы знаете, что в Театре Наций вас называют любимой актрисой театра?
- Сколько людей - столько и мнений… Наверняка есть и те, кто меня категорически не любит. Это нормально. Как говорили в институте на занятиях по актерскому мастерству: «Вбейте себе в голову - вы не обязаны всем нравиться!». Хотя, конечно, приятно, когда к тебе хорошо относятся. Я вообще не могу работать, если меня не любят - я тогда плохо работаю! У меня это напрямую связано. А с Театром Наций особые отношения - это не просто театр, в котором я играю. В этом театре я родилась как актриса. Я видела, как его разрушали, а потом по кирпичику строили заново. Я видела, сколько трудов, нервов, сил тратят на него Евгений Миронов, Марина Смелянская, Рома Должанский - люди, которые взяли театр и на своих руках подняли и понесли. Для меня Театр Наций - это мой дом, как бы банально это ни звучало. Причем учтите, что в нашем театре нет постоянной труппы и на каждый спектакль проходит актерский кастинг.

- А как вы находите общий язык с вашим художественным руководителем Евгением Мироновым?
- Для меня есть три разных Жени. Есть Евгений Витальевич - руководитель Театра Наций. И как бы я его ни любила, какие бы теплые отношения у нас ни были, я четко знаю, что он мой руководитель, а я - актриса, которая работает в его театре. А партнер по сцене Евгений Миронов - это совершенно другой Женя. И это счастье - возможность бесконечного подглядывания за тем, как он работает, попытка максимально приблизиться к его способу жить на сцене. Хочется стать губкой и впитать в себя как можно больше. И есть третий Женя - это Женя как человек. Не знаю, как сложатся наши отношения дальше, будем ли мы делать вместе спектакли или нет, но я нежно люблю этого человека. Евгений Миронов очень много для меня сделал - и в бытовом плане, и в актерском. Я искренне за него переживаю, если, не дай Бог, что-то у него случается. И никогда не позволю, чтобы при мне кто-то о нем плохо говорил!

- А у вас бывают ситуации, когда вы думаете одно, а вынуждены говорить другое?
- Я не отношусь к людям, которые остервенело, до тупости, кричат правду. Нужно понимать, что правда обычно очень относительна. И то, что для одного человека правда, для другого может быть ложью. По отношению к разным людям, событиям, ситуациям у меня тоже есть какая-то своя правда, и наверно, не всегда это «самая правдивая правда на свете», как говорит Евгений Миронов устами Фигаро.

- Но вы можете не сдержаться и сказать кому-нибудь что-то нелицеприятное?
- Очень часто не могу сдержаться - и в любимом театре, и на съемочной площадке, и дома. Говорю что думаю. Я вполне понимаю, что это может не нравиться. Но у меня есть принципы, против которых не могу пойти.

«Дети - наше зеркало»
- Как вам удается сочетать работу в кино и театре и воспитание детей?
- Знаете, не обязательно, если ты актер, твои дети брошены. Любая другая мама работает с восьми до шести, а потом еще бегает по магазинам и точно так же не видит детей. А когда идут съемки, связанные с длительными отъездами, мои дети «скитаются» со мной. Но дочь Аня взрослеет, и я начинаю думать о том, что ей, наверно, пора начинать какую-то свою жизнь - например, посещать систематические занятия. Воспитание детей - это нелегко. Видимо, у меня мозг поделился на две половинки: одна отвечает за профессию, а вторая - за семью. Поэтому я никогда не снимаюсь параллельно в двух картинах - не потому что я не успеваю физически, просто мозг не справляется. Мне проще, если могу разложить все по полочкам, выстроить схему: нужно с детьми пройти врачей, сходить туда-то, показать то-то... Другое дело, что у меня почти никогда это не получается на все сто: обязательно что-то разваливается. Но я стараюсь! Плюс, конечно, у меня есть няни, которые мне очень помогают.

- Как вы относитесь к тому, что некоторые актрисы сознательно отказываются от детей в угоду профессии?
- Раньше даже была соответствующая политика - считалось, что лучше сделать аборт, чем «плодить нищету». И люди даже не знали, что это грех! Людям сказали: это - черное, это - белое, и они довольны. А завтра скажут, что наоборот: черное - это белое, и все будут кричать: «Да, правда, это белое, белое!». Почти каждому в глубине души очень хочется, чтобы кто-то решил за него, чтобы кто-то объяснил, как надо жить. Очень хочется, например, отдать своих детей учить языки и найти того, кто будет ответственным за знание этих языков. Но никто не будет, кроме тебя! Как научить малыша любить чтение? Очень просто: он должен каждый день видеть, что ты это делаешь... Я - человек эмоциональный, могу в запале закричать: «Да что же это такое?!». И потом вижу, как мой ребенок машет руками и приговаривает: «Да что же это такое?!». Дети - наше зеркало. По крайней мере, пока маленькие. А дальше вообще непонятно, как все происходит. Ведь есть дети, в которых столько вложено, а КПД - ноль! А есть брошенные дети, у которых глаза на всё горят, которые учатся с удовольствием, а потом делают карьеру. Тут, похоже, никакого готового рецепта нет. Единственное, что ты можешь сделать - вовремя позаботиться об их здоровье. А в остальном это отдельные люди, которые и без нас все решат и сделают по-своему. И нужно уметь просто вовремя отойти и не мешать...

«Вечерний Саранск»