Честная оценка

05.09.2014 09:38

В Мордовии обсудили успешные результаты и проблемные моменты образовательного процесса

Проблемы повышения качества образования учителя и воспитатели Мордовии обсудили на своем традиционном «августовском педсовете». В течение недели в рамках республиканского образовательного форума на различных дискуссионных площадках, совещаниях и мастер-классах шел активный обмен мнениями, после чего на пленарном заседании были подведены основные итоги проделанной работы.

По словам министра образования Мордовии Николая Бычкова, на недостаток первоклассников республике жаловаться не приходится. В нынешнем году двери 370 школ региона впервые распахнулись для 7441 ребенка - это сразу на 427 человек больше, нежели в 2013-м. Всего же за парты сели 29 тысяч 209 мальчишек и девчонок. Для их успешного обучения созданы все необходимые условия. Только на строительство, ремонт и реконструкцию образовательных учреждений было направлено более миллиарда рублей бюджетных средств. Кроме того, закуплены новые учебные пособия, мебель, комплекты учебной и методической литературы, спортивный инвентарь и лабораторное оборудование. Горячее питание тоже организовано почти повсюду.
- По данным федерального мониторинга, в республике 77 процентов школьников занимаются в оборудованных классах, 90% - с использованием интернет-технологий, - с удовлетворением констатировал министр. - 40,5 процента общеобразовательных учреждений активно применяют дистанционные методы обучения.
Есть позитивные сдвиги и в сфере кадровой политики. Из 6803 педагогов 285 являются обладателями грантов Президента страны, 225 человек получили премии Главы Мордовии. Почти 91 процент учителей имеют высшее образование, свыше 23 процентов - высшую квалификационную категорию.
При этом наметилась тенденция к омоложению кадрового состава. Средний возраст педработников сократился до 43 лет. Количество молодых специалистов, напротив, увеличилось за последнюю пятилетку с 7 до 11%. Только с начала текущего года в школы пришли 118 человек, главным образом - выпускники вузов. 399 молодых специалистов получают дополнительные выплаты от 2 до 4 тысяч рублей ежемесячно. Также предусмотрены существенные (до 50 тыс. руб.) надбавки для педагогов, чьи воспитанники добиваются успехов в тех или иных дисциплинах.
И все-таки проблем в отрасли еще хватает. Среди них - отсутствие объективной системы оценки учительского труда. В большинстве школ положенные стимулирующие суммы попросту поровну распределяются между работниками. Пользы от такой уравниловки, правда, немного. Зато возгласов возмущения не слышно.
Напоминает о себе и пресловутый кадровый голод. Педагогов, в особенности грамотных, перспективных и инновационно мыслящих, по-прежнему не хватает. А школы, где существует конкурс вакансий, можно и вовсе по пальцам сосчитать.
Слабо организована также профориентационная работа. Молодежь понемногу приходит на предприятия промышленности, строительства и сельского хозяйства. Вот только спрос на технарей порой в десятки раз выше. Увеличению притока молодых специалистов призваны способствовать, например, создаваемые ныне учебно-производственные комплексы, активно сотрудничающие с конкретными производствами.
Выступивший на форуме руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов в свою очередь обратил внимание на объективность результатов Единого государственного экзамена:
- Они должны отражать реальные знания ученика, - заявил он. - Нам нужны не хорошие или плохие, а объективные оценки. Ведь честно заработанные баллы - залог успеха выпускника во взрослой жизни.
Руководителя Рособрнадзора поддержал Глава Мордовии Владимир Волков. Он напомнил, что средняя оценка, полученная мордовскими школьниками в нынешнем году, оказалась ниже прошлогодней сразу на 12 пунктов. И не потому, что дети стали более ленивыми и безграмотными. Просто были приняты все меры для того, чтобы экзамены прошли в условиях максимальной прозрачности и строжайшего контроля одновременно. Причем подобная картина была характерна для всей страны. Пришлось даже снизить порог сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. С физикой же и вовсе не справился каждый пятый ученик.
- Ужесточение правил - шаг совершенно оправданный, - заметил Глава Мордовии. - Единственным фактором, влияющим на количество набранных баллов, должны быть только знания выпускников. Необъективные показатели развращают молодых людей, иногда позволяют занять бюджетные места в престижных вузах, но не придают уверенности в собственных силах, а порой и ломают судьбы. Потому необходимо окончательно отойти от практики завышения отметок.
Владимир Волков подчеркнул, что в Мордовии есть школы, где ученики без особого труда справляются с самыми сложными заданиями, даже набирают на ЕГЭ очень высокие баллы. В качестве примера он привел Республиканский лицей - центр для одаренных детей. Сейчас и по сформированной материально-технической базе, и по качеству подготовки воспитанников он уверенно входит в число самых лучших в стране. Тут полностью отработана система отбора талантливых ребят и педагогов. Есть успехи на российских и международных научных олим-пиадах.
В то же время лишь 53 процента выпускников лицея предпочитают продолжить обучение в мордовских вузах. Тогда как остальные останавливают свой выбор на иногородних университетах и институтах.
- Трагедии из этого никто не делает, - уточнил лидер региона. - Мы уважаем выбор ребят, хотим, чтобы они получили лучшее образование в ведущих вузах. Нужно лишь заранее позаботиться о том, чтобы полученные знания шли на пользу родной республике, чтобы их можно было здесь реализовать. А значит, стоит задуматься о создании целой системы контрактов и договоров с работодателями, предусмотрев в ней определенные материальные и социальные гарантии.
Попутно следует продолжить работу по повышению престижа местных вузов, а равно - отдельных специальностей и направлений. Благо уже достигнутые результаты вызывают определенный оптимизм. Так, если раньше золотые и серебряные медалисты крайне неохотно поступали в пединститут, то сегодня количество отличников, желающих связать свою жизнь со школой, заметно увеличилось.
- Это свидетельствует о том, что труд педагога становится все более уважаемым и почетным, - сказал Глава. - Со своей стороны мы и впредь будем делать все возможное в плане поддержки учителей. Безусловно, продолжится реализация майских (2012 г.) указов Президента. Зарплата педагогических работников будет увеличиваться.
Отдельной темой стала адаптация детей из семей вынужденных переселенцев с Украины к российскому образовательному процессу. В Мордовию уже прибыли оттуда более 200 ребят школьного возраста. Все они обеспечены местами в образовательных учреждениях, комплектами учебников и школьной формой.
- Защищая права учащихся на получение качественного образования, ни на секунду нельзя забывать о нашем гражданском, человеческом долге, - подчеркнул Владимир Волков. - Нужно помочь им влиться в новую среду, проявить порядочность, добросердечность и понимание. Важно всегда помнить, что чужих детей не бывает!

«Вечерний Саранск»