Премьер московского театра Алексей Любимов: «Хочу танцевать на саранской сцене!»
27.08.2014 13:21
«ИМ» давно следит за творческой биографией нашего земляка Алексея Любимова, который уже полтора десятка лет исполняет сложнейшие балетные партии в спектаклях Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
А взяли его в штат прославленного столичного театра практически сразу после окончания Пермского хореографического училища. Потому что в постановке тогдашнего художественного руководителя «Стасика» Дмитрия Брянцева, молодой Любимов рискнул исполнить довольно рискованные акробатические элементы, на которые другие артисты просто не осмеливались.
Кстати, дебютировал Лёша тоже в довольно непростых партиях в спектакле «Щелкунчик» Саранской хореографической школы, когда ему было 12 лет.
По типажу изящный блондин Алексей Любимов – классический герой, эдакий влюбленный благородный принц. Не случайно теперь уже в репертуаре московского тетра он танцует главных Принцев в «Золушке» и «Щелкунчике», Зигфрида в «Лебедином озере», Париса в «Ромео и Джульетта», Эдварда/Принца в «Русалочке». Впрочем, современные хореографы нередко видят в Любимове недюжинный потенциал для создания глубоких психологических и даже трагических образов. Не случайно гамбургский балетмейстер-интеллектуал Джон Ноймайер доверил Любимову партию Кости Треплева в своей «Чайке» (по Чехову), мэтр отечественной хореографии Юрий Григорович, осуществляя постановку новой версии легендарного «Каменного цветка», именно Алексея увидел в роли Данилы-мастера. Любимова охотно приглашают и в другие театры. Художественный руководитель Астраханского балета Константин Уральский, ангажировавший Любимова на открытие нового театра, специально на него поставил спектакль «Вальс белых орхидей». А через год попросил Алексея станцевать в астраханском «Ромео и Джульетта» не характерный для него образ провокатора Тибальда.
Впрочем, Алексей Любимов органичен как в спектаклях классической стилистики, так и в модерновых постановках - чеха Иржи Килиана, испанца Начо Дуато, финна Йормы Эло.
Кстати, именно благодаря Алексею местным ценителям хореографического искусства два года назад представилась возможность воочию лицезреть лучшие балетные произведения Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Любимов и его коллеги показали в Саранске и классику, и модерн.
- Я счастлив, когда появляется шанс выступить в родном городе и познакомить земляков с образцами современной хореографии, - признаётся Алексей.
- Но ты ведь приезжаешь в Саранск не только, когда есть шанс выйти на сцену.
- Конечно. Сюда я приезжаю навестить маму, во многом благодаря которой я стал артистом балета. Ну и заодно, чтобы подправить здоровье, в местном санатории каждое лето прохожу реабилитационный курс. Тем более, минувший сезон получился довольно-таки напряженным в плане физических и не только нагрузок.
- Слышала, что сезон вы закрыли в июле премьерным спектаклем балета «Манон» британского классика Кеннета МакМиллана по роману аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» на музыку из различных опер Массне. Об этом много говорили и писали в центральной прессе: «необычный трехактный и трехчасовой спектакль с яркими персонажами и красивыми подробностями». В чем заключалась специфика работы?
- Постановкой и подбором исполнителей занимались англичане - специалисты Ковент Гарден, скрупулёзно следящие, чтобы всё соответствовало замыслу МакМиллана. Но если честно, для нас, российских артистов многое казалось незнакомым, непонятным. Хотя МакМиллан, изобретая собственный жанр драмбалета, большой стиль и атлетический характер поддержек позаимствовал у советского балета, соединив их с экстремальностью форм и острой психологичностью.
Кастинг был довольно жёстким. Сначала на каждую роль пробовалось по 8 человек. Но к премьере осталось лишь три состава. К примеру, из моих конкурентов в процессе подготовки кто-то, поняв, что физически не справится, сам отказался, других – отсеяли постановщики.
- А в чем, по-твоему, заключалась основная сложность?
- Кроме сложных поддержек, хореография МакМиланна насыщенна различными акробатическими прыжками. А поскольку на раздумья времени не оставалось, приходилось всё выполнять слёту, что не всякий организм выдержит.
Но лично для меня ещё более непростой задачей оказалось психологическое воплощение своего героя. Поскольку мне досталась партия откровенного циника брата Манон – Леско, для которого не существует никаких нравственных ценностей, который готов торговать когда и чем угодно, в том числе собственной сестрой. Мне, как человеку, такое совершенно несвойственно. Чтобы внешне быть похожим на свою сценическую сестру, балерину-шатенку, исполнявшую партию Манон, мне пришлось танцевать в парике. Но выступать в парике – совершенно не трудно, нежели войти в образ отъявленного подонка.
- Как всё-таки справился с задачей?
- Судя по всему, да. Естественно, перечитал роман аббата Прево. А ещё, случилось так, что за пару недель до нашей премьеры в Москве гастролировал английский Королевский балет, с которым сам МакМиллан ещё в 1974 году поставил «Манон». Это спектакль до сих пор считается «визитной карточкой» Ковент Гарден, и на сей раз, естественно, британская труппа показывала его на сцене Большого театра. Я специально пошел на одно из представлений, чтобы подсмотреть какие-нибудь подсказки, каким должен выглядеть Леско. Но, как ни странно, британцы смотрелись мало убедительно. Я ушёл после первого акта, понял, что решение нужно искать самому. И судя, по реакции публики, нам удалось справиться с задачей.
- Но вывозить «Манон» на гастроли, наверное, недешёвое удовольствие. Спектакль многолюдный, со сложными костюмами и декорациями. Потому и билеты для немосковского зрителя окажутся не по карману. Но кроме «Стасика», ты, насколько я знаю, участвуешь и в других проектах. В частности, уже ни один год выступаешь в концертной программе Анастасии Волочковой.
- Да. А ещё мы давно дружим и сотрудничаем с талантливым молодым хореографом Никитой Дмитриевским. Он делает оригинальные пластические произведения как в России, так и за рубежом.
В этом году Никита пригласил меня в свою постановку «Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери. Там занят популярный киноактёр Евгений Стычкин, Роза говорит голосом Чулпан Хаматовой. А зрелищность сюжета воссоздаётся посредством 3D-мэпинга, мультимедийного шоу, этнической и современной музыки, сложной световой партитуры и современной пластики. В спектакле заняты также моя партнёрша из Музыкального театра им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Оксана Кардаш, артисты Большого театра Александр Смольянинов, Антон Савичев и другие.
«Маленького принца» в мае и июне показали в Театральном центре им. Вс. Мейерхольда. На премьеру с семьей прилетал племянник Сент-Экзюпери – Жан д'Аге. А сборы с одного представлений были направлены в Фонд поддержки больных детей «Подари жизнь».
Осенью планируются гастроли с «Маленьким принцем» во Францию.
- Будем надеяться, что после Франции, «Маленький принц» попадёт и в Саранск. Тем более, в последние годы Мордовия породнилась с Францией.
- Думаю, моим землякам будет небезынтересно такое необычное визуально-музыкально-пластическое прочтение доброй сказки о том, что главное – любить мир и людей в нём, принимать жизнь такой, какая она есть, и помнить – «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце».
Мила МЕЛЬНИКОВА
«Известия Мордовии»