Во кузнице молодые кузнецы! Как журналисты «ИМ» учились ковать «загогулины»

24.07.2014 11:51

 

Идея о том, чтобы примерить на себя всевозможные промыслы, необычные профессии, национальные ритуалы, вылилась в проект нашей газеты «Сделай сам!». В прошлый раз журналисты «Известий Мордовии» попали на мастер-класс в музей мордовской национальной культуры и своими руками смастерили куклу-оберег, которая приносит радость и добро. Сегодня мы познакомим наших читателей с настоящим кузнецом и тонкостями кузнечного дела.

Молотобоец, кувалда и другие

О том, что в Ковылкине расположена самая что ни на есть настоящая кузница, я узнала из туристического буклета.  «Куй железо, пока горячо», - вспомнили мы с фотокорром Ольгой крылатую фразу из горячо любимого советского фильма, и отправились на поиски кузнецов. 

Почему-то в моем сознании кузнец представлялся бородатым и молчаливым дядькой с гигантскими мускулами и хмурым взглядом. Но встретил нас совсем юный, добродушный и улыбчивый паренек Андрей - в общем, полная противоположность тому образу, который давно прижился в моей голове. Впрочем, выяснилось, что Андрей Волгусов - пока только ученик кузнеца, и начал осваивать это дело не так давно. Но тут он, прямо на наших глазах, очень ловко превратил железный штырь в красивый завиток. И на мгновение показалось, что кузнечное дело - не такое уж и сложное, как принято считать.

Теперь настала моя очередь ковать. В соответствии с техникой безопасности мне выдали огромные, рассчитанные на большую мужскую руку, жароустойчивые перчатки, новый железный штырь, и я подошла к печи. Ужас! В лицо пыхнуло жаром, и вместе с потом по нему потекла косметика. Нагревать штырь в открытом пламени нужно минут 10-15, а потом уже можно работать с «покрасневшим» железом. На наковальне есть специальное приспособление.

Прикладываешь раскаленный металл к нему и медленно, но с силой поворачиваешь вокруг оси. Моя «загогулина» получилась кривой и кособокой. Я очень расстроилась, увидев свое творение. Пытаясь исправить изъян, старательно крутила эту палку и так, и эдак, но лучше уже никак не получалось. Пришлось мастеру ее выправлять. После его вмешательства получилось очень даже неплохо! Вот такие узоры делают кузнецы для украшения оград и заборов, а сварщик потом соединяет все эти завитки в единую композицию.

- А теперь попробуем сделать пику, - предложил кузнец.
Еще раз раскалил в печи железо, и несколькими ударами молотка быстренько заострил наконечник. 
Если закруглить штырь у меня получилось криво, то заострить наконечник, не получилось совсем. Я изо всех сил лупила молотком по железу, но оно никак не подчинялось.

- Ударять молотком нужно по касательной, с помощью удара как бы вытягивая металл, - учил Андрей.
Через некоторое время какое-то подобие острия прорисовалось, но до настоящей пики моему «изделию» было ой как далеко. 

А что самое сложное в кузнечном деле? - спросила я, разглядывая узорчатые ограды, которые мастера делают на заказ.

Подковать блоху, - на полном серьезе ответил Андрей. - Я буду к этому стремиться.
Когда кузнец вытащил молотобоец и лом, я почувствовала, что вспотела и устала, и ковать лом точно «не потяну». Поэтому лом Андрей ковал уже сам. А я только смотрела.

Кузнецы - творцы

Многие считают, что труд кузнеца полностью себя изжил. Но они, к счастью, ошибаются. Сегодня уже практически невозможно встретить частную кузницу в том виде, который был ей присущ один-два века назад. Но кузнецы не остались без работы. Сегодня произведения, которые выходят из-под их молотов, пользуются большим спросом у бизнесменов, деятелей культуры и просто у тех, кому нравится необычный вид художественно изогнутых металлических пластин, формирующих замысловатый сюжетный орнамент.

Теперь кузнец воспринимается не как представитель тяжелой, рабочей профессии, а скорее, как творец вручную, преображающий холодный металл в цветы, лица животных, которые выглядят так, как будто бы они состоят из обыкновенной плоти. Кованые решетки, лестничные или балконные ограждения, узорные скамьи, ставшие незаменимым атрибутом паркового дизайна, кованая мебель и другие изделия подобного профиля стали основной продукцией современного мастера-кузнеца. 

Наталья ПЕРШИНА.

«Известия Мордовии»