Беженцы из Луганской и Донецкой областей не хотят возвращаться на Украину

02.07.2014 10:01

Как уже сообщали «ИМ», в связи с вооруженными действиями на юго-востоке Украины в Мордовию прибывают беженцы из Луганской и Донецкой областей. В республике работает оргкомитет по оказанию помощи этим вынужденным переселенцам. Для беженцев находят работу и жилье, а множество неравнодушных жителей Мордовии собирают одежду, предметы первой необходимости и продукты для луганцев, дончан и краматорцев, оставшихся практически без имущества. Открыт счет, на который перечисляется помощь беженцам с Украины.

«Возвращаться нам некуда»

Первые 60 беженцев с юго-востока Украины, в основном из сел Донецкой и Луганской областей, организованно прибыли в Мордовию несколько дней назад. Их разместили в общежитиях МГУ им. Н.П. Огарева (на ул. Б. Хмельницкого) и Саранского автомеханического техникума (ул. Солнечная). Это временное жилье. Госкомтрудзанятости РМ ведется активный поиск работы для вынужденных переселенцев. Работодатели предлагают людям только вакансии с предоставлением постоянного жилья.

Украинцы, приехавшие в Саранск, пережили многое. Только дети улыбаются, как ни в чем не бывало. Их родители сдержаны и серьезны. Общаясь с корреспондетами «ИМ», беженцы не называют свои фамилии и за очень редким исключением отказываются фотографироваться. У многих из них осталась родня в Донецкой и Луганской областях, и люди боятся, что их близких будут преследовать украинские власти.

Бывший житель Донецкой области Дмитрий с женой и двумя дочками, 5 и 12 лет, приехал в Саранск из Славянска. «Города-героя Славянска», - подчеркивает он. «Люди боялись, когда уезжали с Украины, - признается Дмитрий. - Мы не знали, куда едем, просто увозили семьи подальше от пуль. С собой брали самое необходимое: документы, смену одежды - и всё».

Зато на подъезде к Мордовии у людей появилась уверенность в будущем. «Еще когда мы ехали к вам с пункта временного размещения в Ростовской области, нам объяснили, что в Саранске помогут с жильем и работой, - говорит Дмитрий. - Я железнодорожник, но готов на любой труд. Мы приехали сюда, чтобы остаться. Да и возвращаться нам, по сути, уже некуда. Славянск опустел наполовину. Электричества там нет, воды нет, магазины и аптеки закрыты. Люди ночуют в погребах. Продукты в город подвозят понемногу. Лекарства мы получаем только из гуманитарных грузов. Питьевую воду доставляют на машинах, но ее мало. Люди ходят с ведрами к колодцам. Это словно блокада Ленинграда».

 

«Мама, нас убьют?»

В перемирие, объявленное Петром Порошенко, в Новороссии не поверили: просто потому, что и во время него продолжались обстрелы. «Сладкий Петя» - не указ Ярошу, Коломойскому и всем, кто создал карательные батальоны, - говорят беженцы. – Порошенко никто не слушает. Украинские каратели обстреливают жилые дома, школы, больницы, детские сады. Гибнут люди».

«Наши дети все понимают, - рассказала «ИМ» жительница Луганска Ольга. В Саранск она приехала с мужем и двумя дочками, 4 и 5 лет. - Конечно, в Луганске спокойней, чем в Славянске, рынки и магазины работают, но взрывы слышно, и обстреливаются пригороды: в поселке Макаровка, в городке Счастье есть разрушения. Однажды вечером я с дочкой вышла на улицу, низко над домами летел украинский военный самолет. Дочь посмотрела на него и спросила: «Мама, нас убьют?»

«Правду от детей скрыть нельзя, - согласен с Ольгой Дмитрий. - Сначала я говорил младшей дочке об обстрелах: «Это Дед Мороз салюты запускает». А потом она сказала мне: «Какой же Дед Мороз летом?» Даже ребенку понятно: идет война. Лозунг Киева – «Украина – единая страна». Но о каком единстве может идти речь, если нас убивают даже во время перемирия?»

 

«Видели негров»

Покинуть осажденный Славянск семье Дмитрия было непросто. На украинском блокпосте из автобуса беженцев заставили выйти мужчин. У военнообязанных спрашивали: почему не воюют? (В украинской армии – «ИМ») «А против кого мне воевать? – сказал им Дмитрий. – Я не хочу воевать». Мужчин отпустили. Но везет так не всем. Как говорит Дмитрий, мужчин, так же выезжавших из Славянска, только в Крым, и отказавшихся вступить в украинскую армию, каратели расстреляли. «А что вы хотите? - говорит Дмитрий. - У этих вояк «герой» - Бандера».

Под каким «допингом» воюют каратели, в Славянске знают хорошо. «У меня друг в ополчении, - говорит Дмитрий. – Обходя пригороды, один раз они наткнулись на брошенную стоянку «нацгвардии». Там валялись шприцы. То, что на стороне карателей есть иностранные наемники, - правда. Под Славянском брали в плен прибалтийских женщин-снайперов. Среди противника наши видели негров, есть фото. Часто каратели в неразберихе обстреливают друг друга».

Но Славянск держится, несмотря на обстрелы. Ополчение пополняют простые жители Луганской и Донецкой областей. «Люди бросают все и идут защищать свои дома. Если бы не дети, я бы тоже записался в ополчение», - говорит Дмитрий.

 

«Влюбились в Саранск»

Пережив обстрелы и лишения, возвращаться на Украину беженцы отказываются категорически. «Для карателей мы не люди, а жуки, «колорады», которых надо убить», - говорит уехавшая из Луганска Ольга. - Мы остаемся в Мордовии. Будем пускать корни. Обстроимся – перевезем родителей. Мы успели прогуляться по Саранску и влюбились в этот город. Поражает чистота: нигде не увидишь ни бумажки. Общежитие нам дали хорошее. У каждой семьи отдельная комната. Питание организовано хорошо, мы не успеваем проголодаться. Люди, которые с нами общаются, - отзывчивые, улыбчивые. Чувствуешь, что россияне - наши браться и сестры».

«Да, приняли нас хорошо, - говорит другая жительница Луганской области, Светлана. - Мы очень благодарны всем, кто нам помогает».

С Украины каждая семья беженцев уезжала буквально с парой пакетов личных вещей. Люди бросали годами нажитое имущество. Но в Саранске для них вовсю идет сбор помощи. Холл общежития на ул. Б. Хмельницкого заполнен горой вещей. Несут одежду, обувь, стиральный порошок, средства личной гигиены, игрушки для детей, продукты.

Когда корр. «ИМ» общались с беженцами, к нам подошла горожанка Ольга с внуком Семеном. «Внук нашел в Интернете информацию, что здесь разместили беженцев. – На глазах Ольги появляются слезы. - Мы хотим оказать конкретную поддержку какой-то семье». И Ольга начинает спрашивать у беженки, какого размера одежда и обувь нужна ей, ее мужу и детям.

Пока мы находимся в общежитии, решается судьба одной семьи с юго-востока Украины. МАПО «Восток» (Атяшевский район) предлагает работу главе семейства (он тракторист-машинист) и его старшей дочери (повару). Семье предоставили 3-комнатную квартиру. Представили аграрных предприятий всех районов РМ приезжают в общежития, чтобы предложить беженцам работу и жилье. 2 семьи беженцев уже перебрались в Старошайговский район: там для них нашлись вакансии сварщика, тракториста, животновода.

Уважаемые жители Мордовии! Мы надеемся, что вы не останетесь равнодушными к чужому горю. Вы можете помочь вынужденным переселенцам с Украины, перечислив посильное пожертвование на счет, открытый Министерством социальной защиты населения РМ. Из этих средств будет оказана материальная помощь беженцам.

Реквизиты

ГБУ Республики Мордовия «Территориальный фонд социальной поддержки населения»:

Министерство финансов Республики Мордовия (ГБУ Республики Мордовия «Территориальный фонд социальной поддержки населения» л/с 20813813821) р/с 40601810452893000002 в ГРКЦ НБ Республики Мордовия Банка России г.Саранск

ИНН 1325029741, КПП 132601001,

БИК 048952001, ОГРН 1021300975904

Назначение платежа –

код поступления 00000000000000000180

с пометкой «Для беженцев с Украины».

 


Александр ЕФРЕМОВ.

«Известия Мордовии»