Семья Телятник из Славянска нашла приют в Мордовии
11.06.2014 14:54
Аня Телятник все 10 лет своей жизни счастливо жила с мамой и папой, а два года назад у нее родился брат Никита. Анюта успешно учится в школе, посещает музыкальную школу, она хорошо поет и играет на фортепиано. Несколько лет назад семья Телятник переехала со съемного жилья к дедушке, родители начали ремонт в квартире. Так было до 2 мая 2014 года.
А сейчас Анечка Телятник вместе с маленьким братом, мамой Анной и папой Игорем находятся в Ковылкине у родственников и с ужасом следит на новостями с Украины, откуда их практически вынудили уехать. Сегодня они общаются с родными по скайпу. На праздник Святой Троицы в центре Славянска в 11 часов дня обстреляли церковь, где проходила праздничная служба, и горисполком, в актовом зале которого находились 150 детишек, ждавших эвакуации.
А в Ковылкине на Троицу праздновали несколько свадеб, молодые пары фейерверком ознаменовали начало семейной жизни. 10-летняя Анечка, услышав залпы за окном, бросилась на пол… Темный след проклятой войны не оставляет девочку и здесь в спокойной и мирной Мордовии.
Небольшой Славянск (120 тысяч жителей) тихий, спокойный городок, все жители которого имеют украинские паспорта и разговаривают на русском языке. В середине апреля в городе появились ополченцы, которые охраняли въезды в Славянск, строили баррикады.
- Никто не верил, что все эти меры пригодятся, - говорит Анна Телятник.
2 мая в Славянске начали стрелять.
- Два внедорожника бойцов «Правого сектора» прорвалась в город, еще два джипа ополченцы задержали на блокпосту, - рассказывает Игорь Телятник, - «правосеки» стреляли не по блокпостам, а по мирным людям, которые шли по тротуару.
Стрельба началась у здания СБУ, после чего горожане активно начали присоединяться к ополченцам. Мужчины взяли в руки оружие, женщины приносили продукты и готовили еду, даже бабушки отдавали часть своей скудной пенсии для ребят, защищающих родной город от украинских же солдат…
3 мая в Славянске ввели комендантский час. Город постоянно обстреливали с воздуха, особенно пострадали пригороды.
Родственники семьи Телятник из Винницкой и Житомирской областей перестали с ними общаться, считая их помощниками террористов.
- Если бы у меня был пистолет, я, зная, что вы за Россию, сама бы вас расстреляла, - сказала родственница Анне.
Детских пособий, зарплат и пенсий за май жители Славянска не получали.
Анна и Игорь отправили детей к бабушке, у которой во время артобстрелов дети отсиживались в подвале. Сама бабушка во время бомбежки оставалась в доме со старенькой лежачей мамой, женщины накрывались одеялом и ждали, когда улетят самолеты.
Как говорит Игорь, самый большой авианалет длился 80 минут. Он включал сыну мультики на ноутбуке, чтобы отвлечь, но малыш во время каждого взрыва крепче сжимал папину руку. Один снаряд даже снес крышку подвала…
9 Мая Славянск, несмотря ни на что, широко отметил День Победы. Ополченцы трижды объехали город на бронетехнике. Всех желающих катали на танках. Люди передавали ополченцам цветы и сигареты. Ветеранов, которые несмотря на угрозы киевских властей вышли с боевыми наградами и георгиевскими лентами, люди благодарили за их подвиг.
- В этот день бойцы нацгвардии ранили мальчика. Но его удалось спасти, - рассказывает Игорь.
Жители Славянска начали уезжать. В Анечкином классе учились 33 школьника, в мае их осталось 10. Уезжая, люди оставляют соседям ключи от дома, продукты.
Но большая часть жителей осталась: многие не хотят оставлять свои дома, своих родных, другим просто некуда ехать. Как говорит семья Телятник, в городе находятся более трех тысяч детей.
Военные вертолеты и самолеты украинских войск, национальной гвардии, «Правого сектора» постоянно облетают город, обстреливая Славянск.
- Среди них есть наводчики из Славянска, - уверен Игорь, - украинские военные точечно разбомбили все склады, водопровод, действующие предприятия, хотя гора Карачун, где они базируются, находится за 5 километров от Славянска.
Остаются в городе врачи и медперсонал. По словам Анны Телятник, у известного в городе хирурга, который три смены спасал раненых людей на операционном столе, просто не выдержало сердце, он умер от инфаркта прямо в больнице.
- В России по телевизору еще не все ужасы в Славянске показывают, - говорит Анна, - люди гибнут от пуль, от снарядов, осколков. Во многих семьях наших знакомых есть раненые, убитые.
Два городских морга переполнены, погибших не успевают хоронить. Украинские военные не забирают тела своих солдат, всех их свозят в городские морги. Можно представить, что там творится, холодильники в морге не работают – света нет несколько дней. Когда от рака умер дядя Анны Телятник, врачи «скорой» предупредили: «Хороните сразу, морги забиты, тело мы взять не сможем».
Аня Телятник успела закончить 4-й класс, каждый день родители за руку отводили ее в школу, а после занятий учительница не отпускала детей, дожидаясь родителей.
В городскую школу №13 попал снаряд, осколки поразили детский сад, стоящий рядом: воспитатели еще успели спрятать малышей в подвал. А ведь Анечкина школа совсем рядом с садиком находится.
Саша и Саша
Двоюродный брат Анны Александр Марчевский встал на защиту родного города, дома оставались жена Наташа на 9-м месяце беременности и дочка Танюша, которая успела закончить первый класс. 17 апреля в семье Марчевских родился сын Денис, и Александр решил вывезти семью в Киев, а сам вернулся в осажденный Славянск. В киевской маршрутке незнакомая бабушка обратилась к семилетней Танюше: «Куда едет такая красивая девочка?». Девочка ответила, что приехала к бабушке из Славянска. «Что ты врешь, из Славянска всех людей давно вывезли, там только террористы и русские оккупанты!» – возмутилась бабка.
В Киеве выяснилось, что брата Наташи, тоже Александра, мобилизовали, и отправляют брать Славянск. Но когда узнали, что в этом городе живет его сестра, Сашу оставили в военной части. Он смог рассказать сестре, что украинские военные отказываются убивать своих, поэтому на штурм Славянска отправляются иностранные наемники.
Где сейчас оба Саши, которых украинская власть разделила на два противоборствующих лагеря, семья Телятник не знает, остается только молиться Богу, чтобы сохранил близких и родных.
Хуже фашистов
Решение покинуть Славянск семье Телятник далось с трудом.
Игорь с женой не могли оставить дедушку - 83-летнего Анатолия Александровича Телятника, который из-за болезни нуждается в постоянном уходе. Он был в оккупации в Славянске во время Великой Отечественной войны, и долго не верил, что сегодня Славянск обстреливают и уничтожают украинцы…
В городе нет воды, электричество периодически отключают, но в темное время суток свет включать все равно нельзя. В магазинах давно закончились крупы, сахар, продуктов никто не завозит. Из-за постоянных авианалетов не работает связь, сначала отключили российские каналы, теперь телевизоры не показывают вовсе – уничтожена ретрансляционная вышка.
- Даже немцы такого зверства не творили, - говорит Анатолий Телятник.
Отца Игоря - Владимира Анатольевича, военного пенсионера, увидевшего, что творится в родном городе, сразил инсульт.
Окна частных домов в Славянске заколочены досками, в многоэтажках стекла крест-накрест заклеены скотчем.
СМИ наоборот
Люди в Киеве и других городах Украины уверены, что всех жителей из Славянска давно вывезли, украинские новости молчат о десятках и сотнях жертв «войны с террористами», в роли которых оказались мирные люди, женщины, старики и дети. Пятый канал украинского телевидения показывает такую картинку: пустой Славянск захватили террористы и «зеленые человечки» - российские военные.
«Никаких российских военных в городе нет», - говорит семья Телятник. - Когда в Киеве на майдане убивали безоружных бойцов «Беркута», украинское телевидение рассказывало о зверствах «Беркута», как они убивают людей».
Но люди на Украине продолжают верить местным СМИ, которые показывают действительность с точностью до наоборот.
Президента мы
не выбирали
25 мая состоялись выборы президента Украины, в них Славянск не участвовал. В Донбассе был открыт один избирательный участок – в аэропорту Донецка, но жители Славянска туда не попали.
А вот на референдум о статусе Донбасса народ шел как на праздник. Народ Славянска голосовал не только за независимость, но и против планов Киева об установке вышек для добычи сланцевого газа в спальном районе Славянска, которые превратят город в сырьевой придаток, непригодный для жизни.
- Мы до последнего ждали, что вернется Янукович и наведет хоть какой-то порядок, - с горечью рассказывает Анна. - Больно, что людей, которые погибли от рук своих же солдат, не вернешь... И, скорее всего, за их кровь, их жизни никто не ответит. Пока политики пытаются договориться, мирные люди продолжают умирать.
Игорь 14 лет проработал автослесарем, но ни дня стажа у него нет.
- На Украине работодатели из-за больших налогов официально на работу не оформляют. Если тебя что-то не устраивает, иди домой, - рассказывает он.
Средняя зарплата в Славянске 1300 гривен (3900 рублей), зимой квартплата составляет 860 гривен (2580 рублей).
Многие жители Украины приезжают в Россию на заработки, потому что там не то что на жилье, на жизнь не заработаешь.
- Если бы не помощь родных из Мордовии, мы дорогу не смогли бы оплатить, - говорит Игорь, - сегодня мы живем на полном их иждивении.
1020 километров
до тишины
Игорь и Анна знали, что ополченцы их выпустят из города, но обратного пути нет: боясь провокаций, ополченцы в город никого не пускают.
31 мая семья Телятник пересекла Российскую границу. Они проехали восемь украинских блокпостов, каждый из которых внушал ужас, вдруг отнимут документы, вдруг изобьют и выкинут из машины, а то и вовсе убьют…
У одной семьи из Славянска украинские военные порвали паспорта и они вынуждены были вернуться обратно. Машину семьи Телятник тщательно обыскивали на каждом блокпосту, перетряхивали все вещи.
- Если бы у нас нашли георгиевскую ленточку, расстреляли бы всех, - говорит Игорь.
Многие военные, посмеиваясь, интересовались, что происходит в Славянске: «Да разве же это война, вот в Нагорном Карабахе была война так война».
- У одного парня, который также пытался пересечь украинскую границу, киевские военные отняли машину, да еще и избили, - вспоминает Игорь.
Украинскую границу люди пересекают на машинах, автобусах, пешком. Бросают дома, чтобы спасти жизни своих детей и матерей.
На границе Белгородской области семью Игоря Телятника встретила семья дяди - тоже Игоря Телятника из Ковылкина.
Семья Телятник из Мордовии готова приютить всех родственников из Славянска, но транспортировать больных отца и дедушку без открытия гуманитарного коридора невозможно.
Сначала Игорь и Анна хотели отправить в Мордовию Анечку, но когда ситуация в городе стала опасной для жизни, Игорь решил вывезти всю семью. Да и 10-летняя Анюта запротестовала: «Вы с Никитой будете под пулями, а я в это время сидеть в тишине? А вдруг вас убьют?»
1020 километров проехала семья Телятник из Славянска в Ковылкино. Дети начали приходить в себя. Анна и Игорь пытаются через скайп и по телефону связаться с родными, узнать, как у них дела, как там родители.
Пока утешительных новостей нет. Анна не переставая плачет, они с мужем хотят вернуться, но пока это невозможно. Игорю 33 года, и он как военнообязанный может быть призван в украинскую армию, чтобы воевать против славянских ополченцев.
Когда мы приехали в Ковылкино, Анна сидела у ноутбука, безуспешно пытаясь связаться с мамой, но в этот день в Славянске связи не было.
Екатерина СПИРИДОНОВА.
«Известия Мордовии»