Прямой разговор с Россией

25.04.2014 08:52

На минувшей неделе Президент страны Владимир Путин в очередной раз пообщался с россиянами. Двенадцатая по счету «Прямая линия» продолжалась 3 часа 54 минуты. За это время Глава государства успел ответить на 81 из 2,5 миллиона поступивших вопросов. Впервые в разговоре смогли принять участие жители новых территорий - Крыма и Севастополя, а также международные эксперты, вышедшие на связь из Берлина. Еще одной новинкой стали видеообращения, причем одно из них записал экс-сотрудник ЦРУ Эдвард Сноуден.

Субъект переговорного процесса
Слово «революция», которое частенько употребляется в мире для оценки происходящих на Украине событий, Путин старался не произносить. Говорил об «известных беспорядках, которые привели в конечном итоге к антиконституционному перевороту, к вооружённому захвату власти». Особо была подчеркнута череда фатальных ошибок нового украинского руководства, вызвавших далеко не однозначную реакцию населения, в первую очередь - проживающего в Крыму и юго-восточных областях страны. «Россия никогда не планировала никаких аннексий и никаких военных действий в Крыму. Никогда! - отметил Президент. - Наоборот, мы исходили из того, что будем строить наши межгосударственные отношения с Украиной, исходя из сегодняшних геополитических реалий... Мы также всегда думали и надеялись на то, что наши люди, русские, русскоязычные граждане, будут проживать в комфортных для себя политических условиях, в комфортной обстановке и не будут никак притесняться, им не будут угрожать».  
Однако, столкнувшись с угрозами и притеснениями, люди все чаще стали задумываться о самоопределении, начали выдвигать своих лидеров. В таких условиях у власти только один путь - наладить прямой диалог с ними. Только так, «в ходе демократических процедур, а не с использованием вооруженных сил, танков и авиации, можно навести порядок в стране, - сказал Владимир Путин. - С людьми надо разговаривать и с их реальными представителями, с теми, кому люди доверяют. Надо выпустить всех из тюрем, помочь людям организоваться, выдвинуть дополнительных лидеров и начать диалог. Вот на востоке говорят о федерализации, в Киеве уже, слава Богу, говорят о децентрализации. А что за этими словами? Нужно сесть за стол переговоров и понять, о чём идёт речь, найти решение».
«Рука Москвы», или «Зеленые человечки»
Вместе с тем, в свойственной ему манере, Путин категорически опроверг слухи о «руке Москвы» и участии российских силовиков в захвате административных зданий: «Чушь это всё! Нет на востоке Украины никаких российских подразделений, нет специальных служб, нет инструкторов. Это всё местные граждане. И самым лучшим доказательством тому является то, что люди в прямом смысле слова сняли маски. И своим западным партнёрам я сказал: «Им некуда уходить, они никуда не уйдут, они хозяева этой земли, и нужно разговаривать с ними».  
А вот действовавших в Крыму «вежливых молчаливых людей» Путин «рассекретил»: «Я не скрывал, что наша задача заключалась в том, чтобы обеспечить условия для свободного волеизъявления крымчан. Мы должны были предпринять необходимые меры безопасности. Поэтому за спиной сил самообороны Крыма, конечно, встали наши военнослужащие. Они действовали очень корректно, решительно и профессионально. По-другому провести референдум открыто, честно, достойно было просто невозможно».

Бери ношу по себе
Говоря о бегстве Януковича, Глава Российского государства заметил, что выбора у того просто не было: «В России есть такое выражение: «Тяжела ты, шапка Мономаха». Виктор Федорович исполнял свой долг так, как считал возможным и нужным. Я с ним беседовал неоднократно и в ходе кризиса, и после того, как он оказался в РФ. Мы разговаривали в том числе о возможности применения силы.… Как он мне сказал: «Неоднократно думал об этом. Рука не поднялась подписать приказ о применении силы против своих граждан».
Соответственно, и «дело «Беркута» можно считать сфабрикованным: «Бойцы «Беркута», безусловно, честно, очень профессионально и достойно исполняли свой служебный долг. Это вызывает безусловное уважение. Но в конечном итоге то, что произошло, аукнется украинскому государству. Потому что нельзя унижать тех, кто его защищает. Мне известно, что бойцов «Беркута» в госпиталях не только лечить, их кормить отказывались. Наши обращения не имеют никакого ответа. Я думаю, люди все осознают и скажут спасибо».
Говоря о будущем, которое ждет наши государства, Владимир Путин выразил уверенность, что в основе добрососедских отношений должно находиться уважение к правам народов на выбор своего будущего. Если обе страны хотят быть успешными, они обречены на сотрудничество: «Если мы любим друг друга и уважаем друг друга, то мы должны и найти способ понять друг друга. Даже в рамках межгосударственных отношений, уверен, мы найдём взаимопонимание. Мы всегда были рядом с Украиной и всегда рядом останемся. Дело даже не в помощи, которую Россия оказывала Украине в течение многих-многих лет, выражаемой, кстати, сотнями миллиардов долларов. Нас связывает огромное количество общих интересов. Надеюсь, на Украине придёт понимание того, что иначе в Крыму Россия поступить не могла».

Русский взгляд на европейские ценности
Весьма характерно, что наши партнеры из Старого Света, похоже, уже близки к переосмыслению роли России в современном мире. Германские эксперты заговорили даже о становлении так называемой «русской Европы», проповедующей иные, нежели постмодернистский Запад, ценности. Впрочем, российский Президент не считает, что они столь уж сильно отличаются: «Мы все - люди одной цивилизации. Разные по характеру, темпераменту, но с одинаковыми глубинными ценностями. Я много раз говорил, что нужно стремиться к созданию Европы от Лиссабона до Владивостока. Если это удастся сделать, есть шанс в будущем мире занять достойное место. В противном случае останемся малозначимыми, неинтересными игроками, не оказывающими никакого влияния на мировое развитие… Действительно, в Европе мы сейчас наблюдаем процесс переосмысления ценностей. Другое звучание приобретают так называемые консервативные ценности, о которых я тоже неоднократно говорил. Победы консерваторов на выборах в Венгрии, Франции и других странах свидетельствуют об усилении этих тенденций. Происходящее, как мне кажется, связано со стремлением к повышению своего суверенитета, с пониманием того, что на национальном уровне некоторые вопросы - жизненно важные для граждан - можно решать более эффективно, чем, скажем, на уровне Брюсселя. Но есть и понимание того, что усилия надо объединять для решения общих задач».
Россия не собирается ограждаться от Запала «железным занавесом», добавил он впоследствии. «Железный занавес» - это советское изобретение, внутреннее событие. Мы свою страну, свой народ, свое общество ни от кого закрывать не собираемся».

«Преемственность» поколений
Витавший в воздухе вопрос о так называемой «пятой колонне» Президенту напрямую так никто и не задал. Вместо этого спросили о расслоении интеллигенции, коллективных письмах в поддержку действий России в Крыму, притеснении тех деятелей культуры, которые не поддерживают воссоединения полуострова с «большой землей».
«Да, я слышал, сам читал, что некоторые как бы желают поражения даже своей стране. В этом есть определенная наша традиция. Большевики, как известно, в ходе Первой мировой войны тоже призывали к поражению правительства своей страны. Наблюдается какая-то историческая преемственность - не самая лучшая. Мы ни в коем случае не должны скатиться в какие-то крайние формы борьбы, ни в коем случае нельзя шельмовать людей за их позицию. И я постараюсь сделать все, чтобы этого не было… Что касается коллективных писем - в поддержку ли действий государства или наоборот, все это допустимо. Конечно, при условии, что такое происходит по наитию, по зову сердца и души. Организованные, спланированные выступления я не могу поддержать».

Цена победы
Целая серия прозвучавших вопросов касалась социальных последствий принятия Крыма и Севастополя в состав России. Пенсии в апреле были проиндексированы не на 3 процента, а на 1,7. Кое-где под предлогом увеличения бюджетной нагрузки пообещали даже с мая урезать зарплаты учителей и врачей на 20 процентов…
«У нас нет необходимости сокращать какие бы то ни было социальные программы и гарантии, - сказал Президент. - Хочу ответственно заявить: социальные программы не будут сокращены, поскольку на всё предусмотрены средства. Поддерживать крымчан будем из резервных фондов Правительства. Индексация пенсий ни с Крымом, ни с Севастополем не связана. В соответствии с законодательством пенсия индексируется дважды - в феврале и апреле. Я не помню, чтобы Правительство публично и официально заявило об индексации на 3 процента именно в апреле. Да, были всякие мнения на сей счёт, но в результате поступили так, как предписывает закон. В феврале пенсии повысили на 6,5 процента, а в апреле - на 1,7 процента. Конечно, это скромное повышение, но это всё-таки лучше, чем понижение. А в целом мы должны и дальше двигаться в сторону повышения доходов наших пенсионеров, это очевидно».

Агропром - сфера особого внимания
Цены на продовольствие - еще один злободневный вопрос. «Что с ними происходит? - спрашивали россияне. - Почему, к примеру, стоимость зерна падает, а хлеб дорожает?»
«Вопрос не из лёгких, но реалии таковы, - заметил Владимир Путин. - Цены на хлеб выросли на 1,3 процента, на плодоовощную продукцию, на овощи - на 17,9%, причем на отдельные ее виды рост составил и 25, и 30, и даже 50 процентов. Это связано и с тем, что рубль просел, а также с удорожанием импортной продукции, потому что весной мы очень много продуктов завозим по импорту»
Выход, по мнению Президента, нужно искать в развитии отечественного агропрома: «В текущем году у нас в бюджете предусмотрены субсидии и деньги на поддержку сельского хозяйства - 170 миллиардов рублей. Будем внимательно следить за реалиями, за тем, что происходит на практике. Надеюсь, Правительство должно своевременно на это реагировать. Хотя я знаю настроение сельхозпроизводителей, которые считают, что Правительство запаздывает подчас и с субсидиями, и с другими мерами поддержки».

Остановить жилищно-коммунальный беспредел
«За Крым, конечно, спасибо, - обратилась к Главе государства жительница Челябинска. - Но почему Вы проводите антинародную внутреннюю политику в сфере ЖКХ, принуждая без того нищий народ оплачивать не только свои личные коммунальные услуги, но и платить за общедомовые счётчики, за общедомовые нужды, повышая таким образом оплату почти на 50 процентов? Надеюсь, вы не хотите, чтобы мы все перемёрли с голода?»
«Тема, бесспорно, острая, - согласился Президент. - Проблемы в отрасли копились десятилетиями. И в одночасье решить их не удастся. Общие счетчики увеличивают плату для конкретного потребителя. Это недопустимо, но стало общей практикой управляющих компаний. Расходы они стараются переложить на граждан. Для того чтобы избежать роста тарифов, в конце прошлого года, в частности, принят закон, согласно которому верхний их предел определяют сами регионы. Задача федерального Правительства - представить и предложить способ этих расчётов, установить верхний совокупный платёж. Кроме того, мы планируем выдавать лицензии управляющим компаниям. Выдача их начнется уже в нынешнем году. А с середины следующего года управляющие компании вообще работать не смогут без лицензий».

Как слово наше отзовется…
Складывается впечатление, что за ходом разговора Путина с народом российские чиновники следили едва ли не пристальнее его (народа) самого. А чем иначе можно объяснить, что реакция на высказанные Главой государства замечания порой следовала незамедлительно?!
Условия проживания инвалида-колясочника (он попросил помощи при переселении из аварийного барака) местное Министерство строительства изучило уже на следующий день. Ордер на новую квартиру чиновники, правда, так и не вручили. Зато «вошли в положение» и даже клятвенно пообещали сделать все возможное для скорейшего решения проблемы.
На Дальнем Востоке принципиальное решение о строительстве 50-километрового (!) подъезда от села Бельго к федеральной трассе (данный вопрос также поднимался во время «Прямой линии») было принято поистине молниеносно, задолго до завершения диалога «Путин - Россия». Тот факт, что прежде в строительстве дороги сельчанам регулярно отказывали ввиду ее полной нерентабельности, был просто проигнорирован.

Что немцу смерть, то русскому подвиг
Под занавес диалога Путин огласил поистине философский вопрос, заданный ему в письменном виде. Речь шла о трактовке такого понятия, как русский народ. Женщина из Петербурга уточнила, что речь идет не о политическом отношении, а о личном. «Мы не столь прагматичны, как другие народы, менее расчетливы. Но зато мы шире душой, - ответил Президент. - Может быть, в этом и отражается величие нашей страны, ее необозримые размеры». По мнению Главы государства, русский человек «развернут вовне, в общество». Например, только в России могли придумать поговорку «на миру и смерть красна»: «Смерть - это что такое? Это ужас. Что такое «на миру»? Это значит смерть за свой народ, говоря современным языком, за Отечество. Именно в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Отсюда и героизм во время военных конфликтов и войн, и даже самопожертвование. Отсюда же чувство локтя и наши семейные ценности. Мы всегда, сотни лет, опирались на них. Они никогда не подводили, и они нам еще пригодятся», - подчеркнул Путин.

«Айс-Крым» нам не нужен!
Не обошлась «Прямая линия» и без курьезов. Хит-парад здесь, безусловно, возглавляет вопрос о необходимости вернуть России Аляску, которая была продана США полтора века назад. Фраза Президента «Зачем вам Аляска?!» стала хрестоматийной почти сразу. «У нас северная страна, - продолжил он, - 70 процентов нашей территории относится к районам Севера и Крайнего Севера. Аляска - это разве южное полушарие? Тоже холодно. Давайте не будем горячиться». Путин подтвердил, что знает, как ее иногда называют «Айс-Крымом». «Еще «северные» им платить придется», - под хохот зала заметил он.
Поинтересовались у Главы государства и о новой первой леди. Но тот лишь шутливо заметил, что для начала следовало бы выдать замуж бывшую супругу. «А потом уж и о себе можно будет подумать», - сказал он.
Мальчик из Петербурга попросил передать привет лично для него. Президент с удовольствием выполнил просьбу. Шестилетняя девочка поинтересовалась, может ли он рассчитывать на помощь Обамы, если вдруг начнет тонуть.  «Не могу сказать, что у нас какие-то особые личные отношения сложились с Президентом США, - последовал ответ. - Но я думаю, он порядочный и достаточно мужественный человек, который, конечно же, готов прийти на помощь». Впрочем, сама перспектива пойти ко дну Президента ничуть не прельстила.
«Владимир Владимирович, согласны ли вы оставаться Президентом пожизненно?» - также спросили у Путина. Ответ оказался предельно лаконичным: «Нет».

P.S. Несмотря на то, что в ходе «Прямой линии» не прозвучало ни одного вопроса из Мордовии, на ее представителей ведущие обратили особое внимание. И немудрено. Ведь в зале присутствовали триумфаторы последней зимней Олимпиады - бобслеисты Александр Зубков и Алексей Воевода. Была там и сопредседатель регионального отделения ОНФ Наталья Боярова.

Андрей КРИВОВ

«Вечерний Саранск»