В Рузаевском районе Мордовии на заржавевшем куске железа проявился лик Иисуса Христа

23.04.2014 10:48

 

Рузаевский район по праву можно назвать колыбелью святых мест. Именно здесь раскинулись земли Праскево-Вознесенского женского монастыря, с его живительными источниками. Поток паломников со всех уголков страны особенно в дни пасхальной седмицы сюда нескончаем. Однако на карте маршрута желающих прикоснуться к вечному появился ещё один пункт. В нескольких километрах от Пайгармы в соседней Мордовской Пишле восстановлен храм, который иначе как чудом не назовешь.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Мордовской Пишле начали строить ещё в 1870 году. Как водится, всем миром, на пожертвования жителей близлежащих сел. 40 лет трудились каменщики и плотники, по преданию, их роль выполняли монахи. Местными кузнецами был отлит большой колокол. Первая служба состоялась 1904 году. Богослужения продолжались до середины 30-годов. В 1937 году церковь была закрыта и разворована. Мародеры растащили утварь и старинные иконы, осквернили алтарь.

 

Впоследствии местная администрация нашла храму другое «более полезное назначение». Долгое время здесь хранили зерно. В годы войны своды святого здания стали складом боеприпасов. Не так давно, один из снарядов был обнаружен в руинах и обезврежен при помощи нижегородских саперов. Тогда оцепили всю деревню, к счастью, всё завершилось благополучно.


Время шло, церковь год от года ветшала, превращаясь в руины. С купола на крышу упал единственный уцелевший крест, затем он оказался на земле. Именно тогда поползла молва о том, что это происки бесовщины, облюбовавшей село, в наказание за равнодушие местных жителей к беде, происходящей с храмом. Тем не менее, о восстановлении божьего дома никто не задумывался.


Всё изменилось после того, как на заржавевшем листе железа, загораживавшем оконный проем храма с советских времен, стал проявляться лик Иисуса Христа. Когда иконы сами по себе начинают восстанавливаться – это  добрый знак. В отличие от мироточения, которое в сознании большинства верующих воспринимается  как символ грядущих потрясений. Изображение стало «оживать» после того, как благотворители получили благословение на реконструкцию храма. Очевидцы рассказывают: «Лик стал проявляться с лица, затем - всё ниже: мы увидели руки, троеперстие, Евангелие. Букв на нем изначально различить было нельзя, но сейчас вы легко прочтете библейский текст». Удивительно, но дотрагиваясь до контуров святыни, можно обнаружить абсолютно гладкую поверхность, будто выточенную шлифовальной машинкой. На ржавом куске железа, приколоченном к окну толстыми амбарными гвоздями, нерукотворное произведение искусства выглядит просто волшебно, до мурашек.


- Отрадясь здесь никаких икон не было, ребятишки тут мимо в школу ходили, сколько лет, – ничего не замечали. Чудо! Помнит о нас Господь!, - говорят старожилы Пишли.


Добрый знак стал точкой отсчета масштабной работы по восстановлению храма. Сначала убрали крупный мусор. В субботнике принимали участие все жители села, многие откликнулись на призыв о помощи и поддержке. В Мордовскую Пишлю приехали московские архитекторы, реконструкторы, рабочие. Сделать предстояло очень многое. По старинным фотографиям восстановили первоначальный облик крыши и куполов над алтарной частью церкви. Заменили каждый из поврежденных кирпичиков. Со стен аккуратно удалили старую отделку. Там, где ещё оставались старинные лики работали особенно тщательно. Их сняли, так как восстановить роспись оказалось невозможным, поместили в специальные мешки и по благословению владыки захоронили там, где располагается алтарь.

 

Сегодня на окнах храма красуются подлинные  решетки, работы мастеров IX века, старинные ворота. Кованые детали обработали составом, который защитил элементы интерьера от дальнейшего разрушения и придал эстетики. Так специалисты смогли сохранить столь ценные предметы для потомков. Исконным является и единственный сохранившейся крест, возвышающийся над обновленной колокольней. Он стал прототипом для остальных распятий, украсивших святыню. Изготовили их по уникальной технологии, при помощи оригинальных лекал. Храм, можно сказать, отстроили заново. Укрепили стены, поменяли полы, много усилий было потрачено на кровельные работы. Издревле на прилегающих к храму территориях хоронили достойнейших: старцев, монахов. Вот и здесь, были захоронения. Поэтому по настоянию владыки, рабочим было не рекомендовано закатывать асфальт по периметру церкви. Сейчас повсюду уложена брусчатка.


Храм, как новорожденный ребенок, вновь появившись на свет, обрастает обновками и подарками, а также прихожанами. Спустя 109 лет после забвения здесь вновь слышен колокольный звон, идут службы. Храм Пресвятой Богородицы выбирают для крещения детей и венчания. В этом году на Пасхальном богослужении здесь было многолюдно. Встретить светлый праздник вместе с местными жителями в дом Бога приехали не только гости из соседних деревень, но и паломники из других районов и даже регионов.


Особенной службу сделал отец Евгений. Он приезжает в Мордовскую Пишлю из Рузаевки. Его семья тоже посвятила себя служению. Матушка Надежда поет в церковном хоре и преподает в воскресной школе, при храме. По собственной инициативе женщина занимается с ребятами. Среди её воспитанников 13 человек, все они жители села. На занятиях школьники изучают каноны православия, основы песнопения, читают стихи. Дети отца Евгения и матушки Надежды помогают родителям. Сын прислуживает при алтаре, а дочь поёт. Священнослужитель участвует в духовном и нравственном воспитании пишленской ребятни. Устраивает туристические походы, спортивные дни здоровья, берет детей на каток в железнодорожную столицу Мордовии, на экскурсии и культурные мероприятия. В планах обустраивать при храме усадьбу: разбить сад, огород, выкупить пруд, разводить там рыбу. Всё для того, чтобы с малых лет приучать детей к труду, ценить то, что человек создает своими руками.


Прихожане уверены, чудо, явленное Богом в старинном мордовском селе — добрый знак. Символ перемен и доказательство того, что несмотря на перипетии истории, волю человека Святая Русь непобедима, она способна к возрождению, стоит только верить.

 

 


Ирина ЗЛОБИНА

«Известия Мордовии»