«Мы должны молиться за украинский народ!»

18.04.2014 11:22

Митрополит Саранский и Мордовский Зиновий во вторник дал первую пресс-конференцию после назначения в Мордовию. Наиболее значимые и примечательные высказывания главного священнослужителя республики мы приводим в нашем материале.

О Мордовии
- Мордовия поразила меня добротой людей. В первый раз я посетил республику в прошлом году по приглашению митрополита Варсонофия. Уже тогда отметил необычную теплоту глаз местного населения. Глядя на людей, я видел не обреченные, закрытые души, а добрые, ищущие доброго ответа глаза. Второе, что впечатлило меня в Мордовии, - это обилие храмов. Особо острым это впечатление было в тот момент, когда я въезжал сюда уже на служение. Был вечер, солнце, и в лучах этого солнца то там, то здесь виднелись золотые куполочки церквей. Такое впечатление, что вся земля была уставлена свечечками. Я воспринял благословение Патриарха Московского и Всея Руси как особое послушание церкви. Потому что здесь служил и возделывал православную жизнь выдающийся человек - митрополит Варсонофий. Плоды его трудов, которые я увидел здесь, меня просто поразили.
Конечно, очень трудно сравнить Элисту, где я служил до назначения в Мордовию, с каким-либо другим регионом России. Это очень титулованная буддийская республика. Пожалуй, это единственное буддийское государство в настоящее время, если рассматривать республику как государственное образование. Там не все просто было и с буддизмом. Но мне удалось наладить добрый диалог с руководителем республиканского буддизма, который, кстати, является гражданином США. Мною сразу было провозглашено диалоговое взаимоотношение православия с буддизмом. И мы пользовались этим диалогом на равных условиях и на равных площадках. В Мордовии все совсем иначе. Здесь я захожу в храм и вижу тех людей, которых уже не чаял увидеть. Знаете, в 80-е годы прошлого века я служил на курской земле. Мне приходилось ездить по селам, причащать, исповедовать бабушек, провожать их в последний путь. И они со мной очень о многом разговаривали, делились опытом своей жизни. И только в том поколении, которое в 90-е годы отошли в мир иной, я видел ту доброту, которую сейчас я увидел здесь. И надеюсь, что здесь не произойдет повторения тех социальных ошибок, которые происходят в других регионах. Носители серьезных национальных традиционных ценностей, старшее поколение не нашло пути к сердцам и разуму молодых людей. Я вижу, что в Мордовии эта связь поколений существует, и это обнадеживает меня. Я хотел бы нормальным, живым человеческим языком делиться религиозными впечатлениями, которые помогут людям найти ответы на интересующие их вопросы. Я намерен общаться с молодежью. Думаю, что сама тема общения поколений, взаимообогащения - это тема нормального общества и одна из сторон, которую я ставлю для себя как некую задачу.

О ситуации на Украине
- Если мы позволим земным политически аспектам разрушить духовную силу, объединяющую людей, то мы потерям очень многое. Мы постараемся в этих вопросах занимать объединяющую позицию, позицию защиты ценности самого человека, каких бы политических убеждений он ни придерживался. Сегодня очень многие люди на Украине поддаются давлению информационного натиска. И они могут иметь неправильные политические воззрения. Но завтра они могут поменяться. Православие - это духовная сила, которая объединяет людей на мирных ценностях. Поэтому не думаю, что мы должны своими политическими позициями нарушать церковное единство. Церковь должна быть над политикой. Хотя и старалась вдохнуть в нее миротворческие, объединяющие в добре силы. Я и сейчас разделяю эту позицию. Мы должны молиться за украинский народ. Потому что видим, как на наших глазах разрушается целое государство.
О том, каким должен быть православный человек
- Бог всегда один: и в древние времена и сейчас. И природа человека остается неизменной. Сейчас психологи приходят к выводу, что природа человека - это творение. И эта позиция в современном научном мире начинает звучать все громче. А когда мы говорим о человеке, мы говорим, что он сотворен по образу и подобию Бога. И это не внешние атрибуты и черты, это духовная глубина, тот самый нравственный императив, о котором говорил Кант. Потому что нравственное основание человеческой жизни заложено в каждом человеке, и оно совершенно не мотивировано материальными условиями, а очень часто даже противопоставляется этим условиям. Православный облик человека формируется в связи с обликом Христа, пришедшего в мир, чтобы открыть нам путь к духовной жизни и восстановить то, что было утрачено вследствие греха. Этот грех как бы разорвал связь человека с духовным миром. Я думаю, что современный православный человек должен реагировать на внешние вызовы с позиции добра, всячески способствуя духовному и доброму вдохновению в то окружение, которое есть вокруг него.

О воспитании молодежи
- Вы лучше меня знаете технологии, которые применяют средства массовой информации, чтобы воздействовать на сознание человека. Конечно, меняется методология формирования детского сознания. Одной из черт человеческого разума является его способность к сосредоточению на том объекте, о котором он думает. Знаете, в японских школах есть такой предмет - любование. Это такое сосредоточенное внимание к красоте, выраженной либо внешне, либо в звуках. Это глубокое внимательное отношение к ценностным факторам жизни. Это тот способ, которым человек может постичь более глубокий и содержательный мир, который его в свою очередь обогатит. И это меняет психику и сознание человека. К сожалению, сейчас многие дети живут и не знают, на что им опереться. С таким ребенком трудно общаться учителям. Но, как ни странно, когда ребенок остается в церкви, мы видим, что он успокаивается, приобретает добрые черты. Буквально позавчера в церкви было около ста детей. Я вышел как архиерей говорить проповедь. Я говорил о взрослых вещах, но дети с огромным вниманием на протяжении двадцати минут слушали, казалось бы, непостижимые для них вещи. Они пытались интуитивно прочувствовать, о чем я говорю. Поэтому думаю, что средствам массовой информации нужно менять методики общения с детьми.

О курсе «Основы православной культуры»
- Этот курс по сути своей не является религиозным. Он является культурологическим, раскрывает определенные знания, сведения о чем-то. И очень длительное время в прессе бытовало мнение, что некие консервативные силы в стране пытаются навязать обществу такой старомодный курс. На самом деле можно сравнить преподавание в школе русского языка. Одно поколение передает другому не только знания о языке, но и определенные навыки владения языком. Но ведь не все станут писать стихи, не все станут журналистами, однако это наш язык, носитель наших ценностей. Точно так же православие является основой нашей культуры. В связи с этим возникла идея, что нужно детям оставить какое-то знание о православии. Идея заключалась только в этом. Поймите, не зная и не понимая православия, дети даже «Капитанскую дочку» не поймут. А уж сели вы хотите приобщиться к европейской культуре, ребенок обязательно должен прикоснуться к основам религиозных традиций. Без этого ничего не получится. Человек, который отклонится от религиозных корней, оторвется и от общечеловеческой высокой культуры.
О 700-летии Сергия Радонежского
- Уже создан оргкомитет по празднованию 700-летия этого выдающегося человека. Мы уже поднимали вопрос в диалоге с правительством Мордовии о необходимости возведения памятника преподобному Сергию Радонежскому. Для этого я буду обращаться к общественности, к людям. Ведь это святой, который вдохнул в русский народ высокого стиля духовность, которая преображает человека. Этот человек в корне изменил ментальность народов. И еще я хотел бы, для того чтобы в нашем сознании остались определенные метки об этом человеке, организовать несколько конференций и встреч, посвященных памяти преподобного Сергия. То есть те мероприятия, которые позволили бы нам приковать внимание к этой величайшей фигуре нашей истории и по достоинству ее оценить.

«Вечерний Саранск»