Пищевые цепи

18.04.2014 11:29

Этой весной по России прокатилась целая волна массовых пищевых отравлений и «продуктовых скандалов». У входа в торговые точки впору размещать предупреждающую листовку: «Поход в магазин может быть опасен для вашего здоровья» по аналогии с надписью на сигаретной пачке, которая бы заставляла задуматься о безопасности покупок.

Пир с сальмонеллой
Традиционная пора пищевых отравлений - лето, об этом расскажет вам любой врач-инфекционист. Однако «продуктовые бомбы» начали взрываться в России уже этой весной. С 30 марта в Ставропольском крае всего за несколько дней 186 человек обратились за медицинской помощью с жалобами на пищевое отравление. 137 из них попали на больничные койки, в том числе и 32 ребенка. Выяснилось, что все пострадавшие отобедали готовыми салатами, которые купили в магазинах торговой сети. Проверка выявила в этих «салатиках с сюрпризами» возбудителя сальмонеллы. В помещениях, где они готовились, царила полнейшая антисанитария.
В областную инфекционную больницу Калининградской области в конце марта с симптомами острой кишечной инфекции обратились за помощью 82 человека. Все пострадавшие накануне употребляли шаурму, приобретенную в одном и том же торговом павильоне. Во взятом на исследование продукте обнаружился настоящий инфекционный букет: бактерии группы кишечной палочки, сальмонелла, стафилококки.
В Чите на прошлой неделе на больничные койки с пищевым отравлением угодили 18 человек. В тортах одной из кондитерских фабрик региона нашли все ту же сальмонеллу. Последовавшие проверки компании-изготовителя, конечно же, выявили нарушения. В кондитерском цехе использовались куриные яйца и молочная сыворотка с истекшими сроками годности, а личные медкнижки оказались только у 52 сотрудников из 73.
- В этом и прошлом году поступавшие к нам жалобы на готовую продукцию не подтвердились, но покупателю, который хочет купить готовый продукт, надо быть очень внимательным. Например, к нам обратилась женщина, которая якобы купила творог, но качество её не устроило. Пришла с жалобой. Оказалось, что она купила творожный продукт - то есть само название говорит о том, что состав другой, да и продукт более дешевый, - рассказывает главный специалист-эксперт санитарного отдела Управления Роспотребнадзора по РМ Наталья Илюшкина. - Сегодня многое зависит от грамотности самого потребителя. Внимательно изучайте этикетку или ценник, где должны быть указаны наименование, состав продукта, условия хранения, дата выработки и обязательно срок хранения. Если срок годности в часах, то должны быть дата и час изготовления. Ну и, конечно же, необходимо произвести визуальный осмотр продукта. Если он не вызывает доверия, лучше его не покупать.
- Сегодня к нам чаще поступают жалобы на продукцию с истекшими сроками годности. Мы проводим проверку, но зачастую ничего не находим - испорченный товар после жалобы с прилавков быстренько убирают, - продолжает Наталья Илюшкина. - На каждый вид готовой пищевой продукции устанавливаются свои сроки хранения, но у всех кулинарных продуктов он довольно короткий. Как правило, от 6 до 24 часов. Однако если в них добавляются консерванты, то срок хранения, например тех же салатов может достигать пяти-семи суток.
- Пять-семь суток в магазинах могут совершенно спокойно продавать заправленные майонезом салаты?
- Да, вы все верно расслышали. Это салаты с пролонгированными сроками действия, в которые добавляются консерванты: уксусная кислота, бензоат натрия (Е211), сорбиновая кислота (Е200). Все они разрешены к использованию в пищевых целях.
Конечно, консерванты сейчас присутствуют практически во всех продуктах, которые мы покупаем в магазине. Но некоторые специалисты до сих пор утверждают, что благодаря этим консервантам мы болеем астмой и даже раком (количество пациентов в очереди к аллергологу и смертность от рака заставляют задуматься об этом). Другие уверяют, что прошедшие множество лабораторных проверок консерванты безопасны, а без них давно бы наступил продовольственный кризис, еда стоила бы вообще баснословно дорого, а отравления были бы еще более частыми.

Молочные ванны
Фото и видео работников, купающихся в молочных ваннах на омском сырозаводе, быстро получили чуть ли не всемирную известность. Но омская история не единичный случай. Зачастую сами работники пищевых предприятий говорят, что рядовому потребителю лучше не знать, как и из чего готовится их продукция.
 - Санитария на пищевых производствах зависит от грамотности действий вышестоящего начальства. Если технолог не будет держать подчиненных в ежовых рукавицах, то получится как на омском сырокомбинате. Но, несмотря даже на самого строгого начальника-технолога, человеческий фактор с производства никуда не исчезнет. Отсюда родом, например, страшные истории из разряда о бегающих по цехам крысах, - поясняет журналисту «ВС» бывший технолог одного из предприятий в Саранске. - Что касается омских «клеопатр», я не уверена, что они купались в именно в молоке. Скорее всего, это была молочная сыворотка, которая остается после получения сгустка - сырной массы. Другое дело, что в эту ванну дальше будет загружаться новая партия молока для приготовления сыра, а если на коже у кого-то из них были раны или гнойнички, значит, туда попал золотистый стафилококк, который вызывает более ста заболеваний и даже со смертельным исходом, в том числе пневмонию и менингит. Стафилококк может выдержать даже обязательную пастеризацию молока. Конечно, сейчас технологии шагнули настолько далеко, что можно замаскировать практически все изъяны и выдать под видом нужного продукта. Например, плавленые сыры. Что там от сыра? Да практически ничего! Или колбаса, в которую добавляется такое количество разных добавок и совсем немного мяса. Нельзя замаскировать только болезнетворные бактерии. Этому заводу крупно повезло, что они никого не отравили и не убили.
В Мордовии потенциально опасные омские сыры в магазинах сотрудниками Роспотребнадзора не обнаружены, однако предпринимателям и покупателям рекомендуется их не продавать и не приобретать.
- Основная проблема, которая делает возможным повторение историй, подобных омской, - это связанные руки проверяющих органов, - говорит специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по РМ Наталья Илюшкина. - У нас решено не «кошмарить» бизнес, но от этого страдают потребители. Стихийная проверка производства невозможна, только по плану - один раз в три года (если только не поступит какая-то жалоба от потребителей). О плановой проверке предприятия предупреждают заранее. Чтобы провести её, мы обязаны оповестить предприятие за трое суток, причем план проверок составляется на год, и предприятия знают, что их будут проверять определенного числа. План проверок мы обязаны вывесить на сайте Генпрокуратуры за год до ее проведения. Мало того, сейчас расписываем даже часы посещения, тогда как вся сила контроля во внезапности. Выявить случаи, подобные омскому, государственным проверяющим просто нет возможности.
Зачастую бывает так, что мы готовимся к проверке, а проверять уже некого - накануне инспекции мелкие предприятия просто ликвидируются, но ликвидируются только на бумаге, а в действительности переоформляются на другое лицо. Получается, что проверять их мы уже не имеем права.
Отмечу, что крупные предприятия, молокозаводы, сырозаводы в Мордовии работают стабильно. Проверки на них проводятся, и могу заверить, что с санитарной обстановкой у них все в порядке, - подчеркивает Наталья Илюшкина. - В настоящее время вся ответственность за качество продукции возлагается на производителя. Мы должны доверять производителю, и это нормально. Так работают во всем цивилизованном мире, одновременно ужесточая меры наказания, в некоторых странах - вплоть до уголовной ответственности. Где-то могут навсегда лишить лицензии на изготовление пищевой продукции. У нас, к сожалению, пока все на другом уровне. Максимальное наказание в России - штрафы и временный запрет на работу.

Дом кувырком
С начала года отделом по надзору за питанием Управления Роспотребнадзора по РМ рассмотрены 42 жалобы. Несмотря на то что на прилавках мордовских магазинов появляется все больше экзотических продуктов, к примеру, стейки голубой акулы (всего-то 139 рублей за кг), жалоб на пищевую невидаль пока не поступало. Люди больше предъявляют претензии к работе самих магазинов.
- С нас сняли многие полномочия: сейчас проекты торговых точек мы не рассматриваем, участия во вводе в эксплуатацию не принимаем. Как результат - резко выросло количество проблем и жалоб из-за массового переезда магазинов на первые этажи жилых домов. Жалуются на шум и вибрацию из-за работы вентиляторов, кондиционеров, холодильников, разгрузку продукции. Иногда такие вопросы снимаются очень быстро - владельцы переставляют холодильное оборудование, приглашают мастеров исправить шумящие агрегаты. Но иногда конфликты длятся по нескольку лет. К примеру, на улице Коммунистической, д.10, несколько лет не может решиться проблема по загрузке продуктового магазина. Фура с прицепом, въезжая в маленький двор, не оставляет пространства для перемещения пешеходов и личного транспорта жильцов. Объемы реализации у магазина очень большие, кроме этих фур часто приезжают и другие грузовые машины. Суд не приостановил деятельность магазина, но выносились временные запреты и неоднократно накладывались штрафы, - рассказывает  Наталья Илюшкина. - На днях жильцы обратились еще с одной жалобой. Проблема могла бы решиться, если бы прежний владелец магазина также сдал в аренду дебаркадер - помещение для разгрузки грузовиков, которое прилегает к нему.

К сведению
После почти полугодового затишья с момента отставки с поста руководителя Роспотребнадзора Геннадия Онищенко на прошлой неделе наконец-то было озвучено имя его преемника. Во главе Роспотребнадзора встала Анна Попова, которая при Онищенко трудилась его заместителем.

Марина КЕНДЯЛОВА

«Вечерний Саранск»