Андрей Соколов: «Если человека что-то волнует - значит, он существует!»
18.04.2014 11:56
Скоро на Первом канале стартует таинственный проект «Черно-белое». В нем примут участие как люди с экстраординарными способностями, так и простые граждане, трудные жизненные обстоятельства которых требуют экстренного вмешательства профессионалов. В роли ведущего выступил известный актер и режиссер Андрей Соколов.
Немногие артисты умеют реализовать себя столь разносторонне и быть успешными во всем, за что бы ни брались. Главная роль в фильме «Маленькая Вера» сделала его настоящим секс-символом СССР, а за работу в картинах «Письма в прошлую жизнь» и «Бездна, круг седьмой» он получил призы за лучшую мужскую роль. Не многим известно, что в сериале «Адвокат», «откатавшем» на НТВ целых восемь сезонов, Андрей Соколов не только сыграл главную роль, но и был режиссером и продюсером. А потом снял свой полнометражный фильм «Артефакт», получивший призы международных фестивалей. Ко всему прочему, Соколов уже почти двадцать пять лет работает в одном из самых любимых и знаменитых московских театров - «Ленкоме».
Мы хотели поговорить с Андреем Соколовым о новом телепроекте. Но увы - до первого эфира «Черно-белое» шоу закрыто завесой тайны. Однако с таким разносторонним человеком всегда есть, о чем поговорить.
- Не хотелось бы вас мучить вопросами о «Маленькой Вере»…
- Ну, почему же - помучайте!
- Я думала, для вас эта тема давно в прошлом. Что уж греха таить - с тех пор, как эта картина вышла на экраны, вас считают российским секс-символом, а женщины испытывают к вам крайнюю симпатию. Вам это мешает, помогает - или это вас не трогает?
- Если бы меня это не трогало - смысл бы в жизни пропал. Если человека что-то волнует, задевает - значит, он существует. Как я к этому отношусь? Да нормально: это часть моей профессии. И я бы соврал вам, если бы сказал, что это меня не трогает. В конце концов, известность - результат моего труда, бессонных ночей и так далее. Поэтому очень приятно, что это есть. Спасибо большое.
- После «Маленькой Веры» у вас был просто колоссальный успех - ведь в чем-то это был ключевой фильм, ломающий советское стереотипное сознание. Была огромная популярность, поклонницы забрасывали вас письмами, а потом раз - и тишина. Как вы это переживали?
- Знаете, по счастью, тишины никогда не было. Но я прекрасно понимаю, что жизнь - как зебра, и есть моменты накопления, а есть - отдачи. Был, к примеру, со мной случай, после чего мы придумали проект «Адвокат», который долго шел на НТВ. Ехал я как-то на машине, останавливает меня гаишник и спрашивает: «Кем работаете?» Я думаю: «О, дожили! Надо срочно что-то придумать». Так появился сериал «Адвокат» - и сразу решился вопрос узнаваемости...
- В «Адвокате» вы не только сыграли главную роль, но и работали режиссером…
- Да, двенадцать фильмов из цикла «Адвокат» я снимал как режиссер. Также в 2009-2010 годах снял полный метр - «Артефакт». Фильм был отмечен призами на Смоленском фестивале и в Монако - что, не скрою, очень приятно. Отдельный приз за музыку в моей картине получил Павел Кашин - не зря, наверное, Евгений Дога назвал его последним из думающих музыкантов и композиторов.
- А что сегодня в планах?
- На сегодняшний день я в запуске. Осенью буду снимать полный метр, рабочее название «Память осени» - этакий парафраз «Вишневого сада».
- А от чего вы больше получаете удовольствие - от игры в театре, в кино, режиссуры? И какая режиссура: кино- или театральная? Вы ведь и спектакли ставите…
- Для меня есть такое понятие: интересен проект или нет? Потому что в нашей профессии есть ремесло - никто этого не отрицает. Многое из того, что сейчас идет на телеэкранах, - это просто ремесло и зарабатывание денег. Дай Бог, чтобы за это было не стыдно! Но есть еще и такое понятие, как искусство - то, что ты делаешь для души, для себя, для будущего, для того, чтобы тебе «не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»…
- Вам опыт актера, наверное, помогает в режиссерской работе?
- После того как я закончил режиссерский - нет более послушного актера, чем я! Я хорошо знаю, насколько это непросто. Поэтому все эти актерские «закидоны» - если они и были раньше - остались в прошлом, до учебы на Высших режиссерских курсах. Если я на площадке как актер - значит, я и веду себя как актер. Мозги отключаю, не лезу, куда не надо… И получаю огромное садомазохистское удовольствие от наблюдения за режиссером: как у него «болит голова», как он, бедный, мучается! Потому что актер пришел, отработал - и ушел, а у него двадцать пять часов в сутки голова болит!
- Жестоко вы!
- Это просто констатация факта. Знаете, когда я снял «Артефакт», я себе сказал: «Больше - никогда!» Проект очень сложный был в постановочном смысле, пять экспедиций у нас прошло, и какие: Темрюк, Геленджик - это тебе не Подмосковье, не павильончики! Плюс было очень много компьютерных технологий – одним словом, колоссальный опыт! Вообще, конечно, полный метр - это совсем другое отношение и кинематографически другой подход.
- Значит, судя по вашим словам, вы - самый послушный актер. А какой вы режиссер?
- К сожалению, я знаю все актерские хитрости, поэтому им со мной на площадке сложно: меня нельзя обмануть. Я знаю многое, и даже то, о чем они не подозревают! Периодически я ведь еще и продюсерские функции на себе тащу, поэтому здесь уже кто попал - тот попал... И мне приятно, что с людьми, с которыми я работал, работаю и, надеюсь, буду работать, мы всегда находим общий зык. И хотя я понимаю, что в смысле достижения цели я - диктатор, при этом все же я слышащий человек. Я абсолютно адекватно отношусь к проявлению любой позитивной и созидательной инициативы…
- А как по-вашему, нужно или не нужно зрителям знать подробности жизни артистов, какие они люди, какие у них характеры?
- Еще великие говорили: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…». Здесь та же ситуация. Я помню замечательные слова Анастасии Вертинской, что «актер не должен опускаться до уровня кухни». Чем меньше зритель будет знать об актерской кухне и человеческой сущности - тем лучше. Хотя люди все равно вольно или невольно идеализируют артиста, смешивают его с тем образом, который он играет…
- У вас наверняка тоже были случаи идентификации вас с вашими героями?
- Помню совершенно уникальный случай! На экраны вышел фильм, который назывался «Охота на асфальте», где я играл эдакого отморозка, который со своей компанией грабил на дороге дальнобойные машины, убивал людей, и все в этом духе. А года за полтора-два до того шел фильм «Близнецы», где я играл мента. И вот еду я как-то на машине, меня останавливает гаишник и говорит: «Определяйся, давай: ты с нами или как?» Я говорю: «В смысле?» А он: «То ли ты бандит, то ли наш!» Я опешил: «Ребята, это же работа!» - «Какая работа? Давай, чтобы этого больше не было!» Это как раз и есть оборотная сторона актерской профессии...
- При этом вы старательно оберегаете от прессы свою личную жизнь, семью…
- Я считаю, что даже у публичных людей должна быть зона личного пространства. Это первое. Второе: вокруг меня - люди разные, кому-то я нравлюсь, кто-то меня ненавидит. То, что связано с моей профессией и вниманием по отношению ко мне, должно касаться только меня, а не отдавать рикошетом по близким людям. У них своя жизнь, и я считаю, они вправе существовать в ней комфортно и без ограничений.
- Как вы относитесь к светским мероприятиям?
- С уважением, пониманием - но у меня крайне мало на них времени.
- Вы сказали, что кто-то, быть может, вас ненавидит… А вообще, ненависть – это нормальное человеческое чувство?
- Она, конечно, разрушает. Недаром ненависть, как говорится, сыграть нельзя - можно изобразить гнев, страх… А ненависть - это всегда поступки. Если ты просто ненавидишь и находишься в таком психологическом стрессе - то, в конечном счете, кроме разрушения самого себя это тебе вряд ли что-то даст. Понимая, что такие чувства неизбежны, предпочитаю худой мир доброй ссоре. Самая лучшая война - та, которой удалось избежать. Но если она все-таки началась - на территории противника даже выжженной земли не должно остаться!
- Вы играли в фильме «Бальзаковский возраст, или Все мужики - сво…». Что вы думаете по поводу того, что «все мужики - сволочи»?
- Могу согласиться, а могу наоборот - прямо сейчас убедить вас в том, что этого просто быть не может! Все относительно. Все идет «родом из детства» - какие ты книжки читал, какие фильмы видел - такое у тебя на сегодняшний день мировоззрение, и такую ты для себя внутреннюю базу подвел.
- Но слова, по большому счету, могут быть прикрытием?
- Слова материальны, слова очень важны! Даже если они ничего не значат - они все равно пишутся на неком небесном сервере. Как происходит считывание информации? Я встречался с людьми, которые немного больше видят, чем мы с вами. Человек смотрит на меня - и рассказывает все, что у меня было, всю мою жизнь! В это трудно поверить, но это чистая физика! Очень много вещей, которые мы не познали в силу того, что нам пока не дано. Человеческий мозг используется за всю жизнь всего лишь на 4-5 процентов. Представляете, сколько скрытых возможностей в нашем «компьютере»? Можно только догадываться и предполагать… И чем смелее фантазия - тем она достоверней. Об этом и пойдет речь в передаче «Черно-белое». Других подробностей, к сожалению, я вам рассказать не могу. Пока…
«Вечерний Саранск»