Валерий Юрченков: «Учебники истории должны учить патриотизму»

23.01.2014 17:31

Задача  создать единые учебники истории России для средней школы, где бы на конкретных примерах говорилось, что судьба страны создавалась единением народов, традиций и культур, была обозначена Президентом России Владимиром Путиным ещё в декабре 2012 года. Чуть позже на заседании Совета по межнациональным отношениям, говоря о важности работы над учебниками истории, глава государства заметил, что они должны быть рассчитаны на разные возрасты, но «построены в рамках единой концепции, в рамках логики непрерывной российской истории, взаимосвязи всех ее этапов, уважения ко всем страницам нашего прошлого». «Учебники должны быть написаны хорошим русским языком и не иметь внутренних противоречий и двойных толкований», - подчеркнул Президент. 

Разработкой концепции учебников занималось Российское историческое общество. Но в её обсуждении, которое велось в течение 4 месяцев, активное участие также приняли учителя, ученые, представители религиозных конфессий и общественных объединений.

16 января Владимир Путин во время встречи с разработчиками концепции нового школьного учебника ещё раз акцентировал внимание на недопустимости попыток искажения история нашей страны. Глава государства заметил: важно, чтобы люди не просто получали максимально достоверную информацию о событиях, знакомились с теми или иными оценками, но и «осознали собственную личную меру ответственности за страну, в которой мы живем». Кроме того, Путин озадачил ответственных лиц разработкой экзаменационных материалов, в том числе тестов к ЕГЭ. «Все это должно происходить максимально открыто, должна быть глубокая профессиональная и общественная экспертиза. Надо продолжить дискуссию вокруг наиболее спорных вопросов и прийти к консенсусу», - призвал Президент.  

О том, как обсуждались «трудные вопросы» и насколько сложным оказалось принятие «компромиссных формулировок» корреспондент «Известий Мордовии» попросил рассказать директора НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, доктора исторических наук, профессора Валерия ЮРЧЕНКОВА.

- Валерий Анатольевич, Вы не только руководите НИИ, но являетесь членом Общественного совета ПФО по развитию институтов гражданского общества, сопредседателем Общественной палаты РМ и членом комиссии по науке и инновациям, по сохранению и развитию отечественной культуры, по вопросам развития гражданского общества. А, кроме того, уже многие годы непосредственно осуществляете исследования в области краеведения, истории мордовского народа, источниковедения и историографии, отечественной истории, являетесь  Председателем Регионального отделения Всероссийского военно-исторического общества.  На состоявшемся недавно у Президента совещании говорилось, что много нареканий вызвали трактовки событий Второй мировой войны.

- Не только. Много острых дискуссий также вызвали вопросы истории Древней (Киевской) Руси, в том числе из-за позиции украинских коллег, но в итоге всё-таки удалось найти общие подходы. Не меньше споров возникло вокруг процессов присоединения к России Средней Азии и Закавказья. 

Мы у себя также детально обсуждали концепцию учебников отечественной истории, свои предложения отправили разработчикам. Лично я доволен, что в принятом варианте революция начала XX века, произошедшая у нас в стране, названа Великой российской революцией. По сути, она включает не только октябрь 1917-го, но коренные государственные преобразования 1905 года, объединив затем не менее значимые события 1914-го и февраль 1917 года,  Гражданскую войну. 

Однако, на мой взгляд, есть ещё масса вопросов относительно подачи истории XIX века. Дело в том, что в ныне действующих учебниках просто не говорится о многих принципиально важных моментах, к примеру, о тех же народовольцах, вскользь упоминается о декабристах, В итоге не понятны причины, подтолкнувшие общество к последовавшим революционным движениям. 

- Странно, а раньше, насколько я помню, мы это в школе изучали.

- Как ни странно, в советскую пору, хотя тогда в образовании присутствовали свои сугубо заидеологизированные издержки, школьники, изучая отечественную историю параллельно с историей других стран, всё-таки получали достаточно логичное представление о причинно-следственной взаимосвязи исторических процессов.  А последние двадцать лет реформаторы образования напридумывали разных «модернизированных» программ, навыпускали кипу всевозможных пособий. Мало того, они грешат чудовищными фактологическими прорехами. Вся эта подчас псевдоисторическая белиберда просто не укладывается в голове учеников, из-за отсутствия логики и последовательности в хронологической подаче материала у детей не формируется правильного понятия о развитии исторических процессов.

- Так ведь не случайно вопрос о преподавании отечественной истории поднимается на столь высоком государственном уровне. Как полагает Президент, сейчас «молодые люди не понимают, в какой стране они живут и не чувствуют связи с предыдущими поколениями». А единая линейка учебников как раз призвана продемонстрировать непрерывность российской истории, показать, что «судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур».

- Да, мы тоже ратуем за это. Тем более, нельзя не сказать о региональном компоненте в преподавании истории. У нас в Мордовии с этим всё обстоит довольно благополучно, поскольку при составлении учебников авторы старались тщательно документально выверять хронологию событий и подавать историю развития республики в контакте развития страны, развития других государств. Но в некоторых регионах историю народа школьникам преподают как сказочный миф, совершенно не соответствующий реальности. 

Кроме того, сейчас не менее остро стоит проблема подготовки учителей, которые будут по-новому преподавать историю школьникам. Значит, наряду с подготовкой к изданию новых учебников нам одновременно надо готовить новые педагогические кадры, переучивать тех, кто уже работает в школе. Но, думаю, эта задача вполне выполнима.     

- По мнению Путина, высказанному им на конференции Общероссийского народного фронта, учебник должен быть «каноническим», однако в ходе преподавания следует сохранять вариативность трактовок. А председатель правления РИО Сергей Шахрай заявил о необходимости «создать не просто единый, но принципиально новый учебник истории по технологии глобального проекта Wikiрedia». Он предложил при разработке концепции активнее использовать возможности Интернета, даже развернуть открытое обсуждение по спорным моментам в глобальной Сети. На Ваш взгляд, насколько это приемлемо. Настолько достоверны исторические сведения, распространяемые через Интернет- источники?

- Считаю, что такой подход, в принципе, правильный. Он существенно расширяет доступность исторических материалов, документов для пользователей. Сегодня Интернет стал нашей повседневностью. Есть очень неплохая Электронная историческая библиотека, созданная аспирантом МГУ Стариковым. К сожалению, слабо функционирует Ельцинская библиотека, на которую возлагались большие надежды.       

Мы на сайте нашего НИИ также размещаем многие исторические исследования, справочный материал, в частности электронную версию Энциклопедии Мордовии.

- Если не ошибаюсь, тот же Шахрай призывал наряду с традиционными бумажными учебниками активнее использовать на уроках электронные носители, видеоматериалы. А где их брать?

- Уверен, что и электронные носители тоже быстро завоюют достойную нишу в школьном преподавании истории. Допустим, отдел визуальной антропологии нашего НИИ уже снял 9 фильмов, рассказывающих о важных моментах истории мордовского народа от времён Средневековья, противостояния Орде, строительства Саранска как юго-восточного форпоста Московского государства в 1641-1717 гг., об участии народов Мордовского края в Отечественной войне 1812 г. и заграничном походе против наполеоновской Франции (1812-1815) и др. Недавно завершили ещё один фильм «На сопках Маньчжурии» об участии Мокшанского полка в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Насколько мне известно, учителя охотно их используют на уроках, а у школьников появляется больший интерес к изучению истории.

- Важно ведь, чтобы дети не просто знали историю своей республики, страны, но и чувствовали свою личную причастность к этой истории.

- Именно. А патриотизм воспитывается не только на уроках истории. Любовь к Родине наши школьники постигают через участие в поисковом движении. Популярностью у молодёжи пользуются Клубы исторической реконструкции. Мы выступили с инициативой об установке в Саранске мемориальной стелы в память об участниках Первой мировой войны.


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»