В Саранске открылась выставка бересты Александра Занкина

17.12.2013 16:11

Декабрьские дни коротки и чаще хмуры. А на Советской, 19 солнечным светом лучатся резные берестяные туесочки, солонки, расписные ковши и братины, аккуратные подстаканники и эффектные подносы. Картины, созданные с использованием берестяного полотна, словно источают летнее тепло. У входа кварцевые часы-ходики в берестяной оправе – тоже не просто действующий хронометр, а настоящее художественное произведение, как ныне модно выражаться – живая функциональная инсталляция.  

 

Такая по-домашнему уютная выставка работ заслуженного художника Мордовии Александра Занкина накануне новогодних праздников открылась в Музее народной культуры.


Вообще-то, берестяные изделия Александра Ивановича уже неоднократно экспонировались не только у нас в республике, но и многих регионах России.

 

Его лубяные короба-шкатулочки давно пользуются завидным спросом и у иностранцев. Занкинские берестяные творения имеются в коллекциях ценителей российской экзотики в Америке, Франции, Китае, Японии, Голландии. Хотя, он, талантливый кочкуровский паренёк, окончив Саранское художественное училище (кстати, в самом первом выпуске), свой путь в искусство начинал как живописец и график. В середине 1970-х годов на республиканских выставках экспонировались его пейзажи и натюрморты, выполненные маслом и акварелью. Более 20 лет, будучи штатным художником Мордовских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР, Занкин занимался оформлением стендов, выставок, интерьеров и фасадов общественных зданий. Но когда в лихую перестроечную пору, Худфонд развалился, Занкин задумался, чем ему зарабатывать на жизнь?

 

И выход подсказал его приятель – известный театральный артист Виктор Ширманов, который отличался не только незаурядным драматическим дарованием, но и собственными руками создавал изумительные вещицы из бересты. Занкин, присмотревшись к работе приятеля, тоже стал осваивать эту технику. На первых порах в своих работах Александр Занкин подражал манере мастеров Русского севера. Но постепенно, изучив традиции мордовских промыслов, Занкин обнаружил давно забытые и почти утраченные местные особенности обработки луба и бересты. Мордва предпочитали использовать в украшении изделий естественную природную фактуру древесины, находя им, кроме всего прочего, практическое применение.

 

Владея крепкими профессиональными навыками, обладая тонким чутьем и  опираясь на народные традиции, Занкин открыл и развивает собственный авторский стиль берестяного искусства. Он первым из художников стал наносить на произведения из бересты мордовский национальный орнамент, позаимствовав узоры из вышивок, украшавших народную одежду. Умело компонуя различные элементы орнамента, он органично связывает его с формой изделий, подчиняя общему замыслу и создавая необыкновенно торжественные нарядные вещи. Также гармонично в работах Александр Иванович «звучат» мифологические сюжеты, к примеру, в туесах - Пушкинское «Лукоморье», «Птица Феникс», «Русские сказки» и др.

 

Причем, берестяные изделия Занкина не просто красивы, но и вполне функциональны и экологически безопасны, да к тому же не лишены доли юмора. Допустим, забавно смотрятся его шкатулки в форме… утюгов, ковши вазы-фруктовницы, стилизованные под птиц и коней. Но не менее интересны макеты храмов, картины и святые лики на берестяном «холсте» и многое другое.

 

Для Занкина в каждом его произведении важно все: безупречно выбранный размер, пропорции и форма, природный цвет материала, безупречность обработки - оплетка и соединение швов, оригинальные ручки, крышки с запорами. В результате – каждое его творение отмечено печатью высокого художественного достоинства.

 

На персональной выставке Александра Занкина в Музее народной культуры, посвященной 65-летию со дня его рождения и 40-летию творческой деятельности, собрано более 160 его работ, выполненных из бересты, дерева, луба. По словам организаторов, она будет работать вплоть до Рождества.


Мила МЕЛЬНИКОВА

«Известия Мордовии»