Покорились и Рублевка, и Европа

06.12.2013 10:03

Жительница Саранска бросила предсказуемую и размеренную жизнь и окунулась в яркий мир циркового искусства

Многие ли из нас готовы бросить привычную жизнь и очертя голову поменять всё? Тем паче если всё складывается не так уж плохо, да и перспективы светят не самые безрадостные. Но судьбу не проведешь. В нашем сегодняшнем материале история саранской девушки Кати Мироновой, которую непредсказуемый любовный вираж судьбы привел к артистической работе в цирке. И нашей землячке покорились и Рублевка, и Европа...

АВАНТЮРА
Я родилась в Саранске, и у меня было обычное детство обычного ребёнка. Занятия в художественных кружках не приносили удовольствия и не выполняли главной задачи - направить куда-то мою энергию. С самого раннего детства влюбленная в лошадей, я мечтала только о них. И в 12 лет попала в набор детей в конно-спортивную школу Саранска. Я училась в школе и ходила в свой клуб, затем поступила на юридический факультет. Казалось бы, дальнейший жизненный сценарий не должен был отличаться какой-то особой оригинальностью. Но провидение приготовило мне совсем другую жизнь...
Моя двоюродная сестра жила с родителями в Калининграде, где занималась в цирковой студии. Позже, отучившись по профилю в Москве, стала работать в цирке. Однажды она гостила у меня в Саранске. Во время разговора у неё отключился телефон, и я одолжила свой. Через некоторое время мне позвонили с незнакомого номера. В трубке я услышала мужской голос, который поинтересовался, не знаю ли я, как связаться с моей сестрой. Так вот слово за слово и завязался разговор. Общение продолжилось в интернете, обменялись парой фотографий. Не могу сказать, что была в восторге: мужчине было за тридцать, а мне только исполнилось 20 лет. Саша не был надоедлив, зато живо интересовался моей жизнью, работой, увлечениями. Мы общались просто как друзья из разных городов. И когда во время одного из разговоров он предложил встретиться, я даже опешила. Ко мне в Саранск приедет малознакомый мужчина?! То есть это была чистая авантюра, но я решилась.
В наш город из Москвы он добирался на такси, заплатив при этом неимоверную сумму. Как он уже потом рассказывал, совершенно не представлял, где находится Саранск, и во время дороги даже пару раз подумал, что его просто хотят завезти в лес и ограбить. Около 2 часов ночи на Крещение он позвонил и попросил его встретить.
Я до сих пор вспоминаю, как увидела его в первый раз! Думаете, это была любовь с первого взгляда? Как раз наоборот. Из машины с букетом цветов вышел невысокий худощавый человек, не по-сарански неформально одетый. Он был какой-то смешной, забавный. Как-то по-родному обнял меня, будто мы давно знаем друг друга. Ещё момент, который тогда произвёл на меня впечатление, - это его тонкое запястье, которое я почувствовала, взяв его за руку. В Саранске я общалась в основном со спортсменами - боксёрами, волейболистами… А Саша был такой хрупкий, милый...
Он прожил двое суток в гостинице. Когда у меня было время, мы разговаривали, гуляли по городу. Он был необычен тем, что совершенно отличался от моего окружения. Человек с другой планеты. Я же была простой саранской девушкой, училась на юридическом, занималась в конно-спортивном клубе, ни о чём особо не мечтала. А у Саши в голове был миллион каких-то нереальных планов, цирковых постановок, выступлений. Мне же это было всё совершенно непонятно.
Закончился наш второй день, пришло время расставаться. Мы поужинали в ресторане, и когда вышли на крыльцо, он прямо в лоб сказал мне: «Выходи за меня замуж. Собирай вещи, и мы едем ко мне в Москву!». Я была ошеломлена. Конечно, не согласилась. Но и не сказала нет. Дело в том, что он приоткрыл передо мной окошко в какой-то другой мир, и жизнь, которой я жила здесь, вдруг показалась мне пресной и неинтересной...
На следующие выходные я поехала к нему - поняла, что должна быть там, с ним. Уволилась с работы и объявила всем, что уезжаю в Москву. Естественно, меня стали отговаривать. Говорили, что ввязываюсь в какую-то авантюру, что он меня использует, про разницу в возрасте в 16 лет. Действительно, у меня в Саранске был молодой человек, планы на дальнейшую жизнь, перспектива работы юриста. Но я для себя всё решила.
Естественно, с первых дней нашей совместной жизни Саша начал привлекать меня к своей работе. Цирковой жанр, в котором работал мой муж, а в дальнейшем стала работать и я, называется ковёрная клоунада. Сначала я наотрез отказалась. Кроме того, я не хотела быть от него материально зависимой. В течение трёх дней я нашла себе работу с хорошей зарплатой. У Москвы совершенно другой ритм жизни, и по-настоящему познакомиться и узнать друг друга нам удавалось, как это ни смешно, только в московских пробках. Он забирал меня с работы, и по пути домой, который порой занимал 4 часа, мы вели бесконечные беседы.
Очень скоро я поняла, что этих четырёх часов ни мне, ни ему не хватает. Кроме того, сидя на работе с утра до вечера и тратя массу времени на дорогу, я зарабатывала гораздо меньше (хотя и весьма прилично по московским меркам), чем Саша, занимаясь любимым делом.
При этом его работа казалась мне совершенно несерьёзной. Тогда он выступал с «Шоу гигантских мыльных пузырей». «За что люди платят деньги?» - задавалась я вопросом. Существует же нормальная работа, например в офисе, когда у тебя есть определенные обязанности, круг задач. Артистическую работу я вообще воспринимала как хобби.
Я не понимала, как можно брать деньги за творчество, но разница в доходах была налицо - за месяц работы в офисе я получала примерно столько же, сколько он получал за пару выступлений. И на семейном совете мы пришли к решению, что я увольняюсь. А Саша начал потихонечку готовить меня к выступлениям. Начинали с простых задач: красиво подать реквизит, улыбнуться зрителю. Работали мы совершенно в разных местах, в том числе и на Рублёвке. Были дома, в которые входили через несколько уровней охраны. И там люди отдавали на чай по нескольку тысяч.
Для того чтобы выйти и подать реквизит, особых талантов не надо. Но довольно быстро я начала уже ассистировать в трюках. Но тут же был совершенно другой уровень. Я понимала, что у меня ничего не получается. Однако выход нашёлся. На языке артистов это называется создать «искусственную ширму». Это - парик, костюм, образ. Тем самым мы как бы прячем свой непрофессионализм. Саша может работать вообще в повседневной одежде, и никто даже не обратит на это внимания. Все будут смотреть на его талант, актёрскую игру, харизму. Мне же, наоборот, нужно было спрятаться. Моим первым образом стала Мерилин Монро. Я ярко красила губы, выходила перед зрителями в белом парике, белом воздушном платье. Кстати, красную помаду я тогда попробовала вообще в первый раз, потому что с ней у меня была чёткая, не совсем позитивная ассоциация.
И это сработало. Мой образ мне помогал - мы придумывали новые амплуа, меняли костюмы, пытались чем-то отличить меня на праздниках от обычного зрителя. Параллельно он обучал меня другим азам искусства. Я училась крутить пои для работы в его световом и огненном шоу. Дома в тесной комнате я отбивала себе ими всё тело, бросала в угол, зарекалась брать в руки, но через несколько минут опять начинала тренировку. Параллельно начала ассистировать в шоу мыльных пузырей, работала с программой фокусов и понемногу начала осваивать светодиодное шоу.
Такие программы были скорее его подработкой, помимо цирка. В цирке работа непостоянная, случаются перерывы, а зарабатывать надо. Кроме того, перерывы между гастролями артисту необходимы. Надо находить время на отпуск, во время которого готовятся новые программы. В этом смысле Саша абсолютный генератор идей. Естественно, не все они срабатывают. С некоторыми проектами категорически не соглашаюсь я, что, впрочем, не мешает им со временем выстреливать, всё же у мужа глобальный опыт, и он оказывается прав в том, что понравится зрителю.

«С МАНЕЖА МУЖ УНЁС МЕНЯ НА РУКАХ…»
Через некоторое время, которое мы проводили в репетициях и выступлениях на корпоративах, Саше предложили контракт на выступление в цирке с гастролями по Украине. То есть мы должны были расстаться более чем на 2 месяца. Я всё ещё училась на юридическом в Саранске, хоть и на заочном, и так случилось, что его гастроли совпали с моей сессией. Мы решили, что я поеду сдавать экзамены, а через месяц догоню мужа во втором гастрольном городе.
Я приехала в Саранск. Несмотря на то что здесь до отъезда в Москву проходила вся моя жизнь, мне было дико грустно находиться здесь одной, без мужа. День начала сессии совпадал с днём отъезда Саши с цирком. Я сходила в университет, переписала расписание на завтра, пришла домой… Взяла паспорт, заказала билет и уехала в Москву. Утром Саша встретил меня, а в обед мы уже ехали на гастроли.
Меня не останавливали даже домашние, точнее, меня попросили хорошо подумать, но я твёрдо решила, что должна быть с мужем, и очень благодарна родителям за понимание. Но Саша... Понимаете, он влюбляет в себя абсолютно всех людей вокруг. Пока мы притирались друг к другу, он не давал мне никаких поводов усомниться в себе, не трепал мне нервы, что для 20-летней девушки очень важно, потому что я на тот момент не была достаточно мудра и общаться со мной надо было очень аккуратно. Он стал для меня в первую очередь другом, а потом и наставником во всём. Имея такого мужа, можно даже без подруг обходиться. Мы даже по магазинам ходим вместе.  
Я уехала с ним на Украину, ещё не будучи официальной женой. Мы могли расписаться в любой момент, но мне хотелось сделать настоящую свадьбу. А на тот момент устроить праздник не позволяли обстоятельства. Так как мы не были официально женаты, многие цирковые поначалу не приняли меня всерьёз. Со мной практически не общались, и хотя относились уважительно, я чувствовала, что меня не считают тут своей.
Чтобы я не бездельничала, Саша быстро сгенерировал номер, в котором нашлась роль и для меня. Придумывая репризу, актёр просчитывает определённые ходы: где должен быть смех, где сделать драматическую паузу. Но со зрителем никогда нельзя быть уверенным во всём. Из задуманных акцентов может не сработать ни один. Поэтому порой на первых выступлениях используют «подсадку», то есть на сцену вызывают своего человека. Им я и была. Роль мне подходила отлично. Потому что, когда подсадкой работает профессиональный артист, он часто начинает переигрывать. А со мной всё получалось очень удачно. Потому что я ещё жутко боялась манежа и вела себя очень органично. Да и в принципе на манеже работать гораздо сложнее, чем на сцене, - зрители со всех сторон, они находятся выше тебя, и к этому ощущению нужно привыкать. На тот  момент я была способна только искренно «стесняться» перед глазами публики.
Своеобразный перелом произошёл для меня, когда уже на завершающем гастроли выступлении в Донецке мы несколько развили нашу репризу и её очень высоко оценили даже наши опытные цирковые коллеги. И когда на финал в манеж под гром аплодисментов вышли все артисты, а я скромно стояла около гримёрки и слушала овации, у меня где-то в душе тоже была гордость за себя: «Я тоже принадлежу к этому представлению, я тоже выходила в манеж и всё сыграла хорошо»! В этот момент ко мне подошёл директор цирка и вывел на середину площадки! Я просто заплакала от счастья. Я поняла, что именно на этом выступлении был мой настоящий дебют, когда я раскрыла себя как артистка. С манежа Саша унёс меня на руках. Так я стала цирковым ковёрным клоуном.

«КОВЁРНАЯ» РАБОТА
Моё личное мнение - настоящий цирк не может быть стационарным. Это идёт ещё с советских времён, когда, кроме цирка и кино, и развлечений-то не было. То есть стационарный цирк - это такая махина, минимум на 2 тысячи мест, которая сейчас, к сожалению, не всегда заполняется.
Вообще изначально цирк был связан с лошадьми, что для меня очень символично. Актеры показывали в нём своё умение обращаться с лошадью, отчего и ведёт своё начало круглая форма манежа. Зрителями были в основном кавалеристы. Дети же появились в цирке относительно недавно. Может, из-за этого работу и репризы ковёрного клоуна пришлось несколько смягчить. Раньше она была грубее, жёстче.
Настоящий цирк - это шапито, передвижка. Он отличается меньшим количеством зрителей. Там приятней работать артисту и уютней гостю. Потому что в шапито можно уделить внимание каждому. Это как в кинотеатре 3D, всё происходит прямо у зрителей перед носом.
Мы успели поработать и в стационарном цирке, что, безусловно, многое даёт в плане опыта. Цирк на проспекте Вернадского «Большой московский цирк» - один из авторитетнейших в мире. Отобрала нас туда Людмила Отаровна Ратиани - мастер по части масштабного магического шоу. Ратиани - это цирковая династия, которой насчитывается уже 90 лет. В её известном иллюзионе «Человек-невидимка» работают девушки. Знакомство произошло совершенно случайно, когда Людмила Отаровна увидела меня на одной из репетиций. Год мы отработали в штате цирка, а потом опять ушли в свободное плавание.
Ещё важно развеять миф об артисте цирка как о некоем бродяге, который мотается с балаганом неизвестно где. Вообще артисты люди очень разборчивые и выбирают, с кем, где и на каких условиях выступать. Большинство из нас работают вне штата, но входят в Ассоциацию цирковых деятелей, так называемый профсоюз. То есть мы с Сашей являемся официально цирковыми ковёрными, и наша квалификация подтверждается членством в ассоциации. Этого хватает, чтобы самим выбирать контракт, который больше подходит в любой стране и любом цирке.
В цирке ковёрный клоун работает с репризами, то есть забивает время между другими выступлениями. Число таких выходов за одно представление может доходить до десяти и больше. Помимо цирка у нас ещё есть определённое количество номеров оригинального жанра, которые служат для того, чтобы артист между гастролями не умер с голоду. Также мы продолжаем улучшать и дополнять иллюзию. Нашим коронным трюковым номером - эквилибр на стеклянных бокалах - несколько месяцев назад даже интересовался известный цирк дю Солей, который на данный момент считается самым известным в мире. Во время трюка Саша стоит на бокалах, составленных в три яруса, и балансирует на бутылке из-под шампанского.
Я тоже пробую себя в чём-то новом. Так, недавно, во время гастролей, мне подбросили коробку с котятами. Один из них так и остался у нас. А так как мы тогда работали с дрессировщиками кошек, они давали мне советы по дрессировке. Так постепенно набралась серия трюков. Сейчас мой кот уже успешно работает с нами в одной из наших реприз. То есть тоже стал артистом цирка. И вследствие этого он требует особого отношения. На него нельзя повышать голос, «воспитывать», потому что «артист» может так обидеться, что просто откажется работать.

ГИРЯ ПОПЛЫЛА
Есть в цирке и свои ритуалы, так, например, нельзя сидеть или стоять спиной к манежу. Это и дань уважения, а также техника безопасности. Самая смешная традиция - так называемая зелёнка. Она проявляется в том, что уже под конец гастролей артисты могут подшутить друг над другом, устроив какую-то шалость. Например, склеить реквизит или прибить его к полу. Нужна большая смекалка, дабы не сорвать номер и сделать так, чтобы зритель ничего не заметил. И если над гимнастами такие шутки шутить опасно, то над клоунами они проходят на ура. Хотя был случай, когда одному из силовых гимнастов подкинули вместо чугунной гири искусно изготовленную деревянную подделку. Всё бы ничего, но цирк тогда работал в особом зале, на постаменте, окружённом водой. Когда атлет выронил ту самую гирю, она укатилась в воду и поплыла. В общем, шутка удалась...
Зарубежные гастроли - отдельная тема. Дело в том, что мы ехали в ту же Эстонию со сложившимся репертуаром, отработанными проверенными репризами в России (которую мы проехали практически всю). Ехали уверенно и… с треском провалились. Из шести реприз «зашли» только три. Реакции не было. Это было обидно до слёз. Потому что такие вещи всегда списываешь на свой счёт. На самом же деле это не так. Что бы ни говорили, дети не везде одинаковы. В северных странах их изначально воспитывают так, чтобы они не привыкали бурно выражать свои эмоции. В России дети более раскрепощённые, и порой их эмоции даже мешают работать. В Скандинавии же дети смотрят и, наоборот, боятся тебе помешать. Они реагируют только тогда, когда ты дашь им понять, что поставил смысловую точку. Но спасибо моему мужу, который не растерялся, и мы запустили запасные репризы, ставшими основными.
Я себя уже не могу представить без гастрольной жизни. Это постоянные переезды, новые города, новые люди. Кроме того, у нас всегда есть время погулять по городу и познакомиться с его историей и культурой. Бывает, цирковые останавливаются в гостиницах, но в Европе основное наше место жительства - кемпинг-прицеп. Это оборудованные дома на колёсах, где есть всё необходимое для быта. Никаких неудобств в нём не испытываешь.
Представьте сами - люди платят деньги для того, чтобы поехать посмотреть другие страны, а мы не только делаем то же самое, но и получаем удовольствие от работы, да ещё и гонорар за выступление. По большому счёту артистам нашего жанра можно подобрать контракт по всему миру и ехать куда захочешь. Так, например, уже весной мы едем в Литву и нас ждут новые приключения.
Мы воспитываем замечательную дочку, которой сейчас 4,5 года. Она также ездит с нами на гастроли. В цирке вообще всегда много детей, и она никогда не скучает. А в стационарных цирках, где выступает большое количество артистов, вообще формируется целая детская цирковая студия. Тут же их обучают первоначальным элементам акробатики, цирковому искусству. Мы вообще за то, чтобы ребёнок всегда был рядом. Так что я очень надеюсь, что с нас начнётся настоящая цирковая династия...

Александр РУЧИНСКИЙ

«Вечерний Саранск»