Самоходная 120-мм артиллерийская система PLL05 (или «Тип 05») является одной из лёгких артиллерийских установок на колёсном шасси, принятой на вооружение Народно-освободительной армии Китая в последние годы. впервые эта установка была представлена в 2001 году компанией НОРИНКО в качестве экспортного образца, но покупателей на неё не нашлось. Позднее — в начале 2008 г. — модифицированный вариант под обозначением PLL05 был принят на вооружение 127-й лёгкой мотопехотной дивизии 54-й армии Цзинаньского военного округа.
В состав новой артиллерийской системы входит уникальное 120-мм орудие, которое сочетает в себе качества миномёта и гаубицы. Оно может вести огонь как по навесной траектории на максимальную дальность (угол подъёма ствола до 80 град.), так и настильным огнём прямой наводкой. Стрельба может вестись, как 120-мм артиллерийскими снарядами, так и 120-мм миномётными минами, в том числе состоящими на вооружении стран НАТО.
Впервые концепцию такого универсального орудия осуществил Советский Союз, создав в 1981 году 120-мм гусеничную установку 2С9 «Нона-С» для своих воздушно-десантных войск. Одновременно с самоходной установкой в СССР были разработаны и буксируемые системы с такой же баллистикой, а позднее — колёсный вариант 2С23 «Нона-СВК».
Происхождение китайской копии советской 120-мм установки «Нона» — весьма тёмный вопрос. Точно известно, что ни во времена СССР, ни после его распада артиллерийские системы семейства «Нона» на экспорт не поставлялись, хотя в некоторых источниках (инициатором, видимо была газета «Washington Post» в 1997 г.) настойчиво утверждалось, что Китай закупил у России около 100 установок 2С23. Весьма вероятной версией может быть получение китайцами одной из установок 2С9 у Пакистана (с ним КНР давно сотрудничает в военной области), который, в свою очередь, смог получить ее из Афганистана во время нахождения нам ограниченного контингента Советских войск (1978—89 гг.), которые успешно применяли эти установки против душманов.
Возможно одну из таких машин, потерянную во время боевых действий, и приобрёл Китай. Далее традиционно китайцы подробно изучили эту артиллерийскую систему, после чего приступили к её копированию, но башню установили на собственное колёсное шасси — БТР «Тип 92» с колёсной формулой 6х6.
Ствол 120-мм орудия установки PLL05 имеет углы наведения по вертикали от -4 до +80 град. и 360 град. по азимуту. Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом достигает 8,8 км, осколочно-фугасной миной — 7,1 км. Кроме того, установка может использовать активно-реактивные снаряды с максимальной дальностью 12,8 км. Заряжание орудия осуществляется полуавтоматической системой (полностью скопированной у 2С9) и составляет 6…8 выстр./мин для ОФС, 10 выстр./мин ОФМ и 4…6 выстр./мин — для КС. Общий боекомплект составляет 36 выстрелов раздельного заряжания, размещённых в укладках внутри корпуса и башни. Приборы прицеливания состоят из прицела прямой наводки (слева от орудия) и комбинированного панорамного прибора с встроенным лазерным дальномером, установленным на крыше башни. Система управления огнём имеет три режима стрельбы: автоматический, полуавтоматический и ручной.
Дополнительным вооружением артиллерийской системы PLL05 является 12,7-мм зенитный пулемёт «Тип 85», установленный на командирской башенке, а также два 3-ствольных блока дымовых гранатомётов по бокам башни.
Экипаж машины состоит из четырёх человек: командира, механика-водителя (места в передней части корпуса), наводчика и заряжающего (в башне). Сварной корпус и башня защищают экипаж от огня из стрелкового оружия и лёгких осколков. На первых прототипах машины башня имела относительно малый объём, но на поздних образцах её размеры были значительно увеличены. Машина также оснащена коллективной системой защиты от оружия массового поражения. 8-цилиндровый дизельный двигатель BF8L413F воздушного охлаждения мощностью 320 л.с. позволяет развивать скорость по шоссе до 85 км/ч и 8 км/ч на плаву. В последнем случае используются два гребных винта в поворотных кольцевых насадках, расположенные в корме позади задних колёс. Четыре передних колеса управляемые, имеется система централизованной подкачки шин. Боевая масса установки составляет 16,5 тонн, что позволяет перевозить её транспортными самолётами «Юнь-8».
РИА «Инфо-РМ»