За многолетний ударный труд на земле Анатолий Садомский удостоен высшей награды республики - ордена Славы III cтепени
13.11.2013 12:04
Орден Славы
Собираясь на торжественное собрание, посвящённое Дню работника сельского хозяйства, он, по характеру спокойный и выдержанный, волновался как никогда. И уже сидя в сияющем огнями, роскошном зале Республиканского Дворца культуры, Анатолий Иванович чувствовал странную неловкость. И заботливо приготовленный женой, нечасто надеваемый праздничный пиджак казался ему будто не того размера. И спина, утонувшая в мягкой спинке уютного кресла, аж вспотела от внутреннего напряжения.
«Мне легче гектар поля вспахать, чем вот так торжества отмечать», - без тени кокетства признаётся механизатор Садомский. Не скрывает, что когда Глава Мордовии Владимир Волков вручил ему орден Славы III степени и крепко пожал его большие мозолистые руки, ощутил невероятную гордость. Не за себя лично, а гордость за свой хлеборобский труд, удостоенный столь высокой государственной награды.
За долгие годы работы его неоднократно награждали Почётными грамотами и медалями. Нет, он этим особо не кичится, но в семейном архиве бережно хранятся: значок «Победитель соцсоревновая», медали: «Ударник XXI пятилетки», «За преобразование Нечерноземья РСФСР», удостоверение «Заслуженный работник сельского хозяйства МАССР», внушительная стопка грамот и рядом партийный билет. В компартию Анатолий Садомский вступил не по разнарядке, а совершенно сознательно. И не просто исправно ежемесячно платил полагавшиеся взносы, но был членом парткома совхоза и райкома КПСС. За его ответственность и совестливость местные жители избирали его депутатом райсовета и трижды местного сельсовета. А особо Анатолий Иванович дорожит Почетной грамотой от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и двумя Благодарностями, полученными лично из рук Николая Меркушкина, возглавлявшего в ту пору Мордовию.
Азарт хлебороба
В родном агрохозяйстве, ныне официально именуемом Федеральное государственное унитарное предприятие «1Мая» Российской академии сельскохозяйственных наук, Анатолий Садомский трудится без малого полвека.
Сам он родился в пригородном селе Грибоедово. В многодетной семье фронтовика Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Андреевны Садомских Анатолий был шестым по счёту и младшим из сыновей. Совсем маленьким он с любопытством рассматривал мудрёную махину с громадными колёсами, на которую забирался отец, казавшийся мальчишке всесильным повелителем железного чудо-зверя. А учась в школе, он уже все каникулы вертелся возле отца. Уж очень ему нравилась та техника с незатейливым клеймом ДТ-54. Сначала бегал вроде как просто «покататься на тракторе». А когда Садомский-старший давал сыну «порулить», это казалось пацанёнку пределом всех мечтаний. И первое настоящее удовольствие Анатолий испытал, когда отец доверил ему самостоятельно вести «пахотный агрегат».
В школе «взаимопонимание» с гуманитарными и точными дисциплинами у него не особо складывалось, зато по трудовой подготовке и физкультуре он получал «отлично». А всё свободное время Садомский-младший пропадал в поле с отцом. Весной пахали, сеяли, зимой - возили лес, корм для колхозной скотины. Толя с нетерпением ждал окончания восьмилетки, чтобы, наконец, официально узаконить свои отношения с техникой.
Получив аттестат о неполном среднем образовании, он поступил в Ичалковское СПТУ №10.
Чего-чего, а копаться в технике, разбирая принципы взаимодействия всевозможных механизмов, - ему и раньше, и до сих пор доставляет особое удовольствие. Это, наверное, как для рыбака – процесс приготовления снасти.
И стоит механизатору Садомскому сесть за руль трактора, выехать в поле - вокруг расступаются бескрайние дали, над головой – купол небесной сини, воздух наполняется запахом свежевспаханной почвы и такой его охватывает азарт… Кому другому этого не понять, а у него, говорит Анатолий Иванович: «От радости аж душа поёт».
Комсомольская закалка
А первой важной наградой для юного квалифицированного тракториста Садомского по окончании училища оказалась… командировка на производственную практику в Павлодарские степи Казахстана. В конце 1960-х комсомольцы ехали на целину, переполненные романтикой. И неважно, что работать на току и на зерно-сортировочном участке приходилось ежедневно по 18-20 часов. Впрочем, та комсомольская романтическая закалка, судя по всему, до сих пор не иссякла у уже опытного механизатора Анатолия Садомского.
Его старшие братья и сестра в поисках лучшей доли разлетелись из отчего дома по всему свету. А младший Анатолий, получив профессию тракториста - комбайнёра, вернулся в родное село и продолжил династию пахарей.
Спустя некоторое время женился на девушке Вале из соседней деревни. Они учились в одной школе, потом лет семь дружили. Трудолюбивый, заботливый, ответственный – хороший из него получится муж, подумала Валентина и стала ему верной спутницей жизни.
Ему и в голову никогда не приходило, чтобы податься куда-нибудь «на лёгкие хлеба». Он раз и навсегда понял своё предназначение и никогда не воспринимал его каким-то тяжким бременем. С утра до ночи и раньше, и теперь готов работать.
Бурёнки – в награду
- Поднимается ни свет ни заря, в 5.30 уходит в поле, возвращается часов в 11 ночи, - рассказывает супруга. – Он иначе просто не может. Одержимый. Далеко не каждый из напарников способен выдержать такой ритм. Некоторые даже обижаются на него за его неуёмность. Мол, и сам неугомонный, и остальным покоя не даёт. Он даже в отпуск ни разу не ходил.
- Ну, почему же ни разу, - возражает Анатолий Иванович. – До женитьбы райком комсомола за ударный труд премировал меня туристической путёвкой в Польшу. Мне удалось посмотреть Гданьск, Сопот, знаменитый музыкальными фестивалями. Даже на черноморский курорт однажды отправляли. А когда нам лет 30 назад совхоз трёхкомнатную квартиру дал, мы ездили к родственникам на Украину, за новой мебелью. А потом ещё дней десять гостили у сестры в Сургуте.
- Ах, да, - соглашается Валентина Ивановна, - точно, ездили туда зимой, в жуткие морозы.
- Конечно, зимой, - улыбается Анатолий Иванович, - в другое время нельзя, дел много в хозяйстве, да и сами держали огород, двух коров.
Кстати, тех коров Садомкий тоже получил в качестве премии за ударный труд.
В безденежные 1990-е вознаграждения выдавались в так называемом бартерном виде.
- За перевыполнение плана полагалось поощрение, - объясняет механизатор. – Обработал 400 га – получай корову. Вспахал ещё 100 га – вторую. Так мы и обзавелись двумя кормилицами.
Двойная норма
Конечно, со временем менялась техника, сельхозпредприятие обзаводилось более совершенным машинным парком. И Садомский охотно налаживал контакт с «пополнением».
- Работал на тракторах ДТ-20, ДТ-54, ДТ-75 и ДТ-75М, ДТ-75С-«Волгарь», на комбайнах СК-5, «Нива», потом поступили трактора Т-150К, К-700А, МТЗ-50, - с упоением перечисляет Анатолий Иванович, говоря о машинах, будто о своих друзьях.
И он не только обрабатывает почву, пашет, боронует, культивирует, сеет, занимается заготовкой кормов, трамбовкой сенажа и силоса. Если вдруг случается поломка техники, Садомский сам её чинит и всегда скрупулёзно готовит машины к посевной и уборочной. «Слесарное дело» он с юности знает на «отлично».
- Сколько его знаю, а работаю я в этом хозяйстве в общей сложности 26 лет, - говорит директор ФГУП «1 Мая» Юрий Иванов, - Анатолий Иванович всегда в два раза перекрывает норму выработки. Причем в работе он всегда дотошный. Молодым за ним и не угнаться. Даст фору любому.
Мила МЕЛЬНИКОВА
«Известия Мордовии»