О сериалах «Первого канала». Меня пугают, а мне не страшно
18.10.2013 15:01
В последние годы меня как телезрителя все больше «радует» Первый канал. Раньше были фильмы, теперь проекты. Так вот на рекламную раскрутку своих проектов канал бросает все силы и средства, отчего создается ощущение чего-то грандиозного. Но уже явно просматривается определенная тенденция: чем больше шумихи, тем слабее проект. И все чаще канал, которому в обществе все еще принято доверять больше, чем какому-либо другому, пускает вместо проектов мыльные пузыри.
Сериал «Вангелия» привлек к экрану многих зрителей, прежде всего личностью героини, драматичностью ее судьбы, таинственностью неразгаданного дара предвидения. Но уже после первой серии совершенно очевидно стало, что фильм больше похож на что-то среднее между опереточной «Трембитой» и слащавой «Золушкой». Фальшивые эмоции, чересчур нарядные «фасонистые» костюмы, современные прически, открыточные глянцевые виды болгарской деревни – все претензии на заявленную историческую правду рухнули сразу же. Гитлер, почему-то говорящий на ломаном русском, разведчики и агенты, пресс-секретарь Ельцина, наивная журналистка - такой «коктейль» с трудом воспринимается и вызывает раздражение.
Следом пошел фильм про разведчиц. Те же подходы. И из войны ухитрились сделать развлечение. Две наскоро подготовленные девушки легко и непринужденно выигрывают многоходовые комбинации у дураков-немцев. Правда, девушек научили соблазнять фашистов, может, поэтому так все легко получалось? Интересно, а настоящим ветеранам не обидно все это видеть: зачем жизнью рисковали, если любая свежеподготовленная разведчица успешно побеждает немецкую военную машину? И Штирлицу, наверное, обидно.
А сейчас идет сериал «Станица». Тоже шуму было много, совершенно явно проводилась мысль, что он снят по мотивам потрясших всю страну событий в Кущевке. Но опять из ужаса и беды получилась почти оперетта, хотя местами и с кровью. Такая остренькая приправа к красивым картинкам. Но правды характеров и событий нет. Главной линией становится не произвол, не коррупция, а … любовь. А главной героиней – женщина, покорившая своей неординарностью всех мужчин в округе. Надуманность ситуаций, стандартный набор кинотрюков, неуверенная игра актеров перечеркивает весь социальный накал темы. Даже Нина Усатова, очень талантливая и органичная в ролях сельских женщин актриса, в этом сериале неубедительна. Даже пылающие праведным гневом казачки, протестующие против Волчихи, арестовавшей их мужей, и те выглядят бледно и невыразительно. Матерые Волковы, якобы держащие всех в страхе, легко и непринужденно «ведутся» на красоту и обаяние героини Марии Шукшиной и отдают ей магазины, деньги, сердца. Очень правдоподобно? Чего их, таких наивных, бояться и как они управляют станицей, газетами, заводами и пароходами? И что у них там за второй тур выборов в Краснодарскую думу, и как два родных брата в нее намерены попасть?
В общем, все, как у классика: меня пугают, а мне не страшно. Острота жесткого конфликта спрятана в мишуре сериальных штампов. В общем, у отца было два сына… А мы - то ждали откровения и жизненной правды, чем всегда славилось российское кино.
«Известия Мордовии»