Более 200 выпускников средних школ из различных регионов России выбрали для профессионального обучения Мордовию

08.07.2009 18:08

3 июля состоялось заседание Президиума Координационного совета Мордовии по демографической и миграционной политике. Среди основных рассмотренных вопросов — работа по привлечению в республику талантливой молодежи из других регионов страны и меры по совершенствованию качества подготовки кадров в вузах, техникумах и проф-училищах Мордовии.

В последнее время власти республики и образовательные учреждения ведут активную работу с выпускниками школ из мордовской диаспоры, их родителями, педагогами по привлечению молодых людей в учебные заведения Мордовии. В 2009 году было создано 20 информационно-пропагандистских групп из числа преподавателей учебных заведений, представителей республиканской власти, общественных организаций, артистов, которые посетили около 100 населенных пунктов в 17 регионах России. В свою очередь в Мордовию приезжали 32 группы старшеклассников из 10 регионов, которые не только познакомились с достопримечательностями республики, но и получили информацию об учебных заведениях Мордовии и инновационных проектах, которые здесь реализуются. В результате более 200 выпускников средних школ из различных регионов России решили в этом году поступать в учреждения профессионального образования республики.

Президиум Координационного совета рекомендовал учебным заведениям проводить целевой набор студентов из других регионов, а до 1 октября 2009 года создать постоянно действующий консультативный пункт с использованием Интернет-технологий для выпускников школ из регионов России с компактным проживанием мордовского населения, желающим поступить в вузы нашей республики. Также было принято решение вовлекать этих ребят в республиканские школьные олимпиады, конкурсы и спортивные соревнования.

Ежегодно на рынок труда республики выходят более 12 тысяч выпускников учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования. Несмотря на недостаток кадров во всех ведущих отраслях экономики, многие выпускники встречаются с проблемами в трудоустройстве. Это выражается в отказе работодателей в приеме на работу по причине отсутствия опыта работы у молодежи, в предъявлении высоких требований к квалификации.

На заседании было отмечено, что важным этапом в системе повышения качества подготовки специалистов стала совместная работа учебных заведений и предприятий по организации в 2008 году образовательно-производственных комплексов и учебно-производственных хозяйств, разработка и внедрение модели эффективного социального партнерства. Наиболее плодотворно в этом направлении учебные заведения сотрудничают с такими предприятиями, как «Станкостроитель», «ВКМ-Сталь», «Саранский завод автосамосвалов», «Рузхиммаш», «Электровыпрямитель», «Талина».

В очередной раз в адрес мордовских вузов прозвучала критика: требования работодателей к качеству подготовки специалистов в основном оправданны, так как по многим прикладным специальностям выпускаемые специалисты не соответствуют уровню действующих производств. Не находят должного применения научные разработки вузов. В промышленности, строительстве, особенно в аграрном секторе республики доминируют западные технологии, которым практически не обучают в наших вузах.

Профессиональные учебные заведения республики неоправданно увлеклись приемом студентов на коммерческой основе, что приводит к увеличению нагрузки на профессорско-преподавательский состав, лаборатории, снижает возможность индивидуальной работы преподавателей со студентами и в конечном итоге снижает качество подготовки.
 В учебных заведениях среднего и начального профессионального образования до сих пор имеет место немыслимое сочетание специальностей из совершенно различных областей: тракторист-машинист широкого профиля и повар, каменщик и правовед и т.п.

Учитывая необходимость дальнейшего повышения качества подготовки специалистов, Президиум Координационного совета рекомендовал Правительству РМ разработать до 1 января 2010 года целевую программу развития профессионального образования и науки Мордовии на основании прогноза социально-экономического развития республики. Необходимо разработать механизмы социальной и экономической поддержки студентов, осваивающих наиболее востребованные в республике профессии.

«Вечерний Саранск»