Русская драма Мордовии за неполные девять месяцев выпустила семь новых спектаклей

28.05.2013 15:28

Русская драма РМ за неполные девять месяцев выпустила семь новых спектаклей, побив прошлогодний рекорд. И завершила нынешний сезон ещё одной – восьмой премьерой. Правда, как-то тихо-скромно, практически не афишируя это событие. А зря. 

Режиссёр Урсула Макарова замахнулась,  ни много ни мало, на Григория Горина, можно сказать, культового современного драматурга, знакомого зрителям по фильмам «Тот самый Мюнхгаузен», «О бедном гусаре замолвите слово», «Формула любви», «Убить дракона». Ещё тридцать лет назад он обратился к древнему сюжету о Герострате, который, чтобы привлечь к себе внимание, сжег одно из семи чудес Древнего мира – Храм Артемиды в Эфесе. Тогда Синклит граждан постановил: забыть Герострата! Вычеркнуть его имя из истории, из памяти! Пьеса Горина, чья драматургия отличаеся социально-политической направленностью, говорит о том, что если общество застывает, не меняясь, в нем начинают править проходимцы, «сжигающие» все духовные и нравственные ценности. Впрочем, и сегодня в пору долгожданных кардинальных перемен, на их гребне, как выясняется, нередко, а может, даже чаще, утверждаются самозванцы и проходимцы. И тоже покушаются на честь, справедливость и добро. 

Так что не напрасно Макарова и К` решили рассказать «историю, которую не стоит забывать». Они намеренно не старались реанимировать атмосферу античности, максимально абстрагируясь во времени и пространстве. Стильная сценография построена на контрасте цветов – белого, означающего истину, и черного и красного, символизирующих темный огонь страстей, сжигающий души персонажей, или пропасть заблуждений, в которых персонажи плутают и плутуют. И как-то ни чуть не смущает, что герои не в архаичных мантиях, туниках и сандалиях, а в модных сегодня приталенных кардиганах и плащах (художник по костюмам Наталья Бокова), а снедаемая соблазнами жена повелителя Эфеса появляется в провоцирующих красных сапогах-ботфортах на высоченной шпильке. И по ходу действия звучат не сиртаки, а, к примеру, демоническая музыка Сергея Курёхина и рок-композиции Pink Floyd. 

И вообще, режиссёр довольно смело расправилась с заданным драматургом материалом. Вместо Горинского Человека театра в спектакле Макаровой практически постоянно на сцене присутствуют богини судьбы - Мойры (так они обозначены в программке), которые «режиссируют» слова и поступки персонажей, как бы предопределяя все события. И между делом одна из них – прядущая нить жизни Клото (Оксана Сизова) – зеркально отображает внутренний мир Герострата – не циничного поджигателя, а земного сомневающегося человека. Определяющая продолжительность жизни Лахесес периодически превращается в колоритную Шутиху (довольно выразительная работа Ольги Вдовиной) во дворце правителя Эфеса и диктует сатрапу персидского царя, как поступить в той либо иной ситуации, по сути, определяя стратегию государства и судьбу его граждан. Лишь Атропос, кому предначертано прерывать нить жизни, всегда безмолвна и в определённый момент решительно перерезает ножницами ту нить (дебют Юлии Юриной).

А алчный ростовщик Крисипп в исполнении Алексея Тимина предстает не старым толстяком (как прописано у Горина), а суетливым поджарым, похожим на клоуна и облизывающим чупа-чупс пройдохой.

Правитель Тиссаферн Сергея Адушкина эдакий объевшийся богатством сатрап, напрочь лишенный как собственных мыслей, так и воли, готовый принять и подсказки Шутихи и условия преступника Герострата. 

В спектакле Урсулы Макаровой лишь на первый взгляд кажется, будто Герострат осмелился осквернить святыню лишь ради того, чтобы увековечить свое имя. Герой Владимира Буралкина не настолько одержим манией превосходства над остальными, в нем чувствуется глубоко страдающая личность, надломленная прошлым, где его жестоко обманывали и предавали.

«Мне не везло ни в спорах, ни в игре в кости, ни в петушиных боях, - признаётся он Клеону. - Я никому не мстил... Просто мне вдруг надоело прозябать... Я понял, что достоин лучшей судьбы». 

В качестве идейного антагониста-поджигателя выступает архонт (судья) Клеон, убежденный, что «все должно быть по закону», и никто не имеет права убить преступника до суда. Играющий его Сергей Лопатников пытается передать процесс мышления своего героя напрямую, в «очищенном» виде, не прибегая к средствам сценической выразительности: ровный голос, сдержанная пластика, в интонациях - только сухая и беспощадная логика. Но истина Клеона гибнет в пожаре чудовищной лжи. Борьба идей обостряется с каждой сценой, когда вопреки логике и здравому смыслу Герострат шаг за шагом приближается к своей цели. Но что такое здравый смысл перед глупостью и тщеславием масс в обществе, где и служители порядка, в частности - тюремщик (Анатолий Свешников) готовы за деньги выполнить любой противоправный приказ, где даже жена повелителя Эфеса  Клементина (Юлия Егоркина) из тщеславия готова продаться как публичная девка? Потому гнусный преступник становится народным героем…И только вмешательство Истории способно пресечь это всё возрастающее безумие. Злодей повергнут, а храм восстанавливается. Но, как это ни печально, не имена созидателей, а его поджигателя  остается в памяти. Именно поэтому, чтобы не погибнуть, НЕЛЬЗЯ забыть Герострата!

Мила МЕЛЬНИКОВА. 


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»