«Это воровская система!»

22.05.2013 10:38

Как недореформа ЖКХ вынуждает людей совершать подвиги

Продолжающееся уже который год реформирование жилищно-коммунального хозяйства страны многими экспертами уже признано провалившимся. Процесс этот, по существу, практически не контролируется государством. Отсюда и многомиллионные хищения бюджетных средств, и регулярные аварии на теплотрассах и водопроводах, и много чего еще. Ситуация в этой сфере настолько критическая, что впору караул кричать. Что, собственно, и делают жители обычной саранской пятиэтажки.

«Мы живем на пороховой бочке!»
Для начала небольшая зарисовочка с натуры. 9 мая в доме № 11 по улице Комарова произошел пожар. Рядовой, на первый взгляд, случай обнажил сразу несколько проблем, имеющих место быть в нашей жилищно-коммунальной сфере. Возгорание случилось средь бела дня, когда большинство жильцов находились либо на дачах, либо на улице. Позже сотрудники МЧС установили, что причиной всему стало короткое замыкание электропроводки
в щитке на первом этаже дома.
- Так получилось, что я в этот момент была дома, - рассказывает председатель ТСЖ Ольга Бистяйкина. - Когда почувствовала запах дыма и выглянула на площадку, там все уже было черным. Я до такой степени испугалась, что какое-то время не могла вспомнить номер телефона экстренной службы. Слава Богу, что кто-то из жильцов дома все-таки успел вызвать пожарный расчет.
Впрочем, еще до прибытия огнеборцев огонь удалось погасить неизвестному молодому человеку.
- Один из жильцов дома, когда увидел огонь, сказал, что в его припаркованной неподалеку машине есть огнетушитель, - продолжает Ольга Бистяйкина. - И этот молодой человек не побоялся в одиночку проникнуть в горящий подъезд и потушить пламя. Когда пожарные прибыли на место, очаг возгорания уже был локализован. Но молодому человеку, который тушил пожар, понадобилась помощь врачей. Он так сильно надышался дымом, что буквально задыхался. Медикам пришлось откачивать его с помощью кислорода. Параллельно сотрудники «скорой помощи» еще оказывали помощь мне. Потому что у меня от пережитого сильно поднялось давление.
Впрочем, жильцы горевшего дома уверены, что им сильно повезло. Говорят, что все могло закончиться куда печальнее.
- Знаете, сотрудники МЧС нам потом сказали, что, если бы возгорание произошло ночью, многие из нас могли бы просто задохнуться в дыму, - говорит Ольга Бистяйкина.
С этим трудно не согласиться. Однако не это самое страшное. Куда страшнее то, что жильцы злополучного дома в какой-то степени были готовы к ЧП, даже ждали его. Как ни парадоксально это звучит. Дело в том, что, по словам проживающих в этом доме людей, домоуправление, к которому относится дом, практически не занималось обслуживанием внутридомовых коммуникаций. Электропроводка находилась в таком состоянии, что короткое замыкание было лишь вопросом времени. К слову, уже после пожара в квартирах жильцов дома № 11 по улице Комарова несколько дней не было света. Потому что устранять последствия пожара коммунальщики не торопились. В конце концов, электричество все же дали, но вопрос «Когда замкнет в следующий раз?» остается открытым.
- Понимаете, мы живем как на пороховой бочке! - говорит председатель ТСЖ Ольга Бистяйкина. - С нашим домом в любой момент может произойти все что угодно. Знаете, пожарный инспектор мне потом сказал, что такого вообще не должно было произойти при должном обслуживании электрических сетей нашего дома. Но наш дом не то что должным образом, он вообще практически не обслуживается! Это хорошо еще, что аварийная бригада смогла восстановить электроснабжение в нашем доме. Иначе мы бы так и сидели без света. Я пыталась звонить в наше домоуправление, чтобы они прислали электрика. Но это же просто бесполезно! Там вообще никто ни за что не отвечает. И ничем не интересуется.  

«Нас кормят обещаниями!»
Как ни прискорбно это звучит, но происшедший инцидент лишь вершина айсберга. Таких домов, как этот, в Саранске не один и не два. Их десятки. И проблемы, с которыми сталкиваются жильцы подобных строений, как под копирку.
- Знаете, несколько десятилетий наш дом находился на балансе Механического завода, - рассказывает председатель ТСЖ Ольга Бистяйкина. - Но в 1999 году его передали городской администрации. Согласия жильцов, понятное дело, никто не спрашивал. За все это время в нашем доме ни разу не производился капитальный ремонт.
Устав ждать милости от властей, жильцы дома № 11 решили в какой-то момент взять инициативу в свои руки.
- В 2009 году мы на общедомовом собрании решили создать товарищество собственников жилья, - продолжает Ольга Бистяйкина, - чтобы добиться выделения средств на ремонт дома из федерального бюджета.
Однако это решение оказалось куда проще принять, чем реализовать на практике. ТСЖ-то жильцы, конечно, создали, но денег на производство ремонта не получили и по сей день.
- Знаете, за это время я обошла, кажется, все инстанции, - говорит Ольга Бистяйкина. - Везде мне только обещают, но денег так и не выделяют. Один чиновник, к которому я обращалась, сказал, что капитальный ремонт дома может быть осуществлен только за счет средств жильцов. Меня просто возмутила такая постановка вопроса. Ведь согласно законодательству, товарищество собственников жилья должно собрать на ремонт только десять процентов от необходимой суммы. Мы уже согласны и на пятнадцать процентов, но денег нам все равно не выделили. Хотя еще совсем недавно глава районной администрации лично убеждал меня в том, что мне не нужно больше никуда ходить, что необходимая сумма вот-вот поступит. Время идет, но никаких подвижек нет. А теперь еще этот пожар случился. Сразу, как только закончились майские праздники, я в очередной раз обратилась к властям. Просила, чтобы нам хотя бы крышу отремонтировали и канализацию. Потому что она совсем уже в ужасном состоянии. Мне стали говорить, что необходимо составить смету на производство работ. Но смета у меня уже давно готова! Я об этом им уже столько времени твержу, а они все о своем. Я обращалась и в республиканскую прокуратуру, и в районную, ходила на прием к министрам. Но отовсюду нам присылают только одни отписки, везде кормят обещаниями. Сколько это будет продолжаться - не знаю. Недавно вообще заявили, что наш дом поставлен в очередь на капитальный ремонт только на 2016 год. Да до этого времени мы все сгорим! Я тогда так прямо и заявила, что нынешняя коммуналка - это какая-то воровская система!
После пожара жильцы дома № 11 обратились в МЧС с просьбой найти и наградить молодого человека, который так самоотверженно бросился тушить пожар.
- Понимаете, я ведь даже не знаю, кто он такой, как его зовут, где работает, - говорит Ольга Бистяйкина. - Но он настоящий герой.

Презумпция виновности
Следует отметить, что в своих суждениях о системе реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны и сопутствующих процессах Ольга Бистяйкина не так  уж далека от истины. Бардак, приписки и хищения в этой сфере стали настолько обычным делом, что уже никого не удивляют. Да и как не украсть, если выделяемые из федерального бюджета деньги или средства, собранные жильцами того или иного дома на капитальный ремонт, все равно полностью проконтролировать практически невозможно?! Да тут не захочешь украсть, руки сами потянутся. За примерами далеко ходить не нужно. Возбужденное против заместителя Юрия Филева уголовное дело говорит само за себя. А буквально на днях республиканское МВД обнародовало информацию о возбуждении уголовных дел в отношении еще нескольких коммунальщиков Мордовии. Комментарии здесь излишни.
Впрочем, по мнению многих экспертов, одними только уголовными делами эту проблему не решить. К тому же их не так много, этих дел. Да и суммы там фигурируют далеко не заоблачные. Тогда как реальный ущерб, по словам некоторых специалистов, исчисляется миллиардами рублей. Основной же причиной провала реформы ЖКХ многие эксперты называют ее изначальную непрозрачность. Коммунальщики в нашей стране работают по принципу презумпции виновности. Проще говоря, потребители коммунальных услуг изначально не знают, сколько стоит, к примеру, водоснабжение дома. Люди просто вынуждены оплачивать те счета, которые выставляют им управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Причем плата у нас взимается практически в независимости от того, были ли предоставлены эти услуги. И только после оплаты этих счетов потребители могут попытаться доказать, что они потребили тепла меньше, чем указано в квитанции.
К слову, фактический провал реформы жилищно-коммунального хозяйства признает и высшее руководство страны. К примеру, Президент страны Владимир Путин недавно заявил, что создание товариществ собственников жилья не возымело того эффекта, на который изначально рассчитывали власти. Логичный вопрос «Что делать дальше?» пока остается без ответа. При этом многие эксперты в качестве основного пути решения этой проблемы предлагают национализировать систему ЖКХ. Однако вновь взваливать на свои плечи такую обузу государство не торопится, считая это несправедливым. Оно и понятно, на то, чтобы полностью переоснастить уже сложившуюся систему, потребуются огромные инвестиции. Государственный бюджет таких вложений просто не переживет. В связи с этим попытки переложить большую часть расходов на плечи граждан вполне понятны. Правда, некоторые аналитики приводят весьма любопытные цифры. Так, по самым скромным подсчетам восстановление российской жилищно-коммунальной системы может стоить каждому жителю страны порядка шестидесяти тысяч рублей, а семье из трех человек - порядка двухсот тысяч рублей. Понятно, что таких денег у девяноста процентов населения страны просто нет. Но черт подери, зато у нас есть герои, которые, рискуя жизнью, тушат коммунальные пожары. Значит, не все еще так плохо!

Алексей КОНСТАНТИНОВ

«Вечерний Саранск»