«Большая Волга» меняет русло
02.07.2009 11:07
С 1964 года межрегиональные выставки изобразительного искусства «Большая Волга» устраивались соответственно в том либо ином регионе Поволжья. Правда, в постперестроечный период эта традиция чуть было не канула в Лету. Если бы не поддержка Главы РМ Николая Меркушкина, благодаря которой пять лет назад, после продолжительного перерыва удалось организовать экспозицию произведений современных художников приволжских республик и областей в Мордовии. А теперь «Большая Волга» разместилась в залах престижнейшего столичного Центрального дома художников на Крымском валу, собрав около 1300 работ 750 современных графиков, живописцев, скульпторов, мастеров декоративно-прикладных промыслов и ремесел Башкирии, Марий Эл, Мордовии, Чувашии, Татарстана, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Саратовской, Самарской, Пензенской, Ульяновской, Оренбургской областей и Пермского края.
Как привлечь внимание власть имущих?
С одной стороны, любому автору, конечно, лестно выставиться на главной экспозиционной площадке страны. Да вот беда — слишком много накопилось у художников формальных проблем, так или иначе мешающих творческому процессу. Слава Богу, источник вдохновения талантливых людей не гаснет, что подтверждает и нынешняя «Большая Волга», развернувшаяся во всем многообразии многонационального искусства народов Приволжья.
Правда, инициировавший ее Полпред Президента России в ПФО Григорий Рапота признался, что эта выставка затевалась не только для того, чтобы художественной самобытностью окружных мастеров поразить столичную публику, прямо скажем, весьма избалованную различными зрелищами. Она, кроме всего прочего, устраивалась с целью привлечь к наболевшим вопросам людей творческих профессий внимание власть имущих и больших ведомственных начальников, у которых, увы, не всегда ноги доходят до российской глубинки.
На «круглом столе», предварявшем торжественный вернисаж с участием министра российской культуры Александра Авдеева, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по культуре Александра Тягунова, президента Российской академии художеств Зураба Церетели, руководителей регионов ПФО и других ответственных лиц, не только были озвучены проблемы, но и предложены вполне реальные пути их решения.
«Нужен закон о культуре!»
В первую очередь, давно назрела необходимость принятия государственного закона о культуре, соответствующего требованиям сегодняшнего дня. Следует, в частности, легализировать социальный статус художника и урегулировать его гражданское право на результаты своей творческой деятельности, на гарантированную госпенсию и прочие соцпособия. Почему-то творчество как таковое в нашей стране до сих пор трудом не считается и фактически расценивается как бизнес. Даже за аренду нежилых помещений под мастерские художники вынуждены теперь платить по тем же параметрам, что и ворочающие миллионами коммерсанты. Не располагающие заоблачными суммами творцы подчас просто вынуждены отказываться от аренды, а охотников до освободившегося «места под солнцем» обнаруживается предостаточно.
Ликвидация практики госзаказов привела к тому, что лучшие художественные работы перекупаются частниками-толстосумами, зарубежными коллекционерами и «уплывают» за границу, а фонды отечественных музеев крайне редко пополняются работами современных мастеров.
В общем, согласились собравшиеся, если мы хотим сохранить и развивать свои культурные традиции, требуется заинтересованное целевое финансовое участие государства в творческом процессе.
Финансовый источник для творчества
Конечно, в каждом регионе ситуация складывается неоднозначно в зависимости от разных обстоятельств и отношения местных властей. Художникам Мордовии, в принципе, грех жаловаться на невнимание. А выступавший перед московской «Большой Волгой» министр культуры РМ Петр Тултаев предложил:
- …Нужно активнее привлекать средства, выделяемые в рамках целевой федеральной программы «Культура России» — и на реализацию межрегиональных выставочных проектов, и на организацию пленэров для региональных художников, и на системное приобретение произведений для комплектования музейных коллекций.
- Также надо законодательно утвердить критерии отбора творческих работ в музейные фонды. — уточнил его коллега из Марий Эл Михаил Васютин. — А чтобы повысить престижность детских школ искусств — закрепить за ними статус начального звена профессионального образования.
Подчеркивалась и важность «стимулирования ремесел, современное развитие которых здорово способствует возрождению сельской глубинки.
»Мордовское искусство«растет на благодатной почве
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели, отложив все важные дела, приехал в ЦДХ за два часа до торжественного открытия «Большой Волги», чтобы обсудить с региональными коллегами их беды-чаяния. Он искренне обрадовался встрече с саранскими живописцами, чьи работы год назад выставлялись в его именной галерее на Пречистенке. А позже в свойственной ему эмоциональной речи Зураб Константинович подчеркнул:- У нас сложилась крепкая школа живописи, графики, монументального искусства, вобравшая в себя самобытные истоки национальной культуры. Процесс воспитания художника длится многие годы. И очень больно, когда уже сформировавшийся талантливый мастер оказывается мало востребован на родине. Поэтому считаю, государство должно научиться ценить талантливых людей, чтобы их произведения и их талант не уходили за границу, а становились достоянием культурной сокровищницы России.
Мне посчастливилось неоднократно посещать Саранск. Вот в Мордовии как раз умеют беречь свое уникальное национальное богатство. И на этой благодатной почве сейчас расцветает оригинальное современное изобразительное искусство.
Зимбабвийские семьи живут как в Кочкурове
Несмотря на предупреждение по поводу столичной пресыщенности, «Большая Волга» привлекла интерес и неорганизованных московских зрителей, и иностранцев.
К слову, вернисаж посетило немало послов зарубежных стран. Чернокожие дипломаты с восхищением разглядывали живописные полотна мордовских художников. Стройный североамериканский индеец внимательно изучал замысловатые переплетения мордовской национальной вышивки. А двухметровый посол Зимбабве в России Пелекезела Мпоко, увидев творение резчиков из Подлесной Тавлы, — этакую забавную сценку из деревенской жизни, где недотепа муж получает нагоняй от разгневанной супруги, — разулыбался:
-Э-э -э, обычная картина…Наши страны различаются климатическими условиями, запасами природных ископаемых. Различается звучание речи, цвет кожи. А чувствуем мы одинаково, и взаимоотношения между людьми на разных континентах складываются так похоже, — пошутил господин посол, ткнув пальцем на колоритную кочкуровскую семейную пару.
Спасибо супруге Полпреда
Полпред Президента России в ПФО Григорий Рапота, нарушивший привычное течение межрегионального выставочного русла и одновременно заложивший основу новой традиции — выхода окружных художников на столичный уровень, с удовольствием совершил неспешную экскурсию по «Большой Волге» на Крымском валу. А в неофициальной беседе Григорий Алексеевич признался, что вообще-то не считает себя большим знатоком искусства. Поклонницей изобразительного творчества является его супруга. Она и подсказала идею — показать первую столь масштабную экспозицию художников приволжских республик и областей в Москве.
«Волжская» выставка на Крымском валу продлится до 13 июля. Следующая «Большая Волга» соберется в Йошкар-Оле. А осенью в Саранске впервые пройдет всероссийская выставка современной скульптуры.
Как привлечь внимание власть имущих?
С одной стороны, любому автору, конечно, лестно выставиться на главной экспозиционной площадке страны. Да вот беда — слишком много накопилось у художников формальных проблем, так или иначе мешающих творческому процессу. Слава Богу, источник вдохновения талантливых людей не гаснет, что подтверждает и нынешняя «Большая Волга», развернувшаяся во всем многообразии многонационального искусства народов Приволжья.
Правда, инициировавший ее Полпред Президента России в ПФО Григорий Рапота признался, что эта выставка затевалась не только для того, чтобы художественной самобытностью окружных мастеров поразить столичную публику, прямо скажем, весьма избалованную различными зрелищами. Она, кроме всего прочего, устраивалась с целью привлечь к наболевшим вопросам людей творческих профессий внимание власть имущих и больших ведомственных начальников, у которых, увы, не всегда ноги доходят до российской глубинки.
На «круглом столе», предварявшем торжественный вернисаж с участием министра российской культуры Александра Авдеева, заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по культуре Александра Тягунова, президента Российской академии художеств Зураба Церетели, руководителей регионов ПФО и других ответственных лиц, не только были озвучены проблемы, но и предложены вполне реальные пути их решения.
«Нужен закон о культуре!»
В первую очередь, давно назрела необходимость принятия государственного закона о культуре, соответствующего требованиям сегодняшнего дня. Следует, в частности, легализировать социальный статус художника и урегулировать его гражданское право на результаты своей творческой деятельности, на гарантированную госпенсию и прочие соцпособия. Почему-то творчество как таковое в нашей стране до сих пор трудом не считается и фактически расценивается как бизнес. Даже за аренду нежилых помещений под мастерские художники вынуждены теперь платить по тем же параметрам, что и ворочающие миллионами коммерсанты. Не располагающие заоблачными суммами творцы подчас просто вынуждены отказываться от аренды, а охотников до освободившегося «места под солнцем» обнаруживается предостаточно.
Ликвидация практики госзаказов привела к тому, что лучшие художественные работы перекупаются частниками-толстосумами, зарубежными коллекционерами и «уплывают» за границу, а фонды отечественных музеев крайне редко пополняются работами современных мастеров.
В общем, согласились собравшиеся, если мы хотим сохранить и развивать свои культурные традиции, требуется заинтересованное целевое финансовое участие государства в творческом процессе.
Финансовый источник для творчества
Конечно, в каждом регионе ситуация складывается неоднозначно в зависимости от разных обстоятельств и отношения местных властей. Художникам Мордовии, в принципе, грех жаловаться на невнимание. А выступавший перед московской «Большой Волгой» министр культуры РМ Петр Тултаев предложил:
- …Нужно активнее привлекать средства, выделяемые в рамках целевой федеральной программы «Культура России» — и на реализацию межрегиональных выставочных проектов, и на организацию пленэров для региональных художников, и на системное приобретение произведений для комплектования музейных коллекций.
- Также надо законодательно утвердить критерии отбора творческих работ в музейные фонды. — уточнил его коллега из Марий Эл Михаил Васютин. — А чтобы повысить престижность детских школ искусств — закрепить за ними статус начального звена профессионального образования.
Подчеркивалась и важность «стимулирования ремесел, современное развитие которых здорово способствует возрождению сельской глубинки.
»Мордовское искусство«растет на благодатной почве
Президент Российской академии художеств Зураб Церетели, отложив все важные дела, приехал в ЦДХ за два часа до торжественного открытия «Большой Волги», чтобы обсудить с региональными коллегами их беды-чаяния. Он искренне обрадовался встрече с саранскими живописцами, чьи работы год назад выставлялись в его именной галерее на Пречистенке. А позже в свойственной ему эмоциональной речи Зураб Константинович подчеркнул:- У нас сложилась крепкая школа живописи, графики, монументального искусства, вобравшая в себя самобытные истоки национальной культуры. Процесс воспитания художника длится многие годы. И очень больно, когда уже сформировавшийся талантливый мастер оказывается мало востребован на родине. Поэтому считаю, государство должно научиться ценить талантливых людей, чтобы их произведения и их талант не уходили за границу, а становились достоянием культурной сокровищницы России.
Мне посчастливилось неоднократно посещать Саранск. Вот в Мордовии как раз умеют беречь свое уникальное национальное богатство. И на этой благодатной почве сейчас расцветает оригинальное современное изобразительное искусство.
Зимбабвийские семьи живут как в Кочкурове
Несмотря на предупреждение по поводу столичной пресыщенности, «Большая Волга» привлекла интерес и неорганизованных московских зрителей, и иностранцев.
К слову, вернисаж посетило немало послов зарубежных стран. Чернокожие дипломаты с восхищением разглядывали живописные полотна мордовских художников. Стройный североамериканский индеец внимательно изучал замысловатые переплетения мордовской национальной вышивки. А двухметровый посол Зимбабве в России Пелекезела Мпоко, увидев творение резчиков из Подлесной Тавлы, — этакую забавную сценку из деревенской жизни, где недотепа муж получает нагоняй от разгневанной супруги, — разулыбался:
-
Спасибо супруге Полпреда
Полпред Президента России в ПФО Григорий Рапота, нарушивший привычное течение межрегионального выставочного русла и одновременно заложивший основу новой традиции — выхода окружных художников на столичный уровень, с удовольствием совершил неспешную экскурсию по «Большой Волге» на Крымском валу. А в неофициальной беседе Григорий Алексеевич признался, что вообще-то не считает себя большим знатоком искусства. Поклонницей изобразительного творчества является его супруга. Она и подсказала идею — показать первую столь масштабную экспозицию художников приволжских республик и областей в Москве.
«Волжская» выставка на Крымском валу продлится до 13 июля. Следующая «Большая Волга» соберется в Йошкар-Оле. А осенью в Саранске впервые пройдет всероссийская выставка современной скульптуры.
«Известия Мордовии»