Болевые точки ЖКХ

24.04.2013 09:06

Интервью с министром жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Мордовии Алексеем ТЮРКИНЫМ

Сфера жилищно-коммунального хозяйства со своей извечной проблемой изношенности коммуникаций, воровством и приписками уже который год находится на одном из первых мест в рейтинге общественного негодования. И людей понять можно - тарифы растут, а качество услуг нередко не выдерживает никакой критики. Журналисты «ВС» встретились с министром жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Мордовии Алексеем Тюркиным и побеседовали о болевых точках отрасли.

- Алексей Михайлович, ваше ведомство тарифы не устанавливает, но все же являются ли они, с вашей точки зрения, у нас в Мордовии экономически обоснованными?
- Да, вы правы, Министерство жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия тарифы на коммунальные услуги не утверждает, они регулируются Федеральной службой по тарифам Российской Федерации. На региональном уровне таким органом является Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия. Тарифы на коммунальные услуги для организаций коммунального комплекса утверждаются Министерством энергетики и тарифной политики РМ на основании затрат коммунальных предприятий на производство 1 Гкал теплоэнергии, 1 куб. метра горячей и холодной воды, поэтому каждая цифра имеет экономическое обоснование. ФСТ РФ в этом году определила максимальный порог повышения до 12,3% на региональном уровне.
Повышение тарифов происходит из-за увеличения стоимости энергоносителей, необходимых для выработки тепла, производства услуг водоснабжения и водоотведения. Кроме того, в тариф закладываются заработная плата работникам, отчисления, налоги, затраты на материалы и оборудование.
Многие говорят, что тарифы неподъемные, что приходится полностью отдавать всю пенсию или зарплату на оплату жилищно-коммунальных услуг, но это явно не соответствует действительности. В республике действуют система социальной защиты в виде предоставления субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг, а также меры социальной поддержки  льготных категорий граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг. Если платеж гражданина за ЖКУ превышает 22% от совокупного дохода семьи, то он имеет право на получение субсидии на оплату, которая компенсирует сумму такого превышения.  
В 2012 году субсидиями при оплате жилищно-коммунальных услуг воспользовались 11 тыс. семей, сумма выплаченных населению субсидий составила 139 млн. рублей. Льготами по оплате жилищно-коммунальных услуг в 2012 году в республике воспользовались 203 тыс. человек на сумму 1034 млн. рублей.

- Хорошо. Если не снижать тарифы, что можно сделать для уменьшения расходов на жилищно-коммунальные услуги?
- Активно внедрять энергосберегающие технологии в жилищно-коммунальном комплексе. Это направление является сегодня одним из важнейших в деятельности нашего министерства, администраций муниципальных образований и предприятий жилищно-коммунального комплекса. На протяжении последних нескольких лет мы активно ведем работу по установке приборов учета потребленных ресурсов. На сегодняшний день в Мордовии более 97% многоквартирных домов оборудованы общедомовыми приборами учета и в более 75% квартир установлены индивидуальные приборы учета. В этом году нам необходимо завершить эту работу.
Конечно, сам по себе прибор учета не экономит ресурсы, он лишь является показателем потребления и приучает экономить, сокращая потребление, соответственно уменьшается плата за потребленные коммунальные услуги.
Сегодня поступает очень много жалоб на то, что плата за общедомовое потребление, например, воды или электроэнергии, превышает плату за потребление в самой квартире. Такая ситуация возникает, когда есть существенная разница между показаниями индивидуальных приборов учета и начислением за потребление коммунальных услуг по нормативам (где нет прибора учета) и общедомовым прибором учета потребленных энергоресурсов. В этом случае необходимо разобраться в причинах, их может быть несколько: кто-то из жильцов неправильно передает показания контролерам; люди вмешиваются в механизм учета прибора; в квартире проживает больше людей, чем прописано; в инженерных сетях есть утечка ресурсов.
Мы имеем много примеров, когда в домах плата за общедомовые нужды составляет 10-15 рублей за квартиру. Что позволяет добиться минимальной платы? Собственникам жилых помещений многоквартирных домов необходимо подходить ответственно к снятию показаний с приборов учета: одновременно снимать показания с приборов учета в квартирах и общедомовых счетчиков, а также следить за состоянием инженерной инфраструктуры.

- Но собственники могут и не впустить в квартиру для снятия показаний.
- Значит, нужно делать соответствующие выводы. Если люди живут в одном доме и хотят навести порядок, вопроса пустить или не пустить вообще стоять не должно. В свою очередь в Мордовии сейчас внедряется  автоматизированная система коммерческого учета потребленных энергоресурсов (АСКУПЭ), что позволит следить за потреблением в режиме он-лайн, исключив человеческий фактор. Пока в городском округе Саранск подключены к этой системе общедомовые приборы учета, а также в качестве эксперимента подключены индивидуальные приборы учета дома, расположенного по ул. Веселовского, 19. В перспективе к этой системе будут подключены все индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения. Система АСКУПЭ должна заработать в течение двух лет во всех районах, где есть многоквартирные дома. Она позволит диспетчеру своевременно выявлять аварийные ситуации, например, где происходит резкий слив воды, и быстро отправлять на место ЧП ремонтную бригаду, осуществлять контроль за качеством предоставляемых коммунальных услуг (температура горячего водоснабжения, напряжение в электрических сетях).
Стопроцентная установка приборов учета, внедрение АСКУПЭ, добросовестное отношение собственников и нанимателей к своему дому позволят значительно сократить плату за коммунальные услуги.

- Но как быть с неискоренимой (судя по состоянию дел) коррупцией в отрасли ЖКХ? Все эти массовые и нередко масштабные хищения просто бесят людей, иначе не скажешь. Неужели нельзя здесь навести порядок?
- Коррупция в отрасли ЖКХ - тема до предела болезненная. Наше министерство в меру сил и возможностей принимает в этом направлении превентивные меры. Мы стараемся обеспечить прозрачность платежей за ЖКУ, чтобы граждане знали, за что они платят. В связи с этим структура тарифов публикуется на сайте Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, в средствах массовой информации. Все управляющие компании региона обязаны размещать информацию на сайтах о том, куда направляют средства, полученные от оплаты жилищных услуг. Данная информация размещается на официальных сайтах управляющих компаний, муниципальных образований и государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Кроме того, в городском округе Саранск и ряде муниципальных образований республики внедрен механизм расщепления платежей. Метод антикоррупционный: при плате за ЖКУ средства не накапливаются на одном счете, а распределяются напрямую на счета ресурсоснабжающих организаций, не попадая на счета управляющих компаний. Что касается жилищных услуг - деньги аккумулируются на лицевом счете многоквартирного дома. Случаев, когда средства были направлены в оффшорные зоны, в республике нет и не было.
Приказом Министерства ЖКХ РМ утвержден порядок уведомления о коррупционных действиях. У нас есть телефоны доверия: 47-01-07, 47-50-22, куда можно позвонить и рассказать, если есть сомнения в деятельности управляющей компании.
Еще одно мероприятие, которое позволяет исключить коррупцию, - электронные торги. Все закупки для государственных нужд, осуществляемые министерством и муниципальными образованиями, проводятся строго в электронном виде.
Кроме того, все проекты нормативных правовых актов и приказов нормативного характера, разрабатываемые Министерством ЖКХ РМ,  проходят юридическую экспертизу в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия. Для проведения независимой антикоррупционной экспертизы все проекты размещаются на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в сети интернет.

- Что касается деятельности управляющих компаний, как вы считаете, насколько они устраивают как форма управления многоквартирными домами?
- У собственников жилья есть альтернатива, и они могут выбрать то, что им подходит более всего. В Жилищном кодексе РФ прописаны три формы управления - непосредственное управление, через товарищества собственников жилья и через управляющие компании. В каждом есть свои преимущества и недостатки. В настоящее время в Мордовии абсолютное большинство собственников жилья многоквартирных домов выбрали способ управления через управляющие компании, что говорит о том, что на сегодняшний день эта форма управления является наиболее оптимальной. В городском округе Саранск в начале года были организованы городские управляющие компании (ГУК). Главная цель их формирования - осуществление контроля за работой обслуживающих организаций, в частности, за предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Сейчас в Ленинском районе городского округа Саранск две городские управляющие компании - «Центральная» и «Юго-Западная», в других районах по одной - «Городская управляющая компания Пролетарского района» и «Городская управляющая компания Октябрьского района». Сотрудники городских управляющих компаний детально по каждому многоквартирному жилому дому должны проверять исполнение обслуживающими организациями своих непосредственных обязанностей по содержанию и техническому обслуживанию и ремонту. Городские УК работают в интересах населения и будут оплачивать только качественно выполненные работы. Наверняка схема должна сработать на развитие конкуренции, повышение качества услуг. Обслуживающие подрядные организации будут вынуждены избавляться от раздутого штата сотрудников, переориентироваться на приглашение и поиск слесарей, электриков, плотников, то есть сотрудников  рабочих профессий, чтобы зарабатывать деньги.

- Как вы оцениваете квалификацию людей, работающих в сфере ЖКХ Мордовии?
- Если говорить о руководителях предприятий жилищно-коммунальной отрасли в целом по республике, то все они имеют высшее образование, многие в сфере ЖКХ работают длительное время. Хочу отметить, что все работники сферы ЖКХ - рабочие по текущему ремонту, работники по благоустройству, младший обслуживающий персонал - к своей работе относятся очень добросовестно и ответственно. Зарплата в отрасли невысокая, но люди качественно выполняют сложную работу, и это говорит о высоком профессионализме. Конечно, у нас тоже не все гладко, но в большинстве своем мы понимаем, что от нас зависит жизнеобеспечение населения  всего региона.

- Как вы в целом оцениваете состояние сферы ЖКХ Мордовии?
- Предприятия сферы ЖКХ работают в штатном режиме, несмотря на то что задолженность населения составляет более 700 млн. рублей. Это те средства, которые могли быть направлены на замену инженерных сетей, оборудования. Ведь износ инженерных коммунальных сетей составляет более 60%, и, для того чтобы они работали надежно и безаварийно, надо вкладывать средства. Только в прошлом году на первоочередные мероприятия для подготовки к отопительному сезону было направлено 636 млн. рублей.
Республика активно участвует в федеральных программах. За последние 5 лет на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение из аварийного жилья было направлено 3 млрд. 300 млн. рублей. В Республике Мордовия утверждена программа по переселению из аварийного жилья на 2013-2015 г., что позволит полностью ликвидировать жилье, признанное на 1 января 2012 года аварийным. Цена вопроса - 3 млрд. 652,5 млн. рублей.
Мы ежегодно участвуем в федеральной программе «Чистая вода». Завершается строительство очистных сооружений, канализации в пос. Кемля сметной стоимостью 200 млн. рублей. В 2012 году было начато строительство водоочистной станции в р.п. Тургенево Ардатовского района, которое будет завершено в 2013 году. В этом году планируем 55 млн. рублей направить на замену сетей водоснабжения в поселках Чамзинка, Комсомольский, Кадошкино, а также построить водонапорную башню в г. Ардатове.
Теплоснабжающей организацией «ТГК-6» в городском округе Саранск планируется заменить подводящие циркуляционные сети на сумму более 56 млн. рублей.
За последние три года в шести районах республики построено девять современных экономичных котельных. На модернизацию котельных было затрачено более 110 млн. рублей. Одним словом, отрасль пусть и не стремительно, но модернизируется и постепенно начинает соответствовать современным реалиям.
Все это позволяет обеспечить надежное функционирование систем жизнеобеспечения и улучшить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг населению.

Марина КЕНДЯЛОВА

«Вечерний Саранск»