В Мордовии вынесен приговор виновным в убийстве Федора Катаева

24.04.2013 09:17

19 апреля в Верховном суде РМ была поставлена последняя точка в нашумевшем деле об убийстве в 2005 году генерального директора ООО «Ромодановосахар» Федора Катаева. Уголовное дело насчитывает 62 тома, поэтому судебный марафон длился почти полгода. Без малого 7 часов председательствующий на процессе председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда РМ Василий Мартышкин зачитывал приговор, согласно которому Вячеслав Печников, 1974 г.р. (ему правоохранительные органы отводят роль лидера преступной группировки «Юго-Запад»), получил 20 лет колонии строгого режима. Он также заплатит штраф в размере 850 тысяч рублей. Его ближайший подручный Игорь Камарин, 1975 г.р., проведет в колонии строгого режима 15 лет. Точно такое же наказание получил 34-летний Игорь Гераськин. Михаил Кубасов, 1978 г.р. , наказан 9 «строгими» годами. Сергей Монич, 1978 г.р., приговорен к 12 годам заключения. Анатолий Давыдов, 1977 г.р., проведет в колонии 3,5 года. Легче всех отделался Роман Шекшаев, получивший 3 года и 1 месяц заключения. Обратило на себя внимание то обстоятельство, что шестеро бывших подчиненных Печникова сидели отдельно от своего предводителя.

Становление ОПГ  «Юго-Запад»

И хотя на данном процессе речь главным образом шла об убийстве Федора Катаева, есть смысл вспомнить историю самой известной в республике криминальной группировки. Она берет свое начало в середине 80-х годов прошлого столетия, когда на Юго-Западе объединилась для неправедных дел группа парней. Главным у них стал Юрий Щукин. Отсюда пошло и название – «щукари». Примерно в это время там же на Юго-Западе братья Горемыкины Сергей и Вячеслав из числа ближайших друзей создали ватагу единомышленников. Эти парни стали называться «мыкинцами». После таинственного исчезновения Щукаря его подручные перешли под крыло братьев Горемыкиных. Главным образом парни проживали на Юго-Западе мордовской столицы. И если поначалу преступное сообщество так и называли в народе «мыкинцы», то вскоре, значительно увеличив свою численность, преступная группировка получила неофициальное название «Юго-Запад». К тому же, в это время братья Горемыкины отправились в места не столь отдаленные за организацию убийства своего «бригадира» Нарбекова, заподозренного в стукачестве.

Сергея Горемыкина убили в 1998 году. Вячеслав пережил своего брата на 2 года. У одного их старых оперов мне приходилось видеть обычную школьную тетрадку, в которой скрупулезно фиксировались суммы, ежемесячно  вносимые в общую кассу парнями, сознательно выбравшие для себя преступное ремесло. Сейчас даже смешно называть те суммы -  от 3 до 10 рублей! Из оружия – разве что молотки (поэтому тогдашних бандитов называли в народе молоточниками). В лучшем случае – обрез древнего охотничьего ружья. К слову, именно «юго-западские» впервые применили в разборках с противниками обрез охотничьего ружья. Произошло это еще в 1988 году.  Но шло время и «юго-западские» набирали вес в криминальном зазеркалье города. К концу 90-х годов «юго-западские» разделились на  две относительно самостоятельные группировки – «блохинских», руководил которыми Алексей Блохин, и «конновских», под началом Сергея Коннова. И очень скоро две группировки объявили беспощадную войну на уничтожение. К тому времени нелегальный доход ОПГ «Юго-Запад» исчислялся миллионами. Так что Коннову и Блохину было что делить. Тогда, на рубеже веков, рядовых бойцов, павших в войне враждующих в городе преступных группировок, хоронили едва ли не каждую неделю. Самого Блохина настигла смерть от пули в криминальной столице России городе Санкт-Петербурге. Судьба Коннова остается неизвестной до сих пор. Официально он  находится в международном розыске, по неофициальной версии  –  был убит в самом начале «нулевых». Не исключено, что своими же соратниками.

Так это или нет – покрыто мраком. Зато известно, что после исчезновения Коннова бразды правления в группировке взял в свои руки Владислав Печников. К тому времени «конновские» окончательно победили в кровавой схватке с «блохинскими». Часть бывших врагов перешла под знамена «конновских», часть спешно покинула пределы республики. А немалая часть обрела вечный покой. 

Кровавая междоусобица

19 июня 2002 года Кубасов, Монич, Гераськин в неприметной «семерке» под управлением Давыдова рассекали по Саранску в поисках своих конкурентов. Возле дома №69 по улице Попова бандиты заметили автомобиль «блохинских». Связавшись по телефону с Камариным, боевики получили добро на силовую акцию. Кубасов, Монич и Гераськин из трех стволов принялись расстреливать автомобиль конкурентов. Но слабая огневая подготовка «охотников» подвела. Да к тому же у одного из пистолетов  заклинило патрон в патроннике, а второй начал давать осечку за осечкой. Ни один из сидевших в машине не пострадал. 

Еще примерно через неделю Монич, Кубасов и Давыдов (последний привычно исполнял обязанности шофера) напали на Андрея Морозова, ошибочно (!) посчитав молодого человека за одного из своих врагов. Морозов получил несколько огнестрельных ранений. И лишь чудом выжил, благодаря быстрому приезду бригады «скорой помощи» и мастерству врачей, проводивших операцию.

26 июля  состоялась новая акция против «блохинских», в которой участвовали Гераськин, Монич, Кубасов и Давыдов. На выезде с территории Республиканской клинической больницы была расстреляна вазовская «копейка». И хотя стрельба велась практически в упор, находившиеся в «Жигулях» противники серьезно не пострадали.

В сентябре того же года Гераськин и Монич по указанию «руководства» выезжают в Пензу, где на улице Ладожской Гераськин выстрелами из пистолета убивает Игоря Саликова, который ранее жил в Саранске и, по мнению Коннова, был среди «блохинских» не последним человеком. 

Расправа с неугодным директором    

Летом 2005 года Печников через своего ближайшего подручного Камарина передал приказ на физическое уничтожение Федора Катаева. Причем устранить строптивого директора, не пожелавшего идти под бандитскую крышу, нужно было в то время, когда сам Печников будет отдыхать за границей. Тем самым Печников подстраховывался созданием алиби. 

Для проведения акции бандитам нужна была «левая» автомашина. За 60 тысяч целковых специалисты по автоугонам Малышев, Марочкин и Момонт с улицы Пролетарской похищают автомобиль ВАЗ одиннадцатой модели. Угонщики даже не догадывались, для каких целей нужна была легковушка.            

Прекрасно изучив распорядок дня Катаева, преступники приняли решение напасть на директора утром, когда он привычным маршрутом идет  на автостоянку рядом с Химмашевским рынком. 12 сентября 2005 года примерно в 7 часов 20 минут Федор Катаев был расстрелян Игорем Гераськиным с расстояния не более трех метров. Одна пуля попала в руку, вторая – в спину. Эти ранения оказались смертельными для 38-летнего директора. А киллер запрыгнул в ожидавшую его серебристую «Ладу», за рулем которой находился Сергей Егоров. Автомобиль помчалась в сторону Атемара. Там в лесу бандиты его сожгли. Судьба Егорова до сих пор неизвестна. По некоторым данным, он разделил участь Сергея Коннова.

Убийство Федора Катаева буквально всколыхнуло республику. Это был явный вызов властям и всему гражданскому обществу. Раскрытие дерзкого преступления шло трудно, но в республиканское МВД пришли новые руководители, и дело сдвинулось с мертвой точки. Вначале вышли на угонщиков, а потом начали раскручивать всю цепочку. А участники расправы над Катаевым ударились в бега. В феврале 2012 года мордовские оперативники при помощи своих коллег из центрального аппарата МВД России арестовали в Москве Гераськина, Камарина и Давыдова. На самого Печникова надели наручники  в тот момент, когда он спускался с трапа самолета.  

Теперь Печникову, как и другим участникам преступной группировки, придется забыть об отдыхе за границей на долгие годы. 

Сергей ПРИГАРИН.


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»