Руководитель мордовского народного хора «Крыныця» Алексей Давыдов всю жизнь посвятил музыке

23.04.2013 13:40

На состоявшемся недавно в Самаре фестивале «Шевченковская весна» громкий фурор произвело выступление народного хора «Крыныця», приехавшего из Мордовии. И сами участники коллектива признают, что своим успехом во многом обязаны своему новому руководителю Алексею Давыдову. По признанию самого Алексея Николаевича, в украинский хор он попал совершенно случайно. С год назад мордовскую «Крыныцу» пригласили в Москву на фестиваль казачьей песни. Им срочно потребовался аккомпаниатор. И поскольку Давыдов виртуозно играет на баяне, его и попросили подыграть певцам. А потом, узнав, что Алексей Николаевич, кроме всего прочего, был регентом церковного хора, чьё удивительно возвышающее прекрасное песнопение приходили послушать не только истово верующие прихожане, но и многие невоцерквлённые горожане, артисты предложили ему возглавить украинский хор.

Творческая наследственность

Музыкальный талант передался ему, можно сказать, по наследству. Прадед по материнской линии (она родом из Белоруссии) великолепно играл на скрипке, служил придворным музыкантом у состоятельного польского пана. 

Дед по отцовской линии был старостой сельской церкви в Старом Акшине и тоже обладал природными музыкальными способностями. Они с супругой воспитали 9 детей. А отец Алексея Николаевича - Николай Васильевич в 1930-е  учился в Алатыре на существовавшей там в ту пору гармонной фабрике.  Мог сам смастерить и запросто отремонтировать гармошку или баян. Во время Великой Отечественной Давыдову-старшему как и многим тысячам его ровесников пришлось взять в руки иной «инструмент» и сражаться, не «щадя живота своего», с фашистами под симфонию артобстрелов. Получив несколько тяжёлых ранений, он оказался в прифронтовом госпитале. Там его выхаживала симпатичная сестричка Наденька из белорусского городка Речицы. 

Домой в Мордовию, в родные Б.-Березники Николай Давыдов вернулся инвалидом, но с молодой женой, той самой Надеждой. Официально он работал музыкальным руководителем в местном детсаду, играл на собственноручно сделанной хромовой гармошке, домре, фортепиано… Кроме того, глава семейства вместе с женой (она тоже работала в детсаду) в свободное время, зимой, шили кроличьи шапки. Денег в послевоенное время у людей не водилось, и заказчики расплачивались с мастерами натурой – кто сеном, кто дровами, кто зерном. Оно и лучше – Давыдовы держали корову, поросят, гусей. 

А ещё, вспоминает Алексей Николаевич, «отец славился как искусный настройщик музыкальных инструментов (редкая, надо признать во все времена профессия!), и ещё к нему часто привозили на починку разные инструменты, со всей республики и даже соседних областей». 

Исполнительский азарт

Сыновья Давыдова-старшего пока были маленькими, к музыке особой страстью не пылали. «Первые года два отец силком усаживал меня за инструмент, - признаётся Алексей Николаевич. – Ставил будильник и строго следил, чтобы я занимался ежедневно не менее двух часов. Он всегда был для меня исключительным авторитетом. Потому ослушаться его я не смел. А потом, когда у меня стало получаться играть нечто внятное, начал на слух подбирать популярные мелодии, иногда выступать перед публикой - уже появился исполнительский азарт. Помню, лет в девять впервые выступал в сельском клубе. Усадили меня на табурет, отец поставил на колени баян. А у меня из-за инструмента одна макушка торчит и глаза выглядывают. Но меха раздвигал ритмично и по кнопочкам пальцами лихо перебирал. А уж как зрители хлопали!»

Окончив восьмилетку и сельскую музыкальную школу, в 15 лет Алексей Давыдов следом за старшим братом Валерием поступил в Саранское музучилище. Тут уж учился взахлёб, как следует распробовав вкус творческого вдохновения. Да и с наставниками – Валентиной Петровной Королёвой и Анатолием Петровичем Путушкиным, знающими и умевшими разбудить в учениках интерес к исполнительскому искусству, - ему невероятно повезло. И после училища Алексей Давыдов решил продолжить учёбу в Горьковской консерватории. Талантливого березниковского паренька приметил и взял к себе в класс известный в музыкальном мире мэтр (ныне – профессор) Виктор Голубничий. 

Для Давыдова студенческие годы превратились в эйфорию праздничного открытия большого великого искусства. Кроме лекций и практических занятий, они каждый вечер ходили на театральные спектакли и концерты прославленных артистов, постоянно выступавших в Горьком. И тогда он по-настоящему понял, как бесконечно благодарен своему отцу, приобщавшему его к музыкальной профессии. А вскоре почувствовал потребность и способность сочинять мелодии. Так что, консерваторию он заканчивал не только как исполнитель, но и как композитор, в качестве дипломной работы написав пять этюдов для готово-выборного баяна.

В общем-то, Алексей Николаевич ни разу не пожалел, что связал свою судьбу с творческой профессией. Почти два десятилетия преподавал в Саранском музыкальном училище имени Л.П. Кирюкова. Единственный, скажем, недостаток – творческий труд почему-то традиционно мало оплачиваем. И чтобы прокормить себя и семью, Давыдов основную преподавательскую деятельность умудрялся совмещать с подработками – аккомпанировал самодеятельным артистам на промышленных предприятиях – самосвальном заводе и швейной фабрике. Вечерами играл на клавишных в ресторане «Саранск», а в оставшееся время – в ВИА «Вечерние встречи». Ансамбль существовал при Луховском ДК, но пользовался широкой популярностью у горожан, неоднократно завоёвывал награды в ту пору особенно модного среди молодёжи фестиваля «Красная гвоздика».

Регент церковного хора

В училище Давыдов вел класс баянистов, учил студентов навыкам аранжировки, и, обладая неплохим басом, пел в хоре. А когда в начале 1990-х произошло болезненное расставание с женой, он по совету отца обратился в храм при Макаровском монастыре. Духовные песнопения стали ему спасением от душевных страданий и внутреннего опустошения. Чуть позже на Посопе    вновь открылась построенная ещё в середине XIX века Никольская церковь. При советской власти там размещалась Инспекция по делам несовершеннолетних, Музей редкой книги. Взявшийся за возрождение святыни отец Григорий думал и о необходимости церковного хора, но платить профессиональным певчим было нечем. А Давыдов сам вызвался. Привел в храм своих студентов с дирижерско-хорового отделения, которые, как и он, воспринимали духовное песнопение не как работу, а как отдушину. Позже к ним присоединились уже опытные певцы – солисты театра, филармонии. Разучили соответствующий репертуар – православные произведения русских композиторов А. Архангельского, П. Чеснокова, Д. Бортнянского и др. Регенту Давыдову удалось собрать из профессионалов солидный состав правого клироса: пять альтов, пять сопрано, четыре тенора и шесть басов. Первые полгода они совершенно бесплатно пели на службах по субботам, воскресеньям и в двунадесятые праздники. Кстати, для многих артистов их причастность к церковному хору позитивно сказалась на дальнейшей  личной жизни и профессиональной карьере.

А регент Давыдов обрёл своё счастье, встретив свою нынешнюю супругу Елизавету Егоровну – замечательного врача, чуткую, понимающую женщину и великолепную хозяйку. 

Артист-строитель

Работы Алексей Николаевич никогда не боялся. В 1970-80-е не стеснялся подшабашивать на свадьбах. Когда учительские зарплаты упали ниже минимума, скрепя сердце ушёл из училища, устроился аккомпаниатором в Дом детского творчества и параллельно рулил всей музыкально-художественной частью в Кооперативном институте, освоил синтезатор, писал фонограммы для студенческих самодеятельных коллективов, выезжал с ними на фестивали-конкурсы, сочинял аранжировки для солистов Республиканской госфилармонии. 

В начале 2000-х приятель предложил Давыдову «неплохое место» в московском кафе. Полагая, что в столице крутятся большие деньги, Алексей Николаевич рискнул. Как в молодости, развлекал клиентов живым звуком, играя на электронном фортепиано Casio.

- Но надолго меня не хватило, - признаётся Алексей Николаевич. – В Москве платили, конечно, солиднее, но много тратилось на дорогу. Но и жить по чужим углам – не для меня. Да и жена сказала, пора домой, тем более – скоро огород сажать. Уехал я осенью, а в апреле вернулся.

Между прочим, Давыдов помимо музыкального, обладает и другими, очень полезными в хозяйстве талантами. У него и к плотницкому ремеслу есть способности, и интуитивное умение проектировать. Необходимые сведения находит в Интернете. Собственными руками срубил баньку, практически заново отстроил свой дом в п. Луховка, возвёл две громадные теплицы, где они с супругой выращивают щедрые урожаи томатов и других овощей. 

Да и музыкальный профессионализм Давыдова, если разобраться, в республике тоже довольно востребован. Сейчас он работает концертмейстером в Институте национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарёва. А в бурлящей студенческой среде дел всегда хватает – уроки, экзамены, концерты, фестивали-конкурсы. И успех студентов во многом определяется помощью грамотного аккомпаниатора.

Юбилейная презентация

В свои 60 Давыдов совсем не похож на пенсионера. Всегда бодрый, энергичный, по-спортивному подтянутый. И никаких особых секретов у него нет. Просто никогда не курил, не употребляет спиртного, регулярно обливается холодной водой, на Крещение обязательно ныряет в прорубь и давно забыл, что такое кашель и простуда.

А ещё в мае он готовится порадовать земляков сольным юбилейным концертом с участие Губернаторского Пензенского государственного хора, в чьём репертуаре – духовные песнопения в авторской аранжировке Алексея Николаевича. Местные артисты исполнят светские сочинения Давыдова. И сам юбиляр презентует несколько премьер своих новых произведений. 

Мила МЕЛЬНИКОВА.


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»