Домашняя работа

17.04.2013 10:06

Фрилансеров уравняли в правах со штатными сотрудниками

На минувшей неделе Президент России Владимир Путин подписал закон о дистанционной занятости населения. Он регулирует взаимоотношения работодателей с сотрудниками, чье постоянное пребывание на рабочем месте не является столь уж обязательным и необходимым. Речь идет прежде всего о представителях так называемых свободных профессий - художниках, дизайнерах, переводчиках, журналистах, программистах, снабженцах, коммивояжерах… Именно они без особых проблем могут (а порой и должны) выполнять свои должностные обязанности за пределами офисов, учреждений. «Удаленный» труд распространяется также на граждан с ограниченными физическими возможностями и на матерей, ухаживающих за маленькими детьми. «ВС» решил выяснить, как повлияют нововведения на рынок труда и способны ли они до неузнаваемости изменить его облик.

Подальше от начальства
Внесенные в законодательство поправки фактически уравнивают в правах фрилансеров (то есть людей, нанимаемых для выполнения определенных работ) со штатными сотрудниками. Договоры разрешено заключать даже на расстоянии, посредством, например, того же интернета. При этом и подписи, само собой, должны быть электронными. Едва ли не единственный бумажный документ - копию трудового соглашения - работодатель обязан в трехдневный срок отправить заказным письмом по почте. Будут ли сведения о дистанционной деятельности внесены в трудовую книжку - зависит от самого работника. Распорядок дня, рабочее время, период отдыха в большинстве случаев он также вправе установить самостоятельно. Наконец, фрилансерам, как и их штатным коллегам, полагаются оплачиваемые отпуска, больничные, соцпакеты...
Весьма примечательно, что при разработке данного законопроекта отечественная бюрократическая машина проявила прямо-таки фантастическую расторопность. Ведь проблема, образно выражаясь, даже не назрела, скорее перезрела. Старый порядок регулирования отношений в этой сфере воспринимался не иначе как пережиток прежней советской системы. Той самой, когда находиться на рабочем месте от звонка до звонка надлежало каждому трудоспособному гражданину. Вне зависимости от того, чем он там был занят - трудился в поте лица или, напротив, сидел сложа руки.
Норма «8 часов - работа, 8 - личное время, 8 - сон» многими воспринималась как важнейшее социальное завоевание. Тот факт, что в большинстве нацеленных на результат организациий она давно уже не действовала, а их работники, вкалывавшие по 15-17 часов кряду, вынуждены были ежедневно терять драгоценные часы на дорогу, попросту игнорировался. И лишь с повсеместным внедрением интернет-технологий пришло осознание практичности «домашнего труда». Коль скоро вся работа выполняется на компьютере, а ее результаты начальству отправляются по электронной почте, не все ли равно, где в этот момент находится сотрудник - дома, в кабинете, или вообще на модном курорте?!

Ориентир - результат
Для бизнеса преимущества дистанционного труда очевидны. Ибо он означает прежде всего экономию. И экономию, заметим, немалую. Снижаются или минимизируются расходы на аренду, обслуживание и эксплуатацию оборудования, оснащение рабочих мест. К тому же запросто можно отказаться от сопутствующих затрат на проезд, питание, уборку помещений...
- В девяностых годах я работал на республиканском радио, - говорит журналист Игорь Телин. - Однажды во время учебы в школе ВВС коллега из Омска поделилась между делом опытом сотрудничества с радиостанцией «Свобода». Вдохновленный ее рассказом, тоже решил попробовать наладить контакты. Послал письмо по электронной почте, однако ответа не последовало. Тогда решил действовать нахрапом. Приехал в Москву, нашел офис компании и просто выложил на стол кассету, где были записаны демонстрационные аудиоролики. Через некоторое время получил предложение подготовить еще 3-4 материала. Репортажи благополучно вышли в эфир, и вскоре я получил первый гонорар. Присланная сумма, говоря откровенно, даже не удивила - шокировала. Четыре коротких трехминутных репортажа «Свобода» оценила в месячную зарплату начальника отдела республиканского Гостелерадио! Отправил еще несколько материалов - и снова гонорар оказался весьма и весьма приличным. К 2001 году я имел уже стабильный источник заработка, в разы превышающий все доходы по основному месту службы. Особых карьерных амбиций у меня не было. Должность заместителя председателя светила только в отдаленной перспективе, да и то при определенном стечении обстоятельств. Потому на Радио Мордовии перевелся сначала на полставки, а потом и совсем уволился оттуда. Сотрудничество со «Свободой», а равно и другими медиахолдингами во всех смыслах представлялось более выгодным. Жареных фактов, сенсационных разоблачений, плоских шуток они не требовали. Нужен был лишь независимый, непредвзятый взгляд на происходящие в республике события и процессы.
Сейчас, с позиции профессионального фрилансера, легко могу судить о плюсах и минусах работы на вольных хлебах. Неоспоримое ее преимущество - гибкий график. Не нужно ежедневно вскакивать по утрам и, едва протерев глаза, выбегать из дома, боясь получить выговор за опоздание. При этом хватает времени на семью, отдых и увлечения. Недавно, например, с интересом погрузился в кладоискательство, даже металлоискатель приобрел. Вместе с тем оно и расхолаживает. Мне несколько раз предлагали приличные вакансии, с хорошими окладами и полным соцпакетом, но после раздумий неизменно отказывался. Работать в прежнем ритме не хочу, да, наверное, никогда уже не смогу. Состояние внутренней свободы не купить за деньги. Когда есть тема, интересная массовой аудитории, материал будет подготовлен, вне зависимости от официальной точки зрения на сей счет. В финансовом плане тоже не чувствую себя ущемленным. Вопреки домыслам, получаю абсолютно легальные доходы, с которых уплачиваются все налоги, производятся отчисления в Пенсионный фонд. Проблема есть только с медицинской страховкой. Внештатным сотрудникам компании ее не оформляют, а идти ради этого на биржу труда - полная нелепица. Подвох наверняка будет выявлен...

Сам себе приказчик...
Похожая история приключилась и с бывшим специалистом отдела маркетинга и сбыта Дмитрием Карповым. С той лишь разницей, что его карьера стала развиваться, похоже, даже вопреки собственной воле:
- До зимы 2008 года я работал на довольно известном саранском заводе. Пописывал всякие предложения о сотрудничестве, составлял буклеты, изредка представлял продукцию на выставках. Когда на волне кризиса пошли сокращения, возник вопрос, что делать дальше. Остаться - значило бы смириться и с урезанием зарплаты, и с участившимися разносами со стороны начальства, пребывавшего в ту пору в перманентных поисках виноватых. Оказавшись не у дел, поднял старые контакты, предложив нескольким родственным предприятиям свои услуги. Откликнулись ребята из Москвы - их работодатель, дабы удержаться на плаву, искал по регионам сотрудников «без запросов», знающих специфику рынка и способных проанализировать пути его дальнейшего развития. Отослал накопившиеся соображения на сей счет, приложил резюме и... спокойно занялся другими делами, благо уходил я с завода, понятно, не на пустое место. Спустя полгода в квартире раздался телефонный звонок из столичной компании. Сказали, что есть должность торгового представителя, приглашали подъехать на собеседование. Думал отказаться, но любопытство взяло верх: все деньги ведь в Москве крутятся. Вот так, собственно, и стал «удаленщиком».
Такая форма работы, прямо скажу, подойдет не каждому. Она для одиночек, людей самостоятельных, способных обходиться без чужой помощи. В офисе - хочешь того или нет - необходимо ощущать себя членом команды. Незаменимых там и быть не может. Всегда найдется тот, кто сумеет тебя подменить, прикрыть, поддержать, а то и продолжать начатое. Довольно удобно, если хочешь оправдаться, разделить ответственность. Здесь подобные номера не проходят. Отвечать приходится за все - и за ошибки в оценке перспектив развития, и за несвоевременную отгрузку товара, и за надежность новых клиентов, и за нарушение ими условий договора. Заработок напрямую зависит от качества выполнения работы. Причем его величина подчас не столь важна, как постоянство. У меня нет авансов и подрасчетов. Очень маленький оклад, зато приличные премиальные. Знаю, многие коллеги жалуются еще на отсутствие общения. Правда, мне его хватает с избытком. Звонки идут с полуночи до полуночи. У москвичей ведь особый график. Когда вопрос нужно срочно обсудить, они не слишком-то заморачиваются соблюдением неких правил. Еще на расстоянии бывает трудно понять друг друга. Вот недавно потратили два с лишним часа, чтобы уточнить пустяковые условия, выдвинутые клиентом. Пришлось делать копию документа, выделять нужные места, отсылать ее по электронной почте... Хотя в обычных условиях достаточно было бы просто ткнуть пальцем и сказать несколько слов. Однако самый большой недостаток «удаленки», на мой взгляд, - слабая социальная защищенность. Весь мой соцпакет сводится к компенсации транспортных и телефонных расходов да к отпуску, который в реальности сложно получить - заявление требуется представить лично, да и в доходах сильно потеряешь. Больничный - так это вообще непозволительная роскошь. Проще устно договориться, отлежаться денек-другой.

Подводные камни
В России популярность «дистанционного» труда возрастает год от года. Сегодня по самым скромным оценкам «неофисный» стиль работы присущ каждому десятому трудоспособному гражданину страны. Еще примерно четверть специалистов склонны считать, что свои обязанности они в состоянии выполнять удаленно. Показатель, с учетом повсеместного внедрения передовых электронных технологий, не столь уж запредельный.
- Многое зависит от бизнес-модели, стиля управления теми или иными компаниями, предприятиями, организациями, - поясняет исполняющий обязанности руководителя Государственной инспекции труда по РМ Виктор Спиридонов. - Такая форма труда подходит далеко не всем, поскольку всегда будут существовать категории сотрудников, чье присутствие на рабочем месте является обязательным. Трудно представить себе врачей, ставящих диагноз и назначающих лечение по телефону, или воспитателей детских садов, наблюдающих за малышами по мониторам. Не говоря уж о работниках, занятых физическим трудом, руководителях производств. С другой стороны, для реализации продукции, баз данных, ведения справочников, организации телефонных опросов, репетиторства, языковых переводов совсем не обязательно постоянно находиться в офисе. Впрочем, я не уверен, что внесенные в законодательство, и в первую очередь в Трудовой кодекс, поправки спровоцируют всплеск интереса к «удаленке» или рост трудовой миграции. Нововведения необходимы главным образом для того, чтобы защитить права наемного персонала, оградить его от произвола руководства, повысить уровень и качество социальной защищенности и в чем-то даже упростить работу. Ведь прежде работодатели заключали с «дистанционными» сотрудниками договоры подряда, в лучшем случае типовые трудовые договоры, условия которых на практике зачастую игнорировались. И обычно как раз по причине удаленного характера сотрудничества.
Тем не менее, как признают трудинспекторы, серьезные конфликты с иногородними работодателями фиксируются в Мордовии крайне редко:
- До 2006-2007 г. к нам вообще поступали лишь обрывочные сведения о случившихся инцидентах, преимущественно, кстати, локальных, - продолжает Виктор Спиридонов. - Так, однажды частный охранник, заключивший договор с ЧОПом из соседнего региона, выразил недовольство тем, что его дежурства проходят в запертом снаружи магазине. Из-за чего он лишен был возможности даже в туалет сходить. В другой раз продавцы торговой точки, принадлежащей проживавшему за пределами республики предпринимателю, пожаловались на неправильно произведенный расчет. Первый по-настоящему резонансный случай, разбирать который, впрочем, должны были коллеги из Нижнего Новгорода, был связан с ущемлением прав сотрудницы сетевого салона связи. Ей не только не выплачивались так называемые сверхурочные, но и было отказано в предоставлении отпуска. Оперативный менеджер, управлявший действовавшими в Мордовии магазинами, дал понять, что не уполномочен решать эти вопросы, поскольку договоры, справки и вся иная документация должны оформляться и визироваться по месту регистрации головного офиса. Там, однако, запросы сотрудницы стойко игнорировали, мотивируя тем, что в трудовом соглашении начисто отсутствуют такие понятия, как учебный, дополнительный или декретный отпуска.
- Сегодня же мы в основном имеем дело с просьбами «дистанционных» работников разъяснить ситуацию, что-то подсказать, посоветовать. На телефон «горячей линии» подобные обращения поступают не так уж редко, - утверждает заместитель руководителя ГИТ Дмитрий Панков. - Хотя прямые конфликты по-прежнему можно считать исключением из правил.

Андрей КРИВОВ

«Вечерний Саранск»