Алексей Пиманов: «Готовлю фильм «на вынос мозга»!»

03.04.2013 08:57

Известный телеведущий, режиссер, сценарист и продюсер поделился творческими замыслами

Алексей Пиманов - герой своего времени. Ему есть что сказать людям, и он говорит - посредством фильмов и телепередач, над которыми работает как сценарист, режиссер и продюсер. Это он снял исторические сериалы «Александровский сад», «Охота на Берию», «Жуков». Он создает и сам ведет программу «Человек и закон» на Первом канале, а его кинохолдинг «ПимановФильм» снимает для «первой кнопки» страны еще около десяти передач, среди которых такие популярные, как «Кумиры», «Здоровье», «Армейский магазин»… Но и это еще не все. Вот уже больше пятнадцати лет Алексей Пиманов является генеральным директором телекомпании «Останкино». Конечно, такому занятому человеку трудно найти даже небольшое окошко для интервью. Но нам повезло: наш корреспондент встретился с теледеятелем на Первой церемонии вручения премии Ассоциации продюсеров телевидения и кино - и до начала торжественной части успел задать несколько вопросов.

- Алексей Викторович, расскажите о проектах, над которыми вы сейчас работаете.
- Я работаю над фильмом про знаменитую укротительницу тигров Маргариту Назарову, которая блестяще сыграла в известном советском фильме «Полосатый рейс». Ее жизнь была полна удивительных событий. И сценарий получился, поверьте мне, «на вынос мозга»!

- Чем еще готовитесь удивить российского зрителя?
- Вместе с командой сценаристов я работаю над сценарием фильма о генерал-лейтенанте Николае Власике - начальнике охраны Иосифа Виссарионовича Сталина. Взялись за эту работу для того, чтобы показать, через какие испытания пришлось пройти этому человеку. Он познал как самые «верхи», так и «низы»: 25 лет преданно служил вождю народов, а в итоге был предан и посажен в тюрьму. В этом смысле Николай Власик - человек героической, но вместе с тем и трагической судьбы, которая достойна того, чтобы о ней узнал зритель.

- Алексей Викторович, что, на Ваш взгляд, является залогом успешного фильма?
- Есть три всем известных критерия любого хорошего кино. Первый - это сценарий. Второй - сценарий. И третий - сценарий. Казалось бы, куда проще. Однако на деле все не так просто. Работа над сценарием к фильму «Жуков» заняла три года. В ней участвовали три сценариста: с первым мы собирали материал, со вторым - писали сценарий и только с третьим, Виталием Маскаленко, благополучно завершили работу. Сегодня мне в руки все чаще попадают сценарии, в которых первое событие появляется только на шестой, а то и на восьмой странице. В таких случаях я обычно говорю сценаристам: «Возьмите в руки книгу «Три мушкетера» Александра Дюма и прочтите первую фразу этого великого романа». Первые строки звучат примерно так: «25 апреля 1625 года в  городе Мента был переполох…». Ключевое слово - «переполох», которое вас интригует с первых же страниц романа. Кто-то может назвать это произведение детским, но с точки зрения сценарного мастерства оно написано блестяще!

- А какой из ваших сценариев вам особенно дорог?
- Сценарий к фильму «Овечка Долли была злая и рано умерла». Планирую приступить к съемкам картины уже в июле.

- Кого из актеров пригласите в свой фильм?
- Пока секрет. Но открою маленькую тайну: в этом фильме планируется использовать много пластического грима, потому как одному и тому же артисту предстоит сыграть персонажа в разные периоды жизни - с 22 до 45 лет.

- Наверняка, как у любого режиссера, у вас есть любимчики среди артистов. Можете назвать их имена?
- В первую очередь это те артисты, с которыми я уже работал: Саша Балуев, Лена Яковлева, Оля Погодина, Ксюша Кузнецова, Аня Банщикова... Я их всех люблю одинаково. Но не со всеми актерами, с которыми я когда-то работал, у меня есть возможность работать и сегодня. Например, с Димой Жулиным... Он сыграл главную роль во всех трех моих фильмах «Александровский сад» - Алексея Казарина. Дима олицетворял на экране образ настоящего героя - этакого  интеллигентного парня, который мог и «пальто подать, и в морду дать». Очень одаренный артист! Несколько лет назад, на пике своей карьеры, Дима оставил профессию и ушел послушником в монастырь. Год назад я попытался его уговорить вернуться в кинематограф, но безрезультатно. Это его решение, и я его уважаю.

- Что в первую очередь требуете от актеров как режиссер?
- Все, кто работают со мной, знают: актера я вовлекаю в работу над фильмом задолго до начала съемок. Для нас обоих важно настроиться на одну волну. Я не против импровизации на съемочной площадке, но она бывает оправданной только тогда, когда ты понимаешь материал. И первый совет, который я даю всем начинающим режиссерам: пройти «застольный период» - говоря иначе, разобрать сценарий «от и до». Сначала самому, а потом - с актерами. Как удачный пример могу привести фильм «Мужчина в моей голове», в котором главную женскую роль исполнила Ольга Погодина.

- Расскажите, что было особенного при работе над ним?
- На первый взгляд этот фильм может показаться легкой новогодней историей. Но мало кто знает, каким трудом далась Ольге эта роль. Ей предстояло сыграть героиню, в голове которой «заговорил» мужчина. Она готовилась к съемкам ровно год. И я готовился вместе с ней. Перед началом работы дал наставление: «Мы снимаем не новогоднюю сказку, а кино про женскую судьбу и про женскую психологию. Каждая женщина носит маску: днем она одна, а дома, под пледом, - она другая, настоящая!». Я поставил перед Ольгой очень непростую задачу: стать такой, как «под пледом», то есть настоящей, без страха за то, что в любой момент кто-то может ее обидеть. Если этого не будет, сказал я Ольге, то тогда и «кина» не будет. Первые два съемочных дня выдались непростыми, но потом ей удалось вжиться в образ, и мы благополучно сняли фильм. На мой взгляд, он удался.

- Расскажите, что такое, на ваш взгляд, хороший режиссер?
- Хороший режиссер - это тот, у которого есть режиссерский талант. Могу с вами поделиться своим наблюдением: 90 процентов режиссеров работать не умеют как раз по причине отсутствия таланта. Когда мне говорят о ком-то: «Он хороший режиссер, заканчивал такой-то институт…», я отвечаю: «Покажите мне, что он снял!». В кино, как и в журналистике, научить хорошо снимать или хорошо писать нельзя. Ведь Достоевского и Пушкина никто не учил писать, и литературного института никто из них не оканчивал.

- То есть вся надежда - на Божий дар?
- Безусловно! А к нему прибавьте кругозор, чувство драматургии, которое в равной степени, как и чувство монтажа, привить невозможно. Кто-то все это чувствует, а кому-то просто не дано. Бывает, в эпизоде уберешь две секунды - и он уже по-другому заиграет! Классический пример - всенародно любимые фильмы Эльдара Рязанова. Когда режиссеры монтажа монтировали его фильмы, выходило не смешно. Но потом приезжал сам Рязанов, что-то менял, переставлял местами - и тут же все начинали хохотать!

- Алексей Викторович, а каким вы представляете российского зрителя, для которого снимаете свои фильмы и программы?
- Сегодняшний российский зритель - очень требовательный и избалованный. Он издалека видит откровенную халтуру и в любой момент может выключить телевизор. Как известно, зритель голосует пультом. И когда твой фильм собрал хороший рейтинг - это большая удача и радость.

«Вечерний Саранск»