Панкратов больше не Черный

01.07.2009 12:03

Сначала он был просто Саша Панкратов, студент ВГИКа. Потом, когда выяснилось, что Саша Панкратов на курсе уже есть — взял себе приставку «Черный». Объяснять ее происхождение тогда было не нужно: Саша был жгучим брюнетом.

- Это сейчас я совсем седой, практически — «белый». Но совсем не поумнел с годами — а порой кажется, что даже поглупел! — в шутку критикует себя юбиляр (28 июня Александру Васильевичу исполнилось 60 лет).

И хотя прожитые годы посягают на его псевдоним «со смыслом» — главное у него не отнять: чувство юмора и любовь к жизни, какой бы она ни была. А для Саши Панкратова, выходца из семьи ссыльных, она была разной, эта жизнь — и черной, и белой… Вот только скучной и неинтересной не была никогда.

- Планов — громадье! И в спектакле хочется сыграть, и фильм снять, и новый сборник стихов выпустить. Я всегда смотрю вперед! — говорит мэтр российского кино.

Добрые люди

Актером Александр Панкратов-Черный стал вопреки воле матери Агриппины Яковлевны.

- В нашем роду все мужики — военные. Мы же казаки: Гузевы, Токаревы. Фамилия Панкратов досталась мне от первого мужа мамы — она ее оставила, боясь репрессий: казачество тогда истребляли нещадно, — рассказывает Александр Васильевич. — И меня мама заставляла подать документы в военно-техническое училище, чтобы я продолжил династию. А я был творческим мальчиком — стихи писал, любил читать художественную литературу и мечтал делать кино… Мы жили в глухой алтайской деревне, куда сослали моего деда, Якова Трофимовича — царского офицера. В этой деревне не было ни света, ни радио. Зато два раза в месяц приезжала кинопередвижка — я с детства смотрел фильмы, так в кино и влюбился…

Осуществить несбыточную мечту помогли случай и любящая Сашу сестра.

- Мама уехала в Северный Казахстан навестить брата — он приболел тогда серьезно, — рассказывает Александр Васильевич. — Сестра Зиночка достала все деньги, которые у нас были, вручила их мне и говорит: «Сашка, беги в артисты, пока мамы дома нет!». И я поехал. Один — на поезде через всю страну. Было страшно. Но ничего — добрался как-то до города Горького. Мне на добрых людей везло — всегда кто-то помогал.

Тринадцатилетний худенький веснушчатый мальчишка очаровал приемную комиссию Горьковского театрального училища. На экзамене он читал стихотворение «Буря мглою небо кроет» — с алтайским говором. И члены комиссии покатывались со смеху — драматичное по характеру произведение прозвучало как веселая скороговорка. Кстати, это же стихотворение читал при поступлении в это же училище Евгений Евстигнеев. И потом, когда судьба свела мэтра с молодым Панкратовым-Черным на съемочной площадке фильма «Зимний вечер в Гаграх», Евстигнеев говорил ему: «Помни, Сашка: мы с тобой из одного гнезда!»

Студенческие годы, которые принято называть веселыми, были для Панкратова-Черного, как и вся его жизнь, — в черно-белую полоску. Он занимался любимым делом, но при этом терпел нужду. Стипендии не хватало, а семья помочь будущему артисту особо не могла. От мамы каждую неделю приходила посылка, в ней — кусочек сала, несколько картофелин и большое доброе письмо. Местная шпана, заприметив парнишку, бегающего с почты со свертками, однажды напала на него — избила и посылку отобрала. А когда хулиганы увидели, каким «богатством» завладели, — постучались в дверь и вернули «награбленное».

- Трудное было время — меня и педагоги порой подкармливали, — вспоминает актер…

Шутники

Как бы ни было трудно, но Панкратов-Черный не сдавался. И сам никогда не унывал, и другим не давал. А чтобы держать себя и друзей «в тонусе», любил устраивать розыгрыши.

- Мы с товарищами вчетвером снимали комнату, — рассказывает Александр Васильевич. — И вот как-то заигрались в преферанс до рассвета. Один из товарищей — не буду называть его имени, он сейчас очень известный человек — не выдержал, лег спать. А мы решили подшутить. Завесили окно одеялом — чтобы стало темно, как ночью.

Сели за стол — и будто играем: «У меня „черви“!» — «И у меня „черви“!» Он проснулся — и как закричит: «Ребята! Я ослеп! Я вас не вижу!» Мы давай смеяться! А потом — плакать… Товарищ был мастером спорта по боксу и вынес нас на кулаках из комнаты — в одних трусах на сорокаградусный мороз…

Панкратов-Черный, став солидным и уважаемым человеком и знаменитым актером, не утратил мальчишеского азарта и задора.

- Как-то мы разыграли Володю Грамматикова, — вспоминает Александр Васильевич. — Одно время в нашей стране была очень популярна финская мебель, все старались ее достать, потому что просто купить ее в магазине было невозможно. А жена Володи «пилила» его: достань да достань! Он под таким напором как-то ухитрился раздобыть финский гарнитур. Приходит довольный: «Мужики, поздравьте меня — я достал финскую мебель!». Мы поздравляем его — и тут же даем объявление в газету: «Продается финский гарнитур» — и телефон Володи. Вся Москва начала звонить в квартиру Грамматикова! Жена за голову схватилась: кому же Володя так задолжал, что мебель продает? Он нам потом долго припоминал эту историю!

Месть

В 1983 году вышел фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Картина имела оглушительный успех. И молодой актер Панкратов-Черный, сыгравший музыканта Степана, в один день стал любимым и популярным актером.

- Вскоре мне позвонили, и милый женский голос говорит: «Вы Панкратов-Черный?» — «Я», — говорю. — «От Совета экономической взаимопомощи вы едете в Японию представлять фильм „Мы из джаза“, Карен Шахназаров выделяет нам копию фильма — ее и повезете. Ждите звонка в ноябре». И дает номер телефона, чтобы я убедился, что это из СЭВ звонили. Я, конечно же, звоню, и мне подтверждают: «Да, это СЭВ». Прихожу на «Мосфильм», рассказываю Карену и другим: мол, так и так — еду в Японию! Они меня поздравляют. И начинают делать заказы: кому что нужно привезти из капстраны. А тогда валюту в командировки давали мало. Я им сразу сказал: «Много не заказывайте — у меня денег мало». Жена моя Юлия список дома составила, что нужно купить в Японии. Я назанимал денег, еще приобрел валюту. Жду. Наступает ноябрь — тишина. Что такое? Звоню в СЭВ. «Здравствуйте, я Панкратов-Черный». — «Очень приятно. А кто вы такой?» — «Как? Я же в Японию от вас еду — представлять картину «Мы из джаза». — «Какая Япония? Какой джаз?» И тут я понимаю: меня разыграли! Впервые! И так изощренно! Как я смеялся! И Карен с товарищами тоже смеялся…

Аист летит

Веселый нрав Панкратова-Черного режиссеры любили и эксплуатировали. Александр Васильевич блистательно сыграл в комедиях «Артистка из Грибова», «Бабник», «Трам-тарарам, или бухты-барахты», «Продается дача»… А самая яркая актерская работа Александра Васильевича — в фильме «Где находится нофелет?». Здесь актер блистательно сыграл молодого мужчину, который ищет невесту стеснительному родственнику (его сыграл Владимир Меньшов). Причем, «клеят» они девушек прямо на московских улицах.

- Некоторые эпизоды этого фильма мы сначала снимали на скрытую камеру — выходили на улицу и «кадрили» девушек, — рассказывает Александр Васильевич. — А потом эти же ситуации играли на съемочной площадке. Некоторые забавные эпизоды вошли в фильм. Например, тот, где мы пристаем к девушке — и вдруг выходит такой амбал: «Я вам покажу, где находится нофелет!». Это была реальная ситуация — здоровяк нас чуть не побил за то, что мы его девушку донимали этим «нофелетом»!..

В кино Александру Васильевичу не раз приходилось играть покорителей женских сердец — ему шел этот легкий и немного безответственный образ. Актерская судьба свела Панратова-Черного и еще одного любимчика женщин — Александра Абдулова — на съемках картины «За прекрасных дам!»

- Мы с Сашкой хохмили постоянно! — вспоминает Александр Васильевич. — А что делать: нас двое, а прекрасных дам — аж пять! Саша каждый день приносил бутылку коньяка «Белый аист», и я — такую же. Это было необходимо: действие фильма происходит на фоне щедрого застолья. А девчонки — ими Ирочка Розанова тогда руководила — встречали нас песней: «Белый аист лети-и-ит…». Девчонки обожали нас, а мы — их… Замечательно проходили съемки!

От стэпа до «Палаты № 6»

И все же любимый фильм Александра Панкратова-Черного — «Зимний вечер в Гаграх».

- У моего героя в этой картине непростой характер, поэтому было интересно работать, — рассказывает Александр Васильевич. — А потом, это же такое счастье: работать рядом с Евгением Евстигнеевым. Многих интересных нюансов и острых моментов в этом фильме не было бы, не будь в нем Евстигнеева — он как-то всех настраивал на нужный лад. А потом — я ведь не стэпист, не музыкальный человек, и Евгений Александрович с режиссером Кареном Шахназаровым многое мне подсказывали. У Карена на площадке всегда царит творческая атмосфера, что мне тоже очень нравится. Мы 20 лет не работали вместе после тех картин — «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Курьер». И вот сейчас на Московском международном кинофестивале Карен представил свой новый фильм «Палата № 6», где я играю одного из главных героев — почтового служащего Михаила Аверьяновича. Я снова получил огромное удовольствие от работы с Шахназаровым. И в то же время — пришлось напрячь все свои творческие силы, потому что уже отупел от проходных ролей! «Палата № 6» — давнишний замысел Карена. Он хотел делать его с Марчелло Мастроянни в главной роли, но итальянцы требовали, чтобы действие происходило в чеховское время, а Карен хотел показать современность. И он прав! Зритель сможет убедиться — как убедился и я — что Чехов всегда современен!

Арбузы

Александр Панкратов-Черный брался и самостоятельно снимать серьезное кино — на экраны вышли его картины»Система «Ниппель», «Взрослый сын»… Их было бы больше. Но ходу режиссеру Панкратову-Черному не давали.

- Чиновники Госкино не любили меня и просто издевались, — говорит Александр Васильевич. — Мне запрещали работать с конкретными сценариями, а потом я узнавал, что моим товарищам разрешали снимать по ним фильмы!

Они хотели столкнуть нас лбами. Тяжело вспоминаю то время… Но я не терялся — чтобы не сидеть без работы, пошел в ассистенты режиссера. У меня ведь не только режиссерское образование, но и бесценный опыт работы с Андроном Кончаловским в «Сибириаде».

Это был мой дебют в кино с эпизодической ролью. Но Андрон доверял мне и ассистентскую работу. А я тем временем видел, как он работает — как организует производство фильма, как разговаривает с творческой группой… Потом уже Андрон доверял мне и репетиции с актерами. Он очень образованный, эрудированный человек, а главное — философ. Я у него многому научился!

Нередко друзья помогали с актерской работой и самому Панкратову-Черному.

- Я — ветеран юмористического киножурнала «Фитиль». Элем Климов — спасибо ему — специально писал сценарии, чтобы только Панкратов снимался…

Во времена творческих простоев Александру Васильевичу пришлось освоить и рабочие профессии.

- Я не чурался никакой работы, — говорит он. — И сейчас не чураюсь. Я вагоны с арбузами разгружал в Московском порту. Грузчики меня узнавали — автографы просили, спрашивали, что я среди них делаю… А я, чтобы никого не смущать, говорил, что репетирую новую роль — учусь арбузы ловить…

Театр

Сейчас Александр Панкратов-Черный разрывается между Москвой, где он живет с женой Юлией и где живут его сын Владимир и невестка Ольга, и Санкт-Петербургом, где актер играет в спектакле «Любовь не картошка — не выбросишь в окошко». И репетирует новую постановку «Чего-чего, а этого нам хватает».

- В этом спектакле я играю бомжа, который помогает новому русскому выжить из квартиры двух бабушек-блокадниц, — рассказывает Александр Васильевич. — 38 лет я не выходил на театральную сцену. И сейчас очень жалею, что потерял это время. Все считал, что раз посвятил себя кино — не надо сворачивать с этого пути. А ведь театр раскрепощает. Может быть, я бы и роли в кино сыграл лучше, имея театральную практику…

Несмотря на экранный образ балагура, острослова и добряка, Александр Панкратов-Черный в жизни бывает очень жестким.

- Особенно когда Панкратов работает, к нему лучше не подходить, — говорит жена актера Юлия Владимировна. — Он — большой трудоголик!

- Для некоторых я не очень удобен: я — требовательный, — признается Александр Васильевич. — Не люблю бездельников — тех, кто равнодушно относится к делу, которым занимается…

Семья

Выбранному раз и навсегда любимому делу Панкратов-Черный посвящал и посвящает себя полностью. Он и актер, и режиссер, и даже поэт.

Возможно, страсть к работе отвлекала его от создания настоящей семьи. И лишь после двух неудачных браков (с актрисами Ириной Семиклетовой и Вероникой Изотовой, в которых у Александра Васильевича родились дочери — Светлана и Ирина) он встретил настоящую любовь и жену от Бога. Это Юлия Монахова — дочка знаменитого кинооператора Владимира Монахова. Вместе они уже больше тридцати лет. Родители Юли не сразу приняли зятя-актера. Но жизнь сама расставила все по местам.

Юлия Владимировна и Александр Васильевич воспитали сына Владимира. Он, как и родители, творческая натура — учился на журфаке, потом — в эстрадно-цирковом училище, недавно окончил ГИТИС. А сейчас Владимир учится на режиссерском факультете ВГИКа и руководит своей рок-группой «Red Hot Barbeku».
О самых близких и любимых Александр Васильевич не любит говорить. Боится нарушить отвоеванное у судьбы семейное благополучие.

- Юля — мой ангел-хранитель, администратор и секретарь, — говорит Александр Панкратов-Черный. — И если бы не она — не было бы у нас такого замечательного сына. Теперь у меня есть надежный тыл. И это мне помогает писать стихи и создавать новые роли… Поэтому предупреждаю своих поклонников, друзей и недругов: Панкратов-Черный еще долго не оставит вас в покое!

«Вечерний Саранск»