15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей

15.03.2013 15:31

Ежегодно 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Россия этот день впервые отметила в 1992 году, когда был принят Закон РФ «О защите прав потребителей», законодательно закрепивший потребительские права граждан. Более широко этот праздник отмечался в 1994 г., но официально начало ему положено в 1996 году, с момента вступления Российской Федерации во Всемирную организацию Союза потребителей. 

Справка

Татьяна Петровна Харитонова
И.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия. В 1986 году окончила Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова. С 1986 по 1995 гг. работала санитарным врачом по общей гигиене в Чамзинской районной санэпидемстанции. С 1995 по 2005 гг. – главный врач центра Госсанэпиднадзора в Чамзинском районе. С 2005 по 2013 гг. – начальник Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия в Чамзинском, Ардатовском, Атяшевском, Большеберезниковском, Дубенском районах. С января 2013 года – исполняющий обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия. Заслуженный работник здравоохранения Республики Мордовия. Имеет  нагрудный знак «Отличник здравоохранения в Российской Федерации». Награждена Почетной грамотой Министерства здравоохранения Российской Федерации. 

- В этом году тема Всемирного дня защиты прав потребителей призвана способствовать привлечению внимания населения к существующим проблемам в области защиты прав потребителей, - отметила и.о. руководителя Управления Роспотребнадзора по РМ Татьяна Петровна Харитонова. – А проводимые мероприятия, приуроченные к этому дню, направлены на повышение потребительской грамотности, информированности граждан о важнейших механизмах государственной и общественной защиты потребительских прав, о широких возможностях населения по защите своих прав.

Важнейшим импульсом к совершенствованию законодательства о защите прав потребителей послужило состоявшееся в Саранске 16 января 2012 года заседание президиума Госсовета РФ по вопросу «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в РФ». По результатам заседания Президиума Госсовета Президентом России были даны поручения, объединенные одной главной целью – обеспечить усиление государственных гарантий защиты потребительских прав граждан, в которых был определен комплекс мер, направленных на выведение законодательных основ правового регулирования отношений с участием потребителей на качественно новый уровень, отвечающий современным тенденциям.

На страже интересов

Хотим мы того или нет, но каждый из нас является потребителем. Ежедневно мы ходим в магазины за продуктами питания, чуть реже делаем крупные покупки – приобретаем мебель, телевизоры, сотовые телефоны,  вступаем в договорные отношения с торговыми организациями. Так что сегодня – наш общий праздник. И не хотелось , чтобы этот праздник омрачался конфликтными ситуациями, которые сегодня, к сожалению, на потребительском рынке далеко не редкость.

- К нам ежедневно обращаются жители города по вопросам защиты прав потребителей, - отметила в беседе с корреспондентом «ИМ» начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РМ Галина Петровна Бардина.  

Как отметила Галина Бардина, в 2012 году специалистами отдела рассмотрено 1070 обращений, в том числе 562 письменных обращения. В структуре письменных обращений наибольший удельный вес занимают обращения в сфере предоставления услуг ЖКХ – это 48,8 %, в сфере розничной торговли – 33,6%. 

Защищайте права!

Специалисты акцентируют внимание на том, что мы, потребители, сами должны активнее заниматься защитой своих прав. Пришли в магазин, и не увидели контрольных весов? Это прямое нарушение правил продажи отдельных видов товаров. Согласно правилам, продавец обязан обеспечить наличие контрольных весов, с помощью которых потребитель может проверить правильность веса купленного товара. В случае отсутствия контрольных весов в торговой точке покупатель имеет право написать жалобу в Роспотребнадзор. И это уже  повод для контрольной проверки торговой точки. 
Как отмечает заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Галина Шемсутдинова, нередко горожане обращаются с жалобами на обман при начислении платы за услуги ЖКХ. 

- К сожалению, потребители пока не умеют пользоваться своими правами, - отмечает Галина Шемсутдинова. – Если потребителю приходит счет за ЖКУ, и он видит, что сумма в счете слишком велика, он сразу пишет нам жалобу. Тогда как правилами предусмотрено, что потребитель вправе потребовать, чтобы исполнитель предоставил документальное подтверждение начисленной платы. При этом потребитель вправе обратиться в управляющую компанию и потребовать показания приборов учета, которые должны быть зафиксированы в соответствующем журнале. Если там действительно имеются нарушения или обман (например, применяется не та формула для расчета), потребитель должен обратиться к нам. Но должна отметить, что за 2012 год нами не было выявлено ни одного случая обмана потребителей при начислении платы за жилищно-коммунальные услуги. 

Обращайтесь в суды

Болевой точкой на потребительском рынке специалисты называют нежелание граждан обращаться в суды по поводу защиты своих потребительских прав. Люди опасаются волокиты, судебных издержек. И многие продавцы пользуются подобным положением вещей и нередко сами запугивают покупателей предстоящими судебными расходами и длительными тяжбами. 

- Мы рекомендуем потребителям обращаться в суды, если ситуация не разрешается в досудебном порядке, - поясняет Г.П. Бардина. - Одним из механизмов защиты прав потребителей, предусмотренных законодательством, является штраф за уклонение продавца или изготовителя в удовлетворении требований потребителя имущественного характера.

50% штрафа теперь взыскивается не в пользу государства, а в пользу потребителя. При этом, обращаясь в суд в случае нарушения его прав, потребитель не оплачивает госпошлину и не несет никаких судебных издержек.Теперь обращаться в суды за защитой своих потребительских прав даже выгодно с материальной точки зрения.

Весовой товар – только в упаковкеСегодня во многих супермаркетах упаковочные пакеты покупателям предоставляются бесплатно, что направлено на удовлетворение потребностей покупателя и стимулирует покупки. Однако по-прежнему остается немало торговых точек, где за упаковочный материал продавцы берут деньги. - Развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы  – поясняет Г.П. Бардина. 

Галина Шемсутдинова считает, что торговая организация, взимающая деньги за упаковочные пакеты, не только нарушает права потребителей, но и является неконкурентноспособной. «Ни одна уважающая себя торговая организация не будет брать деньги за пакеты, - говорит она. – Все это можно заложить в торговую наценку. И это не повлияет на цену товара, так как цена упаковочных материалов составляет сотые доли от стоимости товара. Взимая плату, продавцы злоупотребляют, получая дополнительный доход». 

Потребительская грамотность

Несмотря на непростую ситуацию, сложившуюся на потребительском рынке, специалисты отмечают, что потребительская грамотность населения значительно повысилась.

«Мы это замечаем по существу предъявляемых требований потребителей, которые они указывают в своих обращениях, - говорит Г.П. Бардина. – В то же время граждане не всегда указывают где, когда, у кого был приобретен товар ненадлежащего качества. Повышение потребительской грамотности связано с широкой информационной работой, которая проводится через средства массовой информации».

Общественная приемная

В Управлении Роспотребнадзора по РМ работает Общественная приемная, куда может обратиться любой житель республики не только по вопросам защиты прав потребителей, но и по вопросам, касающимся сферы деятельности Управления Роспотребнадзора по РМ в части санитарно-эпидемиологического надзора. Специалисты ведут прием ежедневно, кроме выходных, с 9.00 до 16.00 часов, перерыв с 13 до 14 часов. Адрес: г.Саранск, ул. Дальняя, 7.  Телефон 23-41-30.

Наталья КРЫЛОВА.


При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.

«Известия Мордовии»