Приходилось играть и цыганок, и девушек легкого поведения

27.02.2013 09:05

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков 11 марта отмечает 10-летие со дня cвоего образования. Все это время в республиканском Управлении наркополиции служит Ольга Ванатова. Сейчас она занимает должность начальника Отделения межведомственного взаимодействия в сфере профилактики. Однако наиболее яркие «служебные воспоминания» Ольги Ванатовой  связаны с оперативной работой - она участвовала во многих спецоперациях по задержанию наркоторговцев, сидела в засадах и внедрялась в наркопритоны.

Я была единственной женщиной-оперативником
- Многие из членов моей семьи служили в армии и правоохранительных органах, и я мечтала пойти по их стопам, всегда стремилась к достижению своей цели. В результате мне это удалось. Службу я начала в налоговой полиции. В 2003 году ведомство расформировали и на его базе создали Управление госнаркоконтроля. Передо мной встал выбор: уйти в МВД или перейти в новую структуру. Тогда я выбрала наркоконтроль - что-то новое для меня всегда было более интересным.   
Поначалу в мои обязанности входил лишь оперативный учет - я занималась аналитикой, то есть работала с бумагами. Но затем меня стали привлекать к операциям. Я проводила обыски, досматривала людей. А когда выяснилось, что у меня неплохо получается входить в доверие к подозреваемым, стали внедрять в окружение наркоторговцев и даже наркоманов.
До сих пор помню свое первое дело - задержание двух женщин из Таджикистана. В Мордовию они везли крупную партию марихуаны. Для меня это было дико и страшно. Это были совсем другие люди, другая сторона жизни, с которой раньше я никогда не сталкивалась. Я - девушка, которая хорошо училась в школе, университете, меня окружали люди, далекие от мира наркотиков. Честно говоря, я некоторое время испытывала шок от столь резкого поворота в жизни. Тогда думала - не справлюсь, эта работа не женская... Но затем все встало на свои места.
Однажды я участвовала в громкой спецоперации по задержанию цыганки, снабжавшей героином почти весь Саранск. За ней гонялись многие ведомства, но никак не удавалось привлечь ее к ответственности. Это была очень предусмотрительная, хитрая и изворотливая женщина. В итоге наши сотрудники взяли ее с поличным, когда она везла крупную партию героина из Самары. Чтобы сбить с толку оперативников, она купила несколько билетов на разные даты и поезда. Поэтому ждать пришлось не один день. Мы сняли цыганку с поезда. Тогда я первый раз в жизни изъяла 200 граммов героина.

Едва не разрубили топором
- Оперативники всегда ходят по острию ножа. Их работа связана с большим риском для жизни, ведь имеешь дело с наркоманами, от которых неизвестно чего ожидать, в большинстве случаев они абсолютно неадекватны. До сих пор вспоминаю случай в поселке Комсомольский Чамзинского района. Банальная ситуация - в квартире оборудован притон. Наркоманы стягиваются в жилище, где уже варят зелье. Мы сидим в засаде, наркоманы придерживались строгой конспирации и пускали только своих. Пришлось пойти на хитрость - я стала кричать на весь подъезд: «Пожар! Горим!». Дверь в притон отворилась - я стояла впереди, оперативники - у меня за спиной. Один из наркоманов, увидев такую картину, тут же попытался закрыть дверь, но я успела просунуть ногу. В этом момент в образовавшемся проеме вижу руку с занесенным на меня топором. Чудом удалось увернуться, и острие прошло в считаных сантиметрах от моей головы.
Внедряться в окружение наркоторговцев приходилось довольно часто. То под видом цыганок, то девушек легкого поведения, иногда обеспеченных дам. Помню, в одном из районов республики бывшие зэки торговали теофедрином. По легенде я - жительница Москвы, представительница древнейшей профессии, приехала к ним договариваться о покупке партии теофедрина. Как на грех, у продавца таблеток оказалась очень ревнивая жена. Встреча проходила в каком-то частном доме, и ревнивая особа всем своим видом показывала, что она в любую минуту готова оттаскать меня за волосы. А на мне в тот момент были прикреплены различные спецсредства, и я переживала, что из-за возможной стычки с ревнивицей у меня обнаружат спрятанное устройство. Но, к счастью, удалось не допустить потасовки, а операция прошла результативно.

Опера - они же артисты…
- Сказать, что я не боялась во время спецопераций, значит сказать неправду. Мне всегда было страшно, но зато я открыла в себе актерские данные. Бывало, настолько вживалась в свою легенду, что, когда все заканчивалось, порой сама поражалась тому, как играла. Как-то брали в Зубово-Полянском районе торговцев зельем. Они обсуждали сделку в придорожном кафе. Мы зашли в заведение с напарником и должны были сесть рядом со столиком наркоторговцев. Но они положили свою одежду за стол, куда надо было сесть нам. Официантка предложила нам места в другом зале. Нас это никак не устраивало, нужно было срочно импровизировать. Я сыграла эдакую стервозную женщину: «Мы сядем здесь. Так, мальчики, быстро убрали свою одежду, нам нужно сесть у окна, чтобы следить за машиной». Потом поднимаю глаза и вижу, что из-за мороза в окне ничего не видно. Но, ничего, выкрутилась - счистила лед монеткой.
Было время, когда по ночам приходилось сидеть в засадах, иногда по 3-4 суток. Адреналина хватало. Но такая работа несет в себе довольно тяжелую энергетику. Чтобы отойти от нее вне службы, пришлось вспомнить свои старые хобби - бальные танцы, записалась в бассейн, старалась больше времени проводить с детьми. Необходимо было как-то психологически переключаться. Это очень непросто. Ты досматриваешь ВИЧ-инфицированных наркоманок, а через пару часов идешь домой к детям.

В Саранске состоится II съезд Всероссийского антинаркотического молодежного движения
- На втором году оперативной деятельности я поняла, что эта работа меня засасывает. Даже сейчас ловлю себя на мысли, что оперативное мышление у меня присутствует до сих пор. Именно служба в наркоконтроле раскрыла во мне многие профессиональные навыки. Рядом со мной всегда были люди «с большой буквы», те, кто меня всему научили, были рядом в минуты опасности и не раз спасали мою жизнь. Этим людям, которые шли со мной бок о бок на протяжении 10 лет, я очень благодарна.
В конце 2006 года руководство Управления направило меня на профилактическую деятельность. Я уходила из оперслужбы с большой неохотой. Только позже поняла, что наш руководитель Александр Иванович Гришнёв предвидел, что я могу принести больше пользы на другом фронте работы. Прошло каких-то полгода, и я влюбилась в нее. У меня подобралась отличная команда. Хорошую помощь нам оказывают волонтерские объединения республики. От них поступает много креативных идей. Наши инициативы находят поддержку и понимание у республиканских властей, за что мы им очень благодарны.
Результатом нашей совместной работы с министерствами и ведомствами Мордовии, молодежными организациями и религиозными конфессиями республики стало то, что сейчас в сфере профилактики наркомании мы одни из лучших в России. В связи с этим нам доверено проведение крупного молодежного форума - с 23 по 25 апреля в Саранске состоится II съезд Всероссийского антинаркотического молодежного движения. В рамках съезда пройдут научно-практическая конференция и XIV Международный турнир по мини-футболу среди сотрудников правоохранительных органов, посвященный празднованию 10-летию ФСКН России и 90-летию ВФСО «Динамо». Саранск уже сейчас планируют посетить более 500 представителей волонтерских движений со всей России, ожидаем представителей Шанхайской шестерки, гостей из Литвы, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Таджикистана и др. Ожидается приезд руководства ФСКН России и представителей министерств и ведомств страны.

Родители не должны отвергать тестирование на наркотики
К нам нередко обращаются родители, которые беспокоятся за безопасность своих детей. Мы стараемся помочь им, но все-таки всегда проще предотвратить наркоманию, чем лечить. Сейчас идут бурные обсуждения в СМИ: нужно ли тестировать молодежь на употребление наркотиков. На мой взгляд, родители не должны отвергать тестирование, так как оно является мощным профилактическим барьером. Некоторые отказываются от тестирования, боясь, что это может помешать учебе и карьере. На самом деле мы должны знать о своем ребенке все, если он уже сделал шаг навстречу наркотикам - потом карьера будет не важна. Мы объясняем это на родительских собраниях в школах. Хотелось, чтобы родители не терзали себя сомнениями и догадками, а сразу обращались за разъяснениями к специалистам. Детей нужно спасть сейчас, потом уже может быть поздно.
До сих пор вспоминаю историю 17-летней девочки, которая была просто сказочно красива. Я столкнулась с ней в 2003 году. Но она была посетительницей наркопритонов. Девчонка была влюблена в мужчину, который сидел на героине. Я пыталась ей помочь, но девушка куда-то пропала. Через два года мне дали задание: взять объяснение у какой-то наркоманки. Захожу в палату и еле узнаю ту девушку-красавицу. За два года она превратилась в изможденного человека. К тому моменту она уже кололась героином. На иглу ее подсадил тот самый возлюбленный. Более того, он периодически над ней издевался, перерезал тупыми ножницами сухожилия и подстриг так, что срезал кожу на голове. Она не сдала своего «суженого», но не потому, что любила его, а потому, что только он мог достать для нее дозу, без которой она уже не могла жить. Если бы судьба девушки тревожила не только меня, но и ее близких, возможно, нам бы удалось сохранить ее жизнь…

Сергей НОВИЦКИЙ

«Вечерний Саранск»