Как борются с ледяной напастью в Мордовии?
25.01.2013 10:15
После оттепели в Саранске ударил мороз – и дороги с тротуарами покрылись ледяным панцирем. Конечно, такие «подарки» погоды доставляют море проблем водителям и пешеходам. Корреспонденты «ИМ» выяснили, как борются с ледяной напастью в Мордовии, в других регионах России и в мире. Вдруг этот опыт пригодится и нам?
В Мордовии…
Как рассказали «ИМ» коммунальщики Саранска, в городе уже испытывались новинки для борьбы со льдом. Но популярная в Питере смесь трех солей «Бионорд» оказалась и дорогой, и экологически вредной. К тому же городская техника не предназначена для ее использования. Гранитная крошка (ею любят посыпать лед в Финляндии) в наших условиях коммунальщикам кажется неэффективной, к тому же весной ее не смогут собрать: нужна специальная техника.
Посыпка льда только песком в Саранске не дала результатов. Поэтому сейчас дороги и тротуары у нас обрабатывают смесью песка и соли. Опытных коммунальщиков эффект полностью устраивает.
- Сейчас Саранск получил 50 новых единиц снегоуборочной техники, - говорят коммунальщики. - Всего же снегоуборочный автопарк всех предприятий города насчитывает около 150 единиц. Уборка улиц по сравнению с прошлым годом явно улучшилась. Машины на расчистке снега работают всю ночь. Транспорт, мешающий уборке, эвакуируется или переставляется. Если же где-то нужно убрать снег, горожане могут сообщить об этом по телефонам «горячей линии»: 24-07-07, 24-07-08, 24-07-03.
В России…
Несмотря на инновации, основной реагент для борьбы с гололедом в России – соль. Она дешева, но вредна: приводит к коррозии труб, мостов, автомобилей, вызывает аллергию, вредит обуви, одежде, лапам животных и историческим памятникам. А еще попадает в подземные воды, почву и реки, либо в канализацию, где отфильтровывается на очистных сооружениях. Этот осадок сжигают, и хлор выделяет очень опасные вещества, которые разносятся ветром по городам.
В Москве еще до выпадения снега дороги обрабатывают жидкими реагентами - 28%-м раствором хлористого кальция и хлористого натрия (пищевой соли). Обработку делают на основе данных метео- службы.
В Питере коммунальщики используют самый дешевый реагент - техническую соль. Кроме того, специальной смесью «Бионорд» очищают тротуары. В смесь входят три вида соли: хлористый кальций, хлористый магний и хлористый натрий. Итог – снеговая каша под ногами. «Бионорд» способен плавить лед вплоть до минус 21°С, но при минус 9–10 °С его эффективность резко падает.
…и в мире
В Финляндии соль не используют, если температура ниже минус 5. Финны утверждают, что тогда дороги становятся менее скользкими. Вообще, сейчас Европа практически отказалась от использования химических реагентов для плавления снега и льда. В Берлине закон разрешает использовать соль только на опасных участках дорог. (И там, пишут люди, зимой иногда очень скользко.) Почему? Химикаты наносят огромный вред окружающей среде и городскому хозяйству. А мелкий песок пылит, попадает в легкие и не годен к вторичному использованию.
Экологичны и экономичны, хотя и дороже соли, гравий и каменная крошка. Их используют в Австрии, Финляндии, Германии, Швеции. Гололед крошкой не устранить, но сцепление с дорогой улучшается. Главное условие для использования этой технологии - трассы нужно чистить практически до асфальта сразу после снегопада или во время него. А весной крошку собирают специальными аппаратами, моют и повторно используют в следующем году. Минус метода – крошки хватает на полчаса: ее сносит колесами машин и ногами пешеходов.
В Японии дороги не обрабатывают, только счищают снег. Хотя там в горах за зиму выпадает до нескольких метров снега, а в городах - по 20 см за ночь.
«Известия Мордовии»