Обуздать рост цен на лекарства

25.06.2009 15:59

Да, болеть сегодня разорительно! Даже лечение банальной простуды выливается в кругленькую сумму и бьет по карману. Что же говорить о людях, которым по жизненным показаниям необходим непрерывный прием препаратов! Производители и продавцы медикаментов заверяют, что скачок цен на лекарства связан с девальвацией рубля, ведь половина препаратов на прилавках — импортные. Да и 80% российских медикаментов производится из импортного сырья. По мнению же экспертов, причины в другом. Фармацевты наживаются на кризисе, поднимая цены абсолютно необоснованно.

Введен контроль над ценами на 130 лекарств

После ценового всплеска на лекарства в конце прошлого — начале нынешнего года Правительство России решило серьезно заняться ценообразованием на лекарственном рынке. До сих пор этот процесс был неорганизованным. Но на днях вышел приказ Минздравсоцразвития РФ «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента лекарственных средств в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) Российской Федерации». Предполагается, что благодаря этому документу чиновники смогут контролировать ценообразование в аптеках, а также следить за ассортиментом, чтобы на прилавках были не только дорогие препараты, но и более дешевые, доступные для населения.

Данные правила коснутся не всех препаратов, а только обозначенного перечня из 130 наименований для лечения практически всех групп заболеваний. В списке оказались самые ходовые медикаменты: арбидол, альбумин, инсулин, парацетамол, кетамин и др. — цены на эти лекарства будут ежемесячно отслеживаться.

Осуществление мониторинга возложено на территориальные управления Росздравнадзора, которые ежемесячно будут отсылать данные по ценам на лекарства в Москву. В Минздравсоцразвития будут анализировать, как изменяются цены на лекарства в регионах. Если цены возрастают, то субъект России должен дать объяснение, с чем это связано. Необоснованно высокие цены будут опротестовываться.

Проверкам подвергнутся не менее 15% аптечных учреждений, расположенных в регионах. Как нам сообщили в Управлении Росздравнадзора по РМ, в настоящее время составляется список аптечных учреждений Мордовии, которые подвергнутся мониторингу.

В Мордовии минимизированы торговые надбавки на препараты

n_tihonovaПравительство Мордовии, понимая, насколько цены на лекарственные препараты влияют на социальное самочувствие населения, в рамках реализации Антикризисной программы приняло ряд мер по сдерживанию цен на лекарства. Подробно о сдерживающих мерах рассказала начальник отдела лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения РМ Наталья ТИХОНОВА.

- Фармацевтический рынок Мордовии насчитывает более 250 аптечных учреждений государственных и негосударственных форм собственности (аптек, аптечных пунктов). Поставки лекарственных средств на территорию республики осуществляют около 40 организаций.

Основными поставщиками лекарственных средств в республику являются ООО «Биотэк» (г. Москва), ЗАО «ЦВ»Протек-33" (г. Пенза), ЗАО «СИА Интернейшнл» (г. Пенза), ЗАО «Катрен» (г. Саратов) и др.
По данным Мордовиястат, рост цен в республике на медикаменты и медицинские товары с начала года составил около 16 процентов. Основным фактором, влияющим на рост розничных цен на лекарственные средства, является повышение отпускных цен отечественными и иностранными производителями.

В целях стабилизации ситуации мы провели анализ торговых надбавок на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, по аптекам ГУП Республики Мордовия «Фармация», ИП Рузанкиной Е.В., ООО «Серинна-Мед», ЗАО «К и К», ООО «Интерост», ООО «Медиана» — это крупнейшие и основные аптечные сети в нашей республике.

Анализ показал, что уровень фактически применяемых торговых надбавок на лекарственные средства, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в этих аптеках составил от 26% до 49% к фактической отпускной цене отечественного производителя, при этом в розничную надбавку вошла наценка оптового звена, которая сложилась от 1 до 5 процентов.

Кроме того, были проанализированы уровни оптовых и розничных торговых надбавок на лекарственные средства, утвержденные в близлежащих регионах. На основании проведенного мониторинга было принято решение о пересмотре уровня торговых надбавок.

Подготовленный проект постановления Правительства Мордовии «О государственном регулировании цен на лекарственные средства в Республике Мордовия» предусматривал дифференциацию розничных торговых надбавок на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, в зависимости от цены производителя. Отмечу, что в данный Перечень включено более 600 наименований лекарственных средств. К слову, те 130 препаратов, которые будет мониторить Росздравнадзор, также в их числе.

Мы предложили снизить уровень оптовых надбавок на лекарственные препараты с 25% до 10%, а розничные надбавки с 50% до 30% при цене производителя до 100 рублей за препарат, с 50% до 25% при цене производителя от 100 рублей до 500 рублей и с 50% до 20% при цене производителя свыше 500 рублей за лекарственное средство.

Данный проект документа обсуждался и рассматривался на совещании под руководством Заместителя Председателя Правительства республики Михаила Сезганова, в котором принимали участие все заинтересованные министерства и руководители всех аптечных учреждений Мордовии.

В результате проведенной работы с 20 апреля 2009 года Постановлением Правительства Республики Мордовия № 163 «О государственном регулировании цен на лекарственные средства в Республике Мордовия» изменены ранее действующие торговые надбавки на лекарственные средства.

Данным документом установлены следующие торговые надбавки на лекарства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств: предельная оптовая надбавка к фактической отпускной цене отечественных и импортных лекарств независимо от количества посредников должна составлять не более 10 процентов.

Предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене на отечественные и импортные лекарства стоимостью до 100 рублей должна составлять не более 30%. Максимальная розничная надбавка на лекарственные препараты при отпускной цене от 100 рублей до 500 рублей определена в размере до 25 процентов, и торговая надбавка на лекарственные средства при отпускной цене от 500 рублей установлена в размере до 20 процентов.

Кроме того, всем аптечным учреждениям независимо от организационно-правовых форм даны рекомендации устанавливать предельную розничную наценку на лекарственные препараты, не вошедшие в Перечень, в размере до 30 процентов к фактической отпускной цене отечественного производителя или к контрактной цене иностранного производителя лекарственных средств независимо от количества посредников.

После того как начало действовать данное постановление Правительства Мордовии, мы провели мониторинг розничных цен на отдельные лекарства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, который показал, что цены в мае на лекарственные препараты снизились либо остались на уровне апреля текущего года. В целом среднее снижение розничных цен в мае 2009 года в сравнении с апрелем составило 9,56%.

За соблюдением указанного постановления строго следят специалисты Государственного комитета РМ по организации торгов, ценовой и тарифной политике. «С 20 апреля, когда было принято постановление Правительства РМ о государственном регулировании цен на лекарства, в республике мы проверили 44 аптеки, которые принадлежат крупным аптечным сетям, — говорит начальник отдела контроля Госкомитета Марина Скворцова. — Нарушений нет — наш аптечный бизнес строго придерживается принятого документа. Ведь за превышение предельно допустимых надбавок на лекарства предусмотрены большие штрафы: для должностных лиц — до 50 тысяч рублей».

ФАС проконтролирует аптекарей

Представители аптечного бизнеса в Саранске подчеркивают, что они работают в рамках закона и придерживаются принятого постановления, регулирующего торговые надбавки. По их словам, рост цен на лекарства зависит от курса доллара и евро, а также от постоянно повышающихся отпускных цен заводов-изготовителей. Кроме того, разным аптечным сетям один и тот же медикамент продается по разной цене. Отсюда и возникает ценовой разброс в аптеках.

Меж тем саранские аптекари уверяют, что, несмотря на сдерживающие торговые надбавки и грядущий мониторинг цен на лекарственные средства, дефицита лекарств не будет — аптеки не хотят терять своих клиентов и свою прибыль.

Но хочется заметить, что в данной ситуации не исключен сговор между производителями и продавцами лекарств. Аптеки, не желая терять свои доходы, покупая, к примеру, таблетки за сто рублей, могут «попросить» посредника за определенный процент указать в сопроводительных документах, что приобретенный препарат стоит в полтора раза дороже. И на этот подорожавший только по бумагам препарат можно уже ставить ограниченную торговую наценку, прибыль все равно будет уже не 30%, а все 50.

Видимо, чтобы не допустить подобного развития ситуации, деятельностью фармрынка заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Учитывая чрезвычайно высокую социальную значимость такого фактора, как цены на лекарственные средства, ФАС усиливает контроль за возможными злоупотреблениями в области ценообразования. В данном случае это может быть довольно эффективно, так как у этой службы есть серьезные меры воздействия на монополистов.

Контроль будет осуществляться посредством ежеквартального мониторинга цен на наиболее востребованные среди населения лекарства. На основе ежеквартальных отчетов антимонопольщики планируют анализировать ценовую политику аптек, занимающих доминирующее положение на рынке. По всем случаям установления доминирующими аптеками монопольно высоких цен, нарушения ими порядка ценообразования или участия в ценовых сговорах ФАС России будет возбуждать дела о нарушениях антимонопольного законодательства.

Однако такой тотальный контроль может породить еще одну проблему: введение многоступенчатой отчетности для аптекарей может привести к тому, что они наймут дополнительный штат сотрудников, которые будут строчить бесконечные отчеты, либо вовсе откажутся от торговли препаратами, вошедшими в чиновничий перечень. В первом случае расходы на содержание дополнительных сотрудников естественным образом будут переложены на потребителя, во втором — не исключено, что самые ходовые препараты попросту окажутся в дефиците.

К чему приведут предпринимаемые меры, мы увидим очень скоро, а точнее почувствуем на собственном кошельке — от визита в аптеку никто из нас не заcтрахован.

Галина КИСЕЛЕВА (”ВС”, № 25)

«Вечерний Саранск»