Мы создаем «лицо» современной Мордовии

25.06.2009 14:28

Экспериментальный «камень» в «дизайнерский» фундамент

Новая специальность «Дизайн» в Институте национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева появилась в 2003 году. Её введение обусловливалось не пресловутой модой, а объективными причинами. Современная, развивающаяся Мордовия испытывает колоссальную потребность в специалистах-дизайнерах. Кстати, многие студенты этого отделения уже во время учебы начали активно осваивать премудрости своей специальности на практике. Благо, университетские наставники этому не противились, напротив, с одобрением относились к деятельной самостоятельности студентов, которые находили применение полученным теоретическим знаниям в реальности.

Вообще-то, первый «дизайнерский призыв» оказался очень «пестрым». Костяк составили выпускники Саранского художественного училища. Среди абитуриентов были также ребята, окончившие детские школы искусств, и даже самородки, не имевшие начальной художественной подготовки.

Впрочем, первый дизайнерский выпуск получился, по признанию зав. кафедрой дизайна и рекламы Ирины Сиротиной, экспериментальным. Ведь у института прежде не имелось ни опыта, ни методики подготовки специалистов данного профиля. Пробовали вводить в программу разные курсы, от чего-то отказывались, искали другие подходы, заменяли. Подчас приходилось обращаться к помощи преподавателей «смежных» факультетов.

Подготовка «первых ласточек» велась шесть лет. Правда, за время учебы часть студентов по разным причинам отсеялась: из 37 изначально принятых на новую специальность дипломированными дизайнерами в этом году стали 20 человек.

Все 6 лет тонкостям дизайнерского проектирования их обучал руководитель курса, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров» Александр Митрофанов. Курсовые, а затем и дипломные проекты начинающие дизайнеры создавали также под руководством доцента Института национальной культуры Натальи Митрофановой, доцентов архитектурно-строительного факультета Владимира Шалдыбина и Сергея Кочнева, практикующих дизайнеров Александра Щанкина, Ольги Житаевой.

Главное, что дипломные проекты выпускников — не абстрактные фантазии на бумаге. Многие из них уже реализуются. А есть даже воплощенные в действительность. К примеру, стоматологическая клиника, дизайн которой разработала Юлия Горюнова.

Кстати

Проекты первых выпускников дизайнерской специальности экспонируются в главном корпусе Эрьзинского музея по ул. Коммунистической, 61.

Так что можете сами посмотреть, каким через пару лет станет Саранск, какие новые архитектурные достопримечательности украсят Мордовию.

Александр Бленцов:

- Я с дошкольной поры знал, что буду художником или строителем. Видимо, сказалась наследственность — моя мама по образованию архитектор, но не реализовавшийся. Зато мне удалось воплотить её мечту. С I курса я начал заниматься рекламным дизайном, потом меня взяли в один из проектных институтов. В качестве дипломного защищал проект интерьера современного супермаркета.

Юлия Горюнова:

- Я родом из Ромоданова. С детства любила рисовать, придумывала разные конструкции. Когда заканчивала школу, узнала, что в Институте национальной культуры объявили набор на новую специальность — «Дизайн среды». Полученные знания позволили мне спроектировать дизайн медицинского центра — он действует! Думаю продолжить учебу в аспирантуре и делиться знаниями с молодыми коллегами.

Камилла Мухамеджанова:

- Сколько себя помню, я всегда и везде рисовала. Обои в квартире постоянно «оформляла» собственным «дизайном», мама не успевала поклеить новые, я тут же их украшала авторским узором. Так что с профессией я определилась ещё в раннем детстве. К счастью, как раз в нашем вузе открылась соответствующая специальность. А на II курсе меня уже приняли по специальности в одно из профильных предприятий.

Ренат Адюков:

- Мне уже предложили пройти стажировку в Питере. Я согласился. Хочется попробовать себя в другом городе, тем более — имеющем солидные архитектурные традиции. Думаю, такая практика мне пригодится для разработки новых, свежих замыслов на родине. Мне хочется сделать ещё более красивым и комфортным родной город, республику.

Госаттестация, или Проекты с национальным колоритом

Татьяна Сидоркина, декан Института национальной культуры:

- Хотя этот выпуск был экспериментальным, но он подтвердил востребованность специалистов такого профиля. Многие студенты ещё в процессе учебы работали по профилю, практически все выпускники трудоустроены в различных организациях и на предприятиях Мордовии. В качестве дипломных они разрабатывали проекты интерьеров гостиничных и музейных комплексов, городских кафе, театральных помещений и др. Профессионалы-практики особо выделили проекты Евгении Захаровой, Юлии Ухтинской и Ольги Тычковой, которые предложили свое видение интерьерной среды реконструируемого сейчас Республиканского театра оперы и балета. А аттестационная комиссия особо отметила работу Ольги Хохловой. По её проекту строится студенческое арт-кафе в новом учебном корпусе Института национальной филологии и культуры финно-угорских народов.

Ирина Сиротина, зав. кафедрой дизайна и рекламы:

- Поскольку специальность «Дизайн среды» преподается в Институте национальной культуры, многие наши выпускники в своих проектах обратились к национальной тематике.
Этнические мотивы присутствуют в разработке гостиничного комплекса «Инже» (в переводе с мордовского «Гость») Екатерины Савкиной и в интерьере кафе «Чи валдо» (переводится с мордовского «Солнечный свет»), предложенном Юрием Барановым. Соответствует своему названию и студенческое кафе «Од варма» («Новый ветер»), оформленное Татьяной Травкиной. А идея организации пространства набережной Саранки для этнического праздника «Сюлгамо» Рената Адюкова вызвала интерес у главного архитектора Саранска и будет иметь продолжение в процессе подготовки к предстоящему в 2012 году празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.

Валерий Бандорин, председатель государственной аттестационной комиссии, декан факультета дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица:

- Все дипломные проекты, с моей точки зрения, выполнены на высоком профессиональном уровне. По качеству, грамотности решения и исполнения они ничуть не уступают работам выпускников признанных столичных вузов. Мне импонирует разнообразие тематики и то, что все проекты привязаны к реальным объектам и почти все будут внедрены. В Саранске я не впервые, и вижу, как в последнее время в Мордовии весьма динамично развивается дизайнерское искусство.

«Известия Мордовии»