Как оно было все на самом деле…

17.10.2012 14:30

Актриса театра «Ленком» и кинозвезда Александра Захарова в честь недавнего юбилея решила рассказать всю правду про себя и своих близких

Рассказывать о творческом человеке - дело не очень благодарное. Тем более если этот человек - красивая, талантливая, тонко чувствующая женщина, которой уже по «факту рождения» суждено было стать актрисой. Поэтому мы решили не вмешиваться в повествование Александры Захаровой и лишь иногда позволяли себе перебить ее интереснейший рассказ своими вопросами.   

«Я выросла за кулисами»
- Я выросла за кулисами, родители водили меня в театр, потому что у нас актерская семья и возникала типичная проблема, когда ребенка некуда было девать. Я торчала с мамой на репетициях, потом вела «светскую жизнь» - ходила с родителями в ресторан обедать, а вечером оставалась в театре на спектакль… Все свое детство я провела в саду Эрмитаж. В цирке про тех, кто вырос в потомственной семье артистов, говорят «понюхал опилок», а я - увидела театр. И даже не предполагала, что в жизни есть другие профессии! Да и сейчас я уверена в том, что актер - это замечательная профессия. Только в ней, как сказала Татьяна Ивановна Пельтцер, «все зависит от везения». Везения нужно девяносто девять процентов, и лишь один процент - таланта…

- Но ведь вы не только жили в театре - ходили и в обычную школу. Какие воспоминания связаны с ней?
- Ой, я ее ненавидела! Считала, что школа - это тюрьма.

- А как же выпускной вечер, первый бал?
- Я так не любила школу, что даже не пошла на него! С школьными годами у меня связаны неприятные воспоминания… Зима, холод, темно, проходные дворы, лед, сосульки… Да еще и тяжелый ранец с учебниками! Иду и думаю: «Господи, только бы не урок математики!» Зимой приходишь в школу - первый урок со светом… Стойкое ощущение тюрьмы, кажется, что попала в ад. Потом чуть-чуть дня, а выходишь из школы - уже опять ночь… Куда приятнее съездить посмотреть игрушки… Шла по улице, а тут - троллейбус. Я - шасть в него - и до «Детского мира»! Какая там школа…

«Щука»
- А почему вы решили поступать именно в Щукинское училище?
- Мы с мамой отдыхали в санатории под Костромой. Там же отдыхал и Владимир Георгиевич Шлезингер, он тогда был завкафедрой актерского мастерства в Щукинском училище. Он и дал совет: «Обязательно нужно поступать в «Щуку», так как это лучший институт. Плюс ко всему - там чудесный педагог Катин-Ярцев набирает курс». И случилось чудо: это был последний курс, который он набирал, и я попала именно к нему, захватила остаток «золотого века» Щукинского училища. Юрий Васильевич действительно считался лучшим педагогом. У него учились и Наталья Гундарева, и Евгения Симонова, и Юрий Богатырев, и Александр Кайдановский… Кстати, с Костромой связан один забавный случай. Мы с мамой поехали в дом-усадьбу Островского - она за Кинешмой. Там очень живописная природа, и был там чудесный колодец с чистой водой, который назывался «Снегуркино сердце» - вода билась о его края в ритме сердца. У меня там был друг-мальчишка, внук актрисы Елены Алексеевны Фадеевой, которая работала в «Ленкоме». Он мне говорит: «Сашка, хочешь быть красивой?» Я ему: «Очень хочу!» - «Пойдем. Тебе нужно умыться водой из этого колодца - и станешь красивой, как Снегурочка!» Я умылась. Он посмотрел и говорит: «Надо подождать…». Но это так, воспоминания…

«Ленком»
- После окончания училища вас приглашали в труппу несколько театров. Отказались потому, что у вас была цель работать именно в «Ленкоме»?
- Да, именно! Потому что мне всю жизнь хотелось работать вместе с замечательным режиссером Марком Анатольевичем, играть в его спектаклях.

- То, что Марк Анатольевич - ваш отец, помогает понять, что он хочет от вас как режиссер?
- Первую роль в театре мне дал Глеб Панфилов - в спектакле «Гамлет». До этой роли я бегала в массовке у Марка Анатольевича. Это было хорошей школой… К тому же я думаю, что у актрис расцвет наступает ближе к 30 годам. У нас вторая половина жизни лучше, чем первая. И вот в 30 лет я сыграла в «Фигаро» и в «Чайке» Нину Заречную. И очень горда тем, что из спектакля «Чайка» ушла сама! Я действительно считаю, что Нина Заречная, Офелия и Джульетта должны быть молодыми. Помню, как я подарила шляпку, которую купила в Австрии, - соломенную, а-ля 20-е годы прошлого века, в которой играла Заречную, молодой актрисе, на счастье. Это был мой талисман, который я передала актрисе Алле Югановой…

- Когда работаешь вместе с отцом, который к тому же худрук театра, как воспринимается само место работы? Как дом?
- «Ленком» для меня, конечно, дом! Это театр, который строил и строит мой отец. Когда-то здесь был знаменитый ТРАМ - когда тут работал великий Анатолий Эфрос. А потом был период затишья - тяжелый период, когда в театр перестали ходить… А потом Марк Анатольевич пришел в театр. Он не уволил ни одного артиста - он никого не трогал, не выяснял ни с кем отношений... Он пришел - и начал ставить спектакли. Первый, может, был полууспехом. А потом был «Тиль», затем - рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», потом - «Юнона и Авось»… Это был бескровный период. Актеры, если и уходили из театра, - уходили только добровольно! Сейчас убрать из театра актера, которому пусть даже около тридцати, - это значит иногда обречь его на нехорошее существование. Актер - это очень жестокая, очень зависимая профессия...

«Формула любви»
- Александра, почему вас сейчас практически не видно на экранах? Ведь был же такой замечательный дебют - в «Криминальном таланте», а потом - «Формула любви», «Убить дракона»…
- Иногда что-то не складывается технически, иногда не нравится предлагаемый материал.

- Не возникало желания попробовать себя в режиссуре?
- Нет - я считаю, что это совсем другая профессия. Я - актриса.

- Но многие актеры пробуют себя в режиссуре. И ваш отец - он и актер, и режиссер. Это - как две грани одного большого таланта.
- Режиссер - это мужская профессия. Я думаю, те женщины, которые сняли хорошие фильмы, - это исключения. Та же Татьяна Лиознова опередила время. Женщина сняла сериал «Семнадцать мгновений весны»! Ему же нет равных, от него оторваться невозможно! А сейчас его раскрасили зачем-то. Не понимаю, зачем это нужно было делать - ведь отсутствие в нем цвета было своеобразным приемом, режиссерским решением. Я очень люблю этот фильм. Как в нем Леонид Сергеевич Броневой играет Мюллера - это уже учебник для студентов театральных вузов! А как Евгений Леонов в «Обыкновенном чуде» ест щи или травит героя Янковского? Это же мастер-класс! К такой игре надо стремиться. А быть режиссером - удел избранных женщин. Таких, как Татьяна Михайловна Лиознова, Галина Борисовна Волчек…

Кроме работы
- А писать не пробовали?
- Нет - хотя у меня есть чудесное название для ненаписанной книги: «Как оно было все на самом деле». Зато я посадила сад вокруг дома - вырастила прекрасные деревья. Посадила березовую рощу… В один период мне казалось, что я смогу быть неплохим садовником, но когда я эту рощу уже «выходила» - поняла, что не смогу быть садовником: мне стало скучно…

- Если выдается свободное время - как его проводите?
- Сажаю всякие растения, траву… С цветами складывается не очень, а вот большие кусты - сирени, жасмина - меня «слушаются». Когда у нас только появился загородный дом, я решила, что рядом с ним будет небольшая аккуратная полянка. А потом все понапихалось безалаберно, Бог знает как! Но в итоге получилось замечательно. Теперь, когда к нам приезжают гости, спрашивают: «Кто у вас такой креативный ландшафтный дизайнер?» На небольшом участке земли я посадила около 40 берез. В моей рощице кормушка стоит для птиц. Прибегала белка, которую потом гоняли две собаки мои. И даже утка прилетала прошлой зимой - проверить, как там с едой в кормушке.

- Любите животных?
- Люблю. И птиц люблю. Синички у меня были в гостях, два красавца снегиря прилетали зимой. Я сало для них вешаю, покупаю им корм. И когда я вижу воробьев, которые ко мне прилетают, - кажется, что они потолще остальных-то будут!

О возрасте и юбилеях
- В этом году у вас был не просто день рождения, а юбилей. Как отметили?
- Празднество в театре я устраивать не хотела: у меня не было спектакля в этот день, к тому же я уезжала. Так что день рождения в кругу близких - это было лучшее решение. Мы собрались очень узкой компанией на даче. Мне подарили дерево - большой клен. Надеюсь, он переживет эту зиму… Я, признаться честно, не чувствовала особой радости от своего дня рождения. Не праздновать было бы обидно, праздновать - грустно. И не разберешься, как быть! Когда мне исполнилось двадцать, Марк Анатольевич сказал, что от двадцати до тридцати - самый лучший возраст. Теперь мне исполнилось пятьдесят, и Марк Анатольевич говорит, что от пятидесяти до шестидесяти - тоже некий расцвет! А Леонид Сергеевич Броневой уже утешил меня - сказал, что у меня хорошо получаются характерные актрисы!

- Что в принципе возраст дает творческому человеку?
- Опыт, знания, а еще - невозможность играть молодые роли… Но в этом-то как раз нет ничего грустного. Я приобрела много больших прекрасных ролей: Раневская в «Вишневом саде», Юлия Павловна Тугина в «Последней жертве», графиня Альмавива в «Женитьбе Фигаро… И Агафью Тихоновну, сильно-сильно засидевшуюся невесту, которой у Гоголя было около 30. Просто сейчас как-то время отодвинулось - по нашим меркам ей уже лет за 45, я так думаю… У меня сейчас, наверное, благополучный актерский возраст: я играю интересные роли… Главное - не переставать удивляться. Это умение многое дает… Евгений Леонов, например, умел удивляться простым вещам: птичкам, цветам, каким-то незначительным событиям… А ведь можно и в 20 лет быть человеком с мертвыми, невыразительными глазами! У Леонова, кстати, по физическим данным были очень маленькие глаза - но они были видны из последнего ряда! Это значит, что жизненная и творческая энергия - безграничны!

- У вашего папы скоро день рождения. Будете отмечать его в театре?
- Ну, юбилей у него в следующем году - 80 лет. Отметим, но не масштабно. По-моему, он не очень хочет пышных торжеств. Его возраст я тоже как-то не воспринимаю. Помню, когда поступала в институт, мне было 16 лет, и я оказалась самой «маленькой» на курсе. И как-то отец меня спросил: «Саня, а кто еще поступил?» А я ему говорю: «Представляешь, у нас на курсе есть один парень - такой старый! Ему уже 24 года!» И папа, засмеявшись, ответил: «Ну, даже не знаю, доживет ли он до окончания института!» А когда я только пришла в театр, мне казалось, что и Янковский, и Абдулов - уже такие пожилые люди. Сейчас понимаю, как они были молоды! В жизни, видимо, все относительно…

«Вечерний Саранск»