Алёна Арзамасская опять сгорела в костре теперь на сцене Мордовского театра оперы и балета

15.10.2012 16:18

Премьера долгожданного балета Нины Кошелевой «Алёна Арзамасская», наконец, случилась.

Трагическая судьба мордовской Жанны д`Арк вдохновила композитора еще в 1970-х годах, когда была написана балетная сюита из 4-х частей в качестве дипломной работы. Произведение, получившее высокую оценку профессионалов, тем не менее, более сорока лет не находило пластического воплощения. Хотя сам по себе, музыкальный материал, по словам дирижера-постановщика Сергея Кисса, «вписывается в классические сценические каноны, ей присущи уникальные национальные, авторские и, если хотите, чисто женские стилистические особенности».

И действительно, с первых тактов, вы погружаетесь в удивительную атмосферу народных традиций и давней истории. В авторском тексте гармонично переплетаются фольклорные национальные мелодии и глубокий драматизм событий, душевные переживания героини и патриотическая тематика, мощь непокорённого крестьянства.

И новая сцена Республиканского театра оперы и балета фантазией и талантом художника Владимира Фурсова довольно удачно превращается и в вольные просторы мордовского края, и в улочки российской слободки Арзамасского уезда 1670 года, и в крепость древнего Темникова.

Единственно, пластическое прочтение как-то не вполне совпадает с музыкальным звучанием. Хотя, надо отдать должное, спектакль удалось насытить массовыми сценами. И публика с удовлетворением обнаруживает, что в Яушевском театре довольно многочисленная балетная труппа, причем, не только женская, но и мужская. Да и хор, как выясняется, способен фактурно вписаться в балетный контекст для усиления «народных масс», а то прежде обычно кордебалет использовался в опере и оперетте в качестве статистов. А тут даже солиста оперы Александа Лабурёва привлекли на «должность» городского приказчика. Благо, крутить фуэте и выполнять поддержки ему не требуется. А важно пройтись по сцене и выразительно жестикулировать он умеет! Жалко, что и многие балетные роли не столько танцевальные, а больше пантомимические. Видимо, хореограф-постановщик Алексей Батраков считает, что зрителя не нужно утомлять разнообразием хореографической лексики, проще «перевести» содержание на язык бытовых жестов и «говорящей» мимики.

Зато для пущего впечатления, опять же к восторгу публики, действо оформили визуальными эффектами с синхронным видео-проецированием горящих свечей, полыхающего костра, вздымающихся клубов дыма и алых тряпочек, тревожно трепещущих под струёй ветродуя.

Признаем, отрадно, что теперь можно гордо хвастать, мол, теперь у нас номинативно имеется свой первый национальный балет. Да, наконец, впервые Кошелевская «Алёна…» зазвучала в полном формате, а не отдельными фрагментами, которые прежде исполнялись Казанским, Нижегородским, Марийским, Ульяновским симфоническим оркестрами. В всё бы ничего, но только балета как такового мы пока не увидели. Досадно за, в принципе, неплохих артистов балета, которые, как мы знаем, способны исполнять серьёзные, технически сложные партии. Но тут, при всём их старании, лишенные внятного хореографического текста, выглядели они до обидного беспомощно. Хотя нельзя не отметить воеводу Долгорукова Антона Башмакова, представшим эдаким гипертрофированным злодеем, воплотив в себе всех разом угнетателей народного крестьянства. 

А пластически односложный образ Алёны как-то потерялся в красочной  сценографии и видеоэффектах.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Фото: Ольга КИРЕЕВА.

Мнения профессионалов

Виталий Иевлев, директор Республиканской детской хореографической школы:

- О постановке «Алёны Арзамасской» мы мечтали ещё в ту пору, когда я сам танцевал на сцене. Рад, что теперь мы услышали музыку Нины Васильевны в оркестровом звучании полностью, а не фрагментами. Музыка – прекрасная, и достойна соответствующего пластического прочтения, чего мы, увы, не увидели. На мой взгляд, поставленное хореографом, по сути, не совпадает с музыкой. Балет – это прежде всего танец, а не хождение из кулисы в кулису. А здесь - хореографические решения одноплановые, лексически бедные, всё в одном ключе.

Среди артистов очень много наших выпускников. И я прекрасно знаю их творческий потенциал. Но в данной постановке у них просто нет пластического материала для воплощения образов, заложенных в музыкальной драматургии.

 

Нина Кошелева, автор музыки балета:

- Я счастлива, что мой балет вышел на сцену, и очень признательна всем, благодаря кому это случилось. Оркестр под управлением Сергея Киса постарался, хотя из-за недокомплекта штата инструменталистов, музыка звучит не так, как задумывалась.

Спектакль получился не таким, как виделся мне изначально. Прежде чем сочинять балет, я досконально изучала исторические архивные материалы о событиях крестьянского восстания под предводительством мордовской женщины, являвшейся сподвижницей Степана Разина. Но я хотела показать её нежной, хрупкой, любящей, но волею обстоятельств становящейся мужественной, отважной воительницей, сумевшей повести за собой в бой сотни мужчин. Наверное, пока это не удалось предать через хореографию, но надеюсь, труппа сможет кое-что исправить, усилив некоторые моменты и более четко расставив смысловые акценты.

 

При полном или частичном использовании текстов индексируемая гиперссылка на сайт http://izvmor.ru/ обязательна.  

«Известия Мордовии»