Люди хотят получать «письма счастья»

11.10.2012 11:31

Сегодня по всей стране широко обсуждается предложение, которое  Министерство финансов России просит внести в пенсионное законодательство Российской Федерации. Новшество заключается в том, чтобы заменить существующий порядок информирования населения посредством заказных писем-извещений о состоянии их индивидуальных  пенсионных лицевых счетов (так называемых «писем счастья») на право граждан получать эти сведения через сеть Интернет или в отделении Пенсионного фонда. Обсуждая это новшество, люди разделились на два лагеря – одним это предложение пришлось по душе, другие - категорически против.

Почта Мордовии в числе тех,  кто, реально оценивая плюсы и минусы нововведения, выступает за прежний порядок доставки писем-извещений. Аргументируя свою позицию, почтовики отмечают, что переход от старого порядка к новому должен являться эволюционным процессом. По данным Минком- связи РФ, за 2011 год число абонентов фиксированного широкополосного доступа к сети Интернет  на 100 человек составляет по России 12,2 человека. Наиболее активными пользователями Интернета у нас является молодежь и люди среднего возраста. В небольших населенных пунктах процент лиц, имеющих доступ к Всемирной паутине, и того в разы меньше. Конечно, трудно себе представить деревенского жителя предпенсионного возраста, ловко обращающегося с компьютером. И именно сельчане в большинстве своем выступают за сохранение старого порядка по доставке писем-извещений почтальонами на дом.Кстати, отметим, что возможность получения гражданами информации о состоянии их пенсионных счетов в их электронном виде существует и сейчас. Однако желающих воспользоваться этой возможностью очень немного. Поэтому граждане России должны иметь право самостоятельно выбирать канал информирования. И мы не можем не согласиться с этим утверждением, ведь Россия – это не только большие города с хорошо развитой инфраструктурой. Это еще и глубинка, маленькие города и села, где не в каждом доме есть не то что Интернет, а даже и компьютер. А что говорить об отделениях Пенсионного фонда, которые также не повсеместно имеются в шаговой доступности? Может быть, действительно лучше сохранить прежний порядок доставки почтальонами писем-извещений? По крайней мере, ничьи права не будут ущемлены.

Людмила Евгеньевна Васина, Саранск:

- Лично мне хотелось бы по-прежнему получать обычное письмо с информацией о состоянии моего лицевого пенсионного счета. Во-первых, у меня дома нет Интернета. И придется либо ходить к знакомым, у которых есть выход во Всемирную паутину (а обременять людей не хочется, да и с Интернетом я «на Вы»), или просить кого-то это сделать. А так получил письмо – и порядок.

Думаю, если информация о пенсионных накоплениях будет размещена только в Интернете, она станет недоступной для очень многих людей.

Светлана Рожкова, будущая пенсионерка:

- До пенсии мне осталось всего ничего – два года, поэтому за состоянием своего индивидуального лицевого счета я слежу очень тщательно. Если примут решение о том, что состояние счета нужно будет узнавать в отделении Пенсионного фонда, то для меня это будет крайне неудобно. Во-первых, я очень занята на работе, буквально ни одной лишней минутки нет. А тут придется отпрашиваться с работы, идти в Пенсионный фонд. Во-вторых, придется тратить время на ожидание в очередях. Значительно удобнее, если почтальон принесет мне письмо-извещение прямо на дом. Без всяких проволочек и ненужных волнений я буду знать состояние своего пенсионного счета. Так что я выступаю за сохранение прежнего порядка доставки «писем счастья».

Максим Жарков, аспирант: 

- Благодаря рассылке извещений государство предоставляет человеку возможность самому проверить все данные о состоянии его индивидуального счета, Все больше людей стараются вникнуть в полученную информацию, понять, какое оно, это пенсионное будущее. Получив «письмо счастья», мы можем узнать, все ли в порядке с нашими пенсионными накоплениями. Я уже привык, что почтальоны всегда вовремя приносят извещения, и от традиций отходить не особо хочется. Если отменят доставку, как же будут пожилые люди узнавать свой счет, ведь не все могут пользоваться компьютером.

Николай Алкарёв, студент:

- А для меня удобнее будет получать письма на «электронный ящик». Мне, конечно, ещё далеко до пенсии, но, согласитесь, удобнее в два клика мышкой узнать о состоянии вашего счёта, чем ждать письмо от почтальона, тем более если затеряется, то нужно идти с паспортом в почтовое отделение, тем самым тратить много времени.

Глава администрации села Симкино Любовь Ивановна Астайкина:

- В нашем селе далеко не у каждой семьи есть компьютер. А Интернет подключают только те, у кого дети учатся в старших классах. Когда дети заканчивают школу, родители его отключают – дороговато. Конечно, все наши сельчане давно привыкли к обычным письмам-извещениям, которые разносят почтальоны, и мы не хотим, чтобы что-то менялось.

Мордовские почтальоны, как уже было сказано выше, разносят более 500 тысяч пенсионных писем-извещений в год. Это огромная нагрузка на почтальонов, но все понимают, что это дело и ответственное, и нужное.- Конечно, иногда очень тяжело бывает, - говорит почтальон отделения почтовой связи №5 Надежда Иванцова. - Ежедневно, когда идет массовая рассылка писем-извещений, мне приходится разносить по 70-80 писем. И ведь их в почтовый ящик не положишь. Обязательно нужно подняться в квартиру и отдать извещение получателю. За день, бывает, так по этажам набегаешься, что вечером домой приходишь просто без сил. Люди всегда очень ждут пенсионных писем, спрашивают, когда начнем разносить. Ведь в этих извещениях каждый человек может не только увидеть сумму своих накоплений, но и то, насколько порядочно поступает его работодатель, регулярно ли отчисляет средства в Пенсионный фонд. Поэтому я, как и большинство моих знакомых, считаем, что нынешний порядок почтовой доставки писем-извещений очень удобен, доступен и понятен.

Потери - 800 тысяч рублей в год

В то же время изменения, предлагаемые Минфином РФ, больно ударят и по заработкам почтовых работников. В случае отмены почтовых писем-извещений зарплата почтальона серьезно уменьшится, и это станет еще одним дополнительным фактором, который приведет к более высокой текучке кадров.

Директор УФПС РМ – филиала ФГУП «Почта России» Иван Героев в беседе с журналистами «ИМ» откровенно признается, что изменение порядка уведомления граждан о пенсионных накоплениях для Почты России, и Мордовии в частности, будет иметь негативные последствия. 

- Мы потеряем часть своих доходов – те деньги, которые зарабатываем, выполняя огромную и ответственную задачу по доставке так называемых «писем счастья», - отмечает Иван Героев. - В частности, потери мордовской почты составят 800 тысяч рублей в год. Именно в такую сумму выливается доставка примерно более чем 500 тысяч пенсионных писем жителям нашей республики.

Заработанные на доставке «писем счастья» деньги идут не только на формирование зарплаты почтальонам, но и на  приобретение нового оборудования, обновление автопарка. Безусловно, за информационными технологиями – будущее. Когда-нибудь мы будем получать всю необходимую информацию через Интернет. Но сегодня еще говорить об этом рано. 

Над темой работали Наталья КРЫЛОВА, Александр ЕФРЕМОВ, Юрий ПОПОВ.

«Известия Мордовии»