Депутат Госдумы РФ Надежда Школкина: «Мы будем добиваться увеличения финансирования АПК»

10.10.2012 11:57

На минувшей неделе  в рамках региональной депутатской недели в Мордовии побывала депутат Госдумы РФ – заместитель председателя аграрного комитета Госдумы РФ Надежда Школкина. Депутат встретилась с Председателем Правительства РМ Владимиром Сушковым и мэром Саранска Петром Тултаевым и первым заместителем Секретаря Регионального Политсовета «Единой России», Руководителем исполкома партии Сергеем Борисовым.

На встречах речь шла о дальнейшем социально-экономическом развитии Мордовии и ее столицы. Волонтерское движение в регионе стало темой для обсуждения депутата и главы республиканского МЧС Андрея Наумова. В декабре ведомство совместно с МВД, депутатами Госдумы РФ и лидерами волонтёрского движения планируют провести «круглый стол», в ходе которого  будут обсуждены такие вопросы, как придание волонтёрскому движению  статуса официального института, создание единого информационного центра, поправки в уголовно-процессуальный кодекс. Кроме того, депутат побывала в Республиканской больнице восстановительного лечения и пообщалась с главным врачом Ренатом Ашировым. Надежда Школкина высоко оценила уровень оснащенности медицинского учреждения и профессионализм работающего персонала.

Надежда Школкина посетила и районы Мордовии, где пообщалась с сельхозпроизводителями. В Ельниковском районе заместитель председателя аграрного комитета Госдумы РФ пообщалась с коллективом молочной фермы ООО «Имени Ильича», которая была построена в рамках реализации целевой отраслевой программы «Развитие пилотных семейных молочных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на 2009-2011 годы». Здесь же прошел «круглый стол» с сельхозпроизводителями, на котором обсуждались такие темы, как вступление России в ВТО, цены на реализацию молочной и мясной продукции. Эти же вопросы поднимались и во время визита Надежды Школкиной в КФХ «Юлдаш» и на ОАО «Птицефабрика «Атемарская». Не остались без внимания и социальные проблемы. Так, сотрудники детских садов МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида», МБДОУ «Лямбирский детский сад № 2 «Родничок», МБДОУ «Атемарский детский сад № 1 «Теремок», а также родители малышей просили оказать содействие в выделении средств на благоустройство прилегающей к дошкольному учреждению территории. Плодотворно прошел и прием граждан по личным вопросам, который депутат провела в Региональной общественной приёмной Председателя партии «Единая Россия» Дмитрия Медведева.

После встречи с жителями республики депутат Госдумы рассказала журналисту «ИМ» о законотворческой деятельности, а также о проблемах, с которыми сталкиваются сельхозпроизводители, в том числе в условиях вступления России в ВТО.  
Нулевая ставка – бессрочно!

- Несмотря на пессимистичные прогнозы экспертов и сомнения, которые высказывались как в средствах массовой информации, так и со стороны коллег по Думе. В первую неделю сентября, сразу после каникул Госдумы, было принято пять из десяти законодательных инициатив, разработанных рабочей группой по оценке последствий для АПК при вступлении России в ВТО, - поясняет депутат Госдумы РФ, заместитель председателя аграрного комитета Надежда Школкина. -  Все эти инициативы направлены на повышение финансовой устойчивости и конкурентоспособности наших сельхозпроизводителей. Одно из важнейших решений - введение бессрочной нулевой ставки по налогу на прибыль для сельхозпроизводителей. Приняв этот закон, мы сделали революционный шаг – отменив какие-либо ограничения по сроку действия данной нормы, что в конечном итоге позволит нашим сельхозпредприятиям более долгосрочно планировать свою деятельность и привлекать инвестиции на долгосрочную перспективу. В настоящее время в России около 7 тыс.сельскохозяйственных предприятий, на долю которых приходится 54% всего объёма с/х продукции в стоимостном выражении, работают на общем режиме налогообложения. Как правило, это крупные предприятия, и которые, как правило, более активно привлекают инвестиции в производство. Так за 2011 год в целом по сельскому хозяйству привлечено инвестиций на сумму свыше 400 млрд.руб., из которых 62% были привлечены организациями-плательщиками налога на прибыль. Так вот, только один законопроект о нулевой ставке налога на прибыль позволит сельскохозяйственным предприятиям не отвлекать собственных и заёмных средств до 15 млрд.руб. в год, которые им так, поверьте необходимы для развития и модернизации производства.

Кроме того, законом освобождены от налога на доходы физических лиц гранты, направленные  на создание и развитие фермерского хозяйства, помощи на бытовое обустройство начинающего фермера, целевые гранты на развитие семейной животноводческой фермы. Также от налога на доходы физических лиц освобождаются субсидии, выданные КФХ из бюджета на приобретение скота, посадочного материала и других товаров, необходимых для ведения сельского хозяйства. Данные поправки позволят фермерам только по итогам этого года сэкономить более 1,5 млрд.руб.

  На ближайшие 6 лет снижена и ставка НДС с 18% до 10%, как на ввоз в Российскую Федерацию импортной племенной продукции, так и на реализацию всей племенной продукции на территории РФ. До этого с 2000 по 2011 год на ввоз импортной племенной продукции применялась нулевая ставка НДС, начиная с 01 января 2012 данная норма была отменена, и вся племенная продукция сейчас облагается 18% НДС. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что надо развивать собственные племенные репродукторы, но пока своя племенная база способна удовлетворить заявки только на 70%. А, как вы понимаете, без высокопродуктивного скота конкурировать нашим сельхозпроизводителям с зарубежными дело неблагодарное. 

Внесены поправки в налоговый кодекс, и теперь до 2018 года продлены особые условия для системы потребкооперации, которые позволят сохранить как целостность самой системы потребкооперации, так и   сэкономить минимум 1,5 млрд.руб.  собственных средств. И в конечном итоге 89 тыс. населенных пунктов не останутся без облуживания.

«Сельскохозяйственные рынки нужно сохранить!»

Комитет по аграрным вопросам также инициирует поправки в закон «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». В частности, предлагается передать право региональным и муниципальным органам власти самостоятельно устанавливать сроки перевода сельскохозяйственных рынков в капитальные здания и сооружения. Сейчас определен срок перевода для областных, краевых и республиканских городов до 2013 года. Аналогичную работу по сельхозрынкам нужно завершить к 2015 году.

- Мы не согласны с этой нормой, ведь даже если прибегнуть к опыту Европы, то там всегда существовали и ныне действуют открытые рынки сельхозпродукции, достаточно популярны среди местных жителей – ярмарки выходного дня, - отмечает заместитель председателя комитета. – Нельзя допустить, чтобы более 43 тысяч районных рынков, рынков малых городов, где в сезон урожая реализуется более 50% сельскохозяйственной продукции, прекратили бы свою деятельность.  К тому же перевод сельскохозяйственных рынков в капитальные помещения может привести к повышению цен на овощи и фрукты. Поэтому  мы считаем, что, во-первых, для сельхозпроизводителей так называемые открытые рынки нужно сохранить, а во-вторых, дать возможность региональным властям самим принимать решение о таких рынках, опираясь на мнение местных жителей. 

В планах комитета - дальнейшая работа над законопроектом о компенсации из федерального бюджета до 35% затрат на приобретение сельхозтехники и оборудования, необходимых для перехода на современные энергосберегающие технологии. Предстоит работа и над законом о градации регионов и их господдержке в зависимости от климатических условий.

Серьезную обеспокоенность у членов аграрного комитета вызывает и положение, в котором сельхозпредприятия оказались после засухи нынешнего года. В связи с этим Госдума России подготовила обращение к Правительству страны, Центральному банку и губернаторам российских субъектов о мерах, необходимых для развития сельского хозяйства. В 2012 году погибли посевы сельскохозяйственных культур в 22 субъектах Российской Федерации. Регионами заявлен ущерб на сумму 43 миллиарда рублей с учетом недополученных доходов, прямой ущерб оценивается в 21 миллиард рублей.

- Сегодня Минфин выделяет на засуху только 14 миллиардов, а это критично мало, - считает Надежда Школкина. -  Кредиторская задолженность уже привела к тому, что даже очень сильные предприятия в этом году вышли на просрочку по кредитам, а многие сельхопроизводители и вовсе не смогли получить  краткосрочные кредиты на весенне-полевые работы.  Поэтому для того, чтобы люди могли работать дальше, необходимо в сжатые сроки возместить им хотя бы прямой ущерб. 

«Хватит раздавать авансы, нужно действовать!»

Сейчас идет работа над федеральным бюджетом на 2013 год и на плановый период 2014-2015 гг. Поэтому финансирование сферы АПК для членов аграрного комитета - сегодня вопрос номер один. По мнению Надежды Школкиной, Правительство заложило недостаточное финансирование Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 годы. На эти цели в федеральном бюджете на 2013 год предусмотрено только около 150 миллиардов рублей. 

- Это очень мало, в условиях присоединения России к ВТО поддержка села в рамках этой госпрограммы должна составлять не менее 274 миллиардов, - считает зампред аграрного комитета Госдумы РФ. – Так, в представленном проекте бюджета только два миллиарда предполагается направить на техническую модернизацию, и это при том, что по данным Счетной палаты 80% российских сельхозпредприятий имеют морально-устаревшую технику,  70% тракторов и 55% комбайнов уже выработали два срока амортизации. Комитет будет настаивать на том, чтобы на техническую модернизацию были направлены более существенные средства. 

Предстоит добиться  и увеличения финансирования программы «Социальное развитие села». Мы неоднократно заостряли внимание  на селе, именно не на сфере производства, а как на сфере жизнедеятельности наших селян, а их в настоящее время насчитывается более 38 млн.человек. И живут они пока далеко не так комфортно, как городской житель. Так, только 24% жилищного фонда на селе имеет все виды коммунальных услуг,  более 64 тыс.населённых пунктов остаются без автобусного сообщения,  т.е.фактически эти жители ещё лишаются и доступа к медицинским и образовательным услугам, уровень газификации -54%. 

Но даже эти цифры меркнут на фоне того, что мы с вами фактически утрачиваем доверие сельского населения, особенно молодёжи. В 2003 году, когда стартовала Программа «Социальное развитие села», мы с трудом убеждали молодых людей вступить в эту Программу. И они нам поверили. Сегодня очередь на улучшение жилищных условий составляет около 180 тысяч семей, из которых около 120 тысяч - молодые семьи. Понятно, что молодые люди не готовы ждать десятилетиями и вынуждены уезжать в город, чтобы пополнить ряды очередного охранного агентства. И, к сожалению, даже несмотря на эту печальную статистику,  финансирование по Программе «Социальное развитие села» с 2011 года было урезано в разы (с 30 до 8 млрд.рублей).

Депутаты ГД  неоднократно высказывали свои предложения по увеличению  финансирования мероприятий в рамках ФЦП «Социальное развитие села», в том числе в 2012 г. - на  2,3 млрд. рублей из дополнительных доходов,  в 2013 году - на   10 млрд. рублей.  

Ситуация сегодня такова, что мы просто не имеем права потерять ещё хоть одно село. Мы и так за последние 20 лет лишились 22167 населенных пунктов, 19842 из них - в сельской местности.   

Ирина Мазина.

«Известия Мордовии»