Валентина Таратынова: "Все последние корректировки Налогового кодекса РФ направлены на благо налогоплательщика"

10.09.2012 18:08

Одна из приоритетных задач, стоящих сегодня перед налоговыми органами, - повышение качества обслуживания налогоплательщиков. О необходимости этого неоднократно напоминал федеральный руководитель налоговой службы Михаил Мишустин. Следует отметить, что по качеству оказываемых электронных услуг и взаимодействию с налогоплательщиками в прошлом году налоговая служба заняла первое место среди федеральных ведомств России. И даже многие корректировки и поправки Налогового кодекса, которые объясняются различными изменениями, возникающими в государстве, направлены на благо налогоплательщика. 

Ряд изменений в Налоговом кодексе по нашей просьбе прокомментировала начальник отдела работы с налогоплательщиками Межрайонной ИФНС России N1 по РМ Валентина Таратынова. В первую очередь она выделила уплату имущественных налогов, как самую актуальную на сегодняшний момент.


 

- Дело в том, что налоговое законодательство в части имущественных налогов в последнее время претерпело значительные изменения, - рассказывает Валентина Сергеевна. - Начиная с 2011 года все имущественные налоги физических лиц: земельный, транспортный и налог на имущество физлиц необходимо уплатить не позднее 1 ноября следующего за отчетным годом. То есть именно в это время налогоплательщики произведут все имущественные платежи за прошлый год. Если раньше система оплаты была авансовая: например, часть земельного налога выплачивалась в середине года, а в феврале следовала окончательная уплата, то теперь все имущественные налоги по факту владения им платятся одновременно. 

Отныне владельцам машин, квартир, дачного участка и др. направляются единые налоговые уведомления, в которых отражены их обязательства сразу по всем имущественным налогам. По поручению ФНС России налоговые органы провели начисление налогов за минувший год и направили уведомления плательщикам в середине июня. Новая форма уведомлений "три в одном", как и раньше, содержит информацию об объекте налогообложении, налоговой базе, сумме налога, предусмотренных льготах и сроке уплаты. Бесспорное преимущество усовершенствованного налогового уведомления, прежде всего, заключается в том, что налогоплательщик в одном документе может найти информацию по всем налоговым обязательствам и суммам налогов, которые он должен уплатить.

К уведомлению прикладывается квитанция по каждому виду налога и заявление к уведомлению. Последнее необходимо в том случае, если получатель не согласен с данными, представленными в уведомлении, если они не точные или неполные. Таким образом, предусматривается обратная связь с налогоплательщиком. Он заполняет это заявление и направляет в налоговую службу: по почте, опустив в ящик инспекции или отправив интернет-обращение. Неточности, вкравшиеся в уведомление, могут быть различные: автомобиль владельца снят с учета, или мощность его указана неверно, дом продан и т.д. Налоговые органы начисляют налоги по сведениям, поступившим из регистрирующих органов: ГИБДД, Росреестра и т.д. Но все равно определенные сложности имеют место.

-То есть следует отметить, что у налогоплательщиков процесс оплаты значительно упростился, межу тем, как у Ваших коллег работы прибавилось.

-Налогоплательщик, несомненно, оказывается в выигрыше. Ранее все виды имущественных налогов платились в два срока. Не успеет клиент получить одно уведомление, как приходит следующее, люди нервничали. Говорили: вот одни налоги, не тот, так другой, А сейчас приходит одно уведомление и налогоплательщик оценивает свои возможности: когда удобнее ему уплатить налоги. Времени для этого предостаточно: если раньше уведомления высылались за месяц до оплаты, то сейчас, как я уже говорила, они были высланы в начале июня. За пять месяцев вполне можно успеть произвести оплату. Хочу сказать, что сотрудники Межрайонной ИФНС России № 1 по РМ направили 56 тыс. единых уведомлений в инспектируемые районы: Пролетарский и Старошайговский. Согласно расчетам инспекции, в бюджет должно поступить 54 млн.рублей, и по данным на 1 сентября 23 млн. рублей из них уже поступили. Поступления на сегодняшний день составляют чуть менее половины запланированных, но впереди еще два месяца. Львиную долю здесь составляют, конечно, налоги Пролетарского района.

- Я не ошибусь, если скажу, что это основное новшество в налоговом законодательстве, связанное с исчислением налогов физическим лицам за последнее годы?

-По своей значимости это так и есть. Оно упростило процедуру уплаты налогов. Клиентам стало очень удобно. В одном налоговом уведомлении рассчитаны данные по всем имущественным налогам физического лица – такое практикуется впервые. А 21-22 сентября все налоговые органы России проведут "Дни открытых дверей", чтобы объяснить налогоплательщикам все особенности нового процесса уплаты имущественного налога физических лиц. Речь с клиентами пойдет о сроках и порядке исчисления имущественных налогов, о предоставляемых льготах. Здесь же они смогут подать заявления, если пришедшие им налоговые уведомления оказались недостаточно точны. Наши специалисты покажут пришедшим, как пользоваться нашими сервисами. Стоит отметить, что "Дни открытых дверей" в налоговой службе России проводятся во второй раз, первые были в апреле, в завершении декларационной кампании. Налогоплательщиков тогда пришло достаточно много. И в апреле, и сейчас для "открытых дверей" был выбран актуальный повод. Судя по всему, теперь эти "дни" станут регулярными, только тематика их будет меняться, в зависимости от актуальности.

-И это не единственное новшество за последнее время?

-У нас наблюдается прогресс во многом. Налоговый кодекс – довольно гибкий инструмент, это живой организм и он реагирует на любое изменение в жизни общества и страны. Мы постоянно работаем над повышением качества обслуживания налогоплательщика. В настоящее время у нас используется и постоянно совершенствуется бесконтактный способ взаимодействия с ним. На интернет - сайтах ФНС России и нашего республиканского управления расположено 27 сервисов, направленных на информатизацию наших клиентов. Один из самых популярных -"Узнай свою задолженность", о котором говорилось неоднократно. А теперь в пяти регионах страны действует пилотный проект "Личный кабинет налогоплательщика". География его функционирования постоянно расширяется, и я считаю, что в октябре он будет действовать и в нашем регионе. Налогоплательщики, зайдя на этот сайт, смогут найти не только свою задолженность, они увидят объекты своего налогообложения: количество квартир, машин (их мощность) и др. Смогут пронаблюдать и проконтролировать расчет своих налогов, объемы начисления по каждому объекту налогообложения. Пока что же они видят лишь свою задолженность. Поэтому введение "Личного кабинета" - довольно большой прогресс. Необходимо отметить, что для того, чтобы налогоплательщики могли работать в этом сервисе, они должны прийти в любую налоговую инспекцию, где их зарегистрируют в "Личном кабинете", присвоят им пароль. Клиенты его там активизируют и потом смогут пользоваться. А если у них имеется карта одного из 9 банков, которые работают с нашей службой, они смогут оплатить налог непосредственно с банковской карты

Быть ближе к народу, повышать качество обслуживания налогоплательщиков – это тема для ФНС России в настоящее время особенно актуальна, эй придается первостепенное значение.

Семен МИХАЙЛЕВИЧ

РИА «Инфо-РМ»