1000-летие Единения: праздник всей России

15.08.2012 12:16

Приближается 1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства – праздник федерального масштаба, отмечаемый во всей стране согласно Указу Президента РФ. Идеология 1000-летия единения оказалась созвучной с идеологией, востребованной всей Россией. Вспыхивающие время от времени конфликты на этнической почве в разных уголках России, тревожная ситуация на Северном Кавказе, а также межнациональные столкновения в благополучных странах Европы подтвердили уникальную ценность Тысячелетия для того, чтобы Россия устояла и развивалась. Отмечая на государственном уровне глобальные исторические даты, связанные со своим становлением, Россия благодарно вспоминает кровное родство с каждым своим народом.

Не случайно предложение Главы Мордовии Николая Меркушкина о праздновании 1000-летия единения еще в 2006 году поддержал Владимир Путин, который сам возглавил оргкомитет по подготовке юбилея. А сейчас, уже в качестве Президента России, Путин возглавил Государственную комиссию по подготовке к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Россия отмечает не столько конкретную величественную дату, сколько отдает дань великой исторической реальности: история наших народов неделима.

Б

олее того, историческая реальность такова: мордва никуда не «входила», всегда жила здесь – на своей земле. Толерантный народ, с древней цивилизацией, родством с природой, от которой – простота, мудрость и открытость мордвы. Это и позволило быть великому процессу единения. Мордва не боялась «потеряться» среди других народов, органично вросла в плоть и сущность России, ее единого многонационального народа и в едином народе сохранила себя.

Археологические свидетельства единения – предметы IX-XI веков древнерусского происхождения были найдены в древнемордовских могильниках на рубеже второго тысячелетия. В мордовском Кельгининском могильнике обнаружены металлические подвески с княжеским знаком Вышеслава Владимировича (старшего сына Владимира Святославича), занимавшего новгородский стол с конца 980-х годов до 1010 г. Подобные подвески выдавались должностным лицам, действовавшим от имени тех князей, чьи знаки изображались на подвесках. Это говорит о присутствии представителей русской княжеской администрации на мордовских землях на рубеже X – XI веков.

Однако не только обнаруженные подвески и не только плата дани мордовским народом русским князьям подтверждают исторический факт древнего единения мордвы с другими народами этого края. Более важно то, что с появлением тысячу лет назад на территории мордвы значительного количества русских поселений народы смогли ужиться друг с другом на одной земле. И это стало возможным благодаря исторической деликатности русских людей, не покушавшихся на ландшафт лесного мордовского народа. Как утверждает доктор географических наук Анатолий Ямашкин, центры ареалов расселения мордвы тяготеют к лесостепным ландшафтам и природным комплексам широколиственных лесов, а ареалы первичного расселения русских располагаются преимущественно в природных комплексах долин рек Мокши и Алатыря. Выполнялось важное условие совместной жизни на одной земле – не покушаться на традиционный ландшафт другого народа. Процесс славянизации Среднего Поволжья, в том числе и земель, заселенных мордвой, еще более ускорился, когда на мордовских землях в конце I тысячелетия н.э. обострилась борьба  Руси с кочевыми племенами юга.

Оседлые народы мордовского края вместе противостояли набегам кочевых народов. Земля, населенная именно оседлыми народами, тогда становилась великой Россией. И тысячелетняя история мордовского народа немыслима вне контекста всей истории Российского государства. Символично, что 1000-летие единения выпало на Год российской истории, объявленный Президентом России, поскольку этот праздник находится в одном историческом и политическом контексте со многими другими великими событиями, в том числе – событиями 1612 и 1812 годов.

Доктор исторических наук Валерий Юрченков пишет о том, что в 1612 году ситуация обострилась еще больше в связи с набегом 7-тысячного войска ногайцев. Противостоять им было некому, кочевники могли прорваться к Нижнему Новгороду, ударить в тыл второму ополчению, и тогда Русь была бы окончательно сломлена. И вот алатырский воевода князь Андрей Хилков обратился к мордовскому мурзе Баюшу Разгильдееву с просьбой мобилизовать мордву и татар для выступления против ногайцев. «Вскоре воины Баюша встретились с кочевниками на реке Пьяне у деревни Чукалы. Первоначально бой пошел не в нашу пользу, ногайцы блокировали мордву в деревне, но вскоре те осаду прорвали и нанесли врагу сокрушительное поражение: «...на Выселках многих ногайских людей побили и переранили». Следующий бой состоялся в ардатовском лесу. Бойцы Баюша сразили порядка 500 кочевников, погиб и глава набега мурза Курмаметя. В довершение всего мордва захватили знамя ногайцев. Остатки ногайского войска погнали к Озерам, где их окончательно разбили.

Позже Баюш Разгильдеев со служилыми татарами и мордвой Алатырского уезда вступил во второе ополчение, в состав подмосковных полков Трубецкого. Тогда против западных захватчиков воевали все, невзирая на национальность и вероисповедание.

Но в основном Баюш прославился все-таки разгромом кочевников. Впоследствии «Совет всей земли», во главе которого стояли Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой, пожаловал Баюша княжеским титулом.

Ополчение, набранное на территории современной Мордовии, внесло немалый вклад и в разгром     войск Наполеона. По словам доктора исторических наук Сергея Белоусова, в сентябре 1812 года в Саранском, Инсарском и Краснослободском уездах создавались соответственно 1-й, 3-й и 4-й пехотные полки Пензенского ополчения. В состав каждого полка вошло около 2 тысяч человек. Участие ополчений в войне с французами явилось одной из решающих причин отступления Наполеона во Францию. Составляя резерв регулярной армии, ополченцы позволили ей быстро продвигаться вперед. Из десяти взятых крепостей на долю ополчения приходилось восемь. Заметим, что сбор народного ополчения проходил на всей территории современной Мордовии, в том числе и в Темниковском уезде, который тогда был частью Тамбовской губернии. Активное участие в формировании темниковского ополчения принял знаменитый адмирал Федор Ушаков, ныне причисленный к лику святых. Его именем назван кафедральный собор в центре Саранска.

Т

аковы факты отечественной истории, свидетельствующие об общности судьбы мордвы и России. А сегодня Россией особо востребованы значимые даты, символизирующие древнее единство ее народов. Идет глобальный передел мира, наша страна столкнулась с проблемами, от решения которых зависит завтрашняя геополитическая картина на всей планете Земля. Потому в новейшей истории России и оказалось необходимым чествование народов, составляющих основу государства. В сегодняшнем мире стратегически важно укреплять не просто политические, но и исторические, духовно-этнические основы народа, которому предстоит жестко конкурировать за место под солнцем с другими мощными и агрессивными народами мира!

Сама дата – 1000 лет – приводит в арифметический порядок нашу историю для современной жизни, подчеркивает величие наших основ. Цифра 1000 символизирует особенную зрелость нашей общности, ее подтвержденность историей. Единственная правота общности обозначается этой датой. Наши предки умели договариваться, исходя из интересов жизни, а часто и из интересов выживания. Поскольку понимали: выживать совместно значительно легче. Всемогущая «народная дипломатия» тогда сохраняла мир, создавала государство, помогала людям оставаться вместе.

Академик-секретарь Отделения историко-филологических наук РАН Анатолий Деревянко на Международной научной конференции «Мордовский народ в истории и культуре многонационального Российского государства» в Саранске отметил: «Главным условием самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное  согласие. На фоне дискуссий по национальному вопросу интерес российской и международной общественности вызывает опыт Мордовии в области этнокультурного образования и воспитания. Мордовия – положительный пример региона, где ведется плодотворная работа по гармонизации           межэтнических отношений.  Особо важным для населения Мордовия является празднование 1000-летия. Оно подчеркивает историческое и культурное значение совместного проживания и духовной общности многонациональной России. История мордовского народа может служить позитивным примером развития этноса, более 1000 лет живущего в пределах России и не потерявшего свой этнический облик, язык и культуру. Мордва принимала участие в создании Российского государства, защите его государственной целостности. Праздник 1000-летия служит мощным политическим и морально-психологическим фактором поступательного развития многонациональной республики. Это яркое событие в жизни не только мордвы, но и всей страны!»

П

олитически очерченный контекст единого многонационального народа дает человеку осознанное ощущение его исторической защищенности на родине. Исторически защищенным можно быть только рядом с братски близкими народами, породненными общим пространством. В этом самобытность России – исключительной родины многих народов, не потерявших дарованные историей и природой культурные и духовные ценности. В цветущей Европе, как известно, только за последние несколько столетий исчезли десятки народов с уникальной культурой. Мордва, как и многие другие народы России, сохранила себя.

Появление в жизни мордвы славянских и тюркских народов тысячу лет назад целесообразно рассматривать как абсолютную волю исторической судьбы. Это важно иметь в виду при осмыслении процесса единения людей. В контексте 1000-летия единения Россия отмечает начало великого процесса становления Российского государства – государства исторически и политически объединившихся народов.

Единение народов – живой процесс, из которого невозможно выйти, который и длится тысячу лет. Такое единение постоянно творит себя, модернизируется в истории, адаптируется к политическим реалиям, сменам политических эпох, государственных строев, экономических формаций, но при этом продолжается процесс человеческого сплочения народов одной земли. Продолжается и просвещение, обретение мордвой, не теряющей свою этническую самобытность, культуры других близких народов. Мы живем на общей земле, породнившись с общей природой, сочувствуя друг другу, – одним народом, вышедшим из разных племен. Если произошло такое межнациональное единение, то значит, здесь поселились изначально близкие, духовно и физически тянувшиеся друг к другу народы, из которых и мог сформироваться единый народ.

Процесс объединения народов протекал не совсем просто, но в основном мирно. Валерий Юрченков подчеркивает: «Что касается вражды между мордвой и славянами, то еще известный историк Василий Ключевский утверждал, что отношения между финно-уграми и славянами носили мирный характер. Ни в письменных источниках, ни в народных преданиях великороссов не уцелело воспоминаний об упорной и повсеместной борьбе пришельцев с туземцами. Мало того, имело место взаимопроникновение культур мордовские праздники приурочивались к русским народным или церковным празднествам. В молитвы, обращенные к языческим богам, вставлялись русские слова. В свою очередь Владимир Красное Солнышко, при проведении первой религиозной реформы, которая должна была объединить все союзные племена, включил в пантеон славянских богов мордовскую богиню плодородия и земледелия Мокошь».

Примечательно, что видные отечественные историки отвергают спекуляции на тему политических конфликтов между народами в эпоху Средневековья. Понятие межнациональной вражды вообще трудно применимо к периоду феодальной раздробленности. Тогда воевали не народы, а феодалы, причем – и внутри самого народа.

Межнациональных столкновений на территории современной Мордовии никогда не было и позже, поскольку эту землю заселили народы, ставшие и духовно близкими друг другу. Жизнь объединившихся народов мордовского края многие века текла по мирному, созидательному руслу. Потому примечательно, что в контекст празднования 1000-летия единения вписаны – и строительство дорог, жилья, объектов производства, образования, культуры, спорта, здравоохранения, все то, без чего жить и развиваться в современном мире народу уже невозможно.

З

аметно изменился облик столицы Мордовии – города Саранска, который по итогам 2011 года признан победителем Всероссийского конкурса «Самое благоустроенное городское поселение России» среди городов I категории. А до этого четыре раза подряд Саранск занимал второе место и дважды становился третьим.

Украсившие Саранск современные знаковые новостройки Мордовии, приуроченные к 1000-летию единения – театр оперы и балета, республиканская библиотека, дворец водных видов спорта, главный корпус Мордовского университета и многие другие, символизируют то, что единение народов, длящееся тысячу лет, само по себе есть явление исторического созидания. Процесс исторического единения народов – тоже строительство, строительство отношений между людьми одной земли, таких же красивых и основательных отношений, как юбилейные новостройки. Это сама эволюция сегодня не прекращает строительство единого народа на нашей земле. Именно великое единение народов достойно такого качества жизни – тех современных, европейского уровня объектов культуры, науки, спорта, здравоохранения, которые возводятся в Мордовии к 1000-летию единения. Более того, только единение народов и достойно такой благодарности от родного государства, распределяющего национальные финансовые ресурсы. Укрепление единства коренных народов, удержание их на общей территории в условиях открытого мира возможно, если жизнь здесь будет приближаться к уровню жизни в европейских странах. Реализация мегапроекта по 1000-летию Единения как раз способствует европейскому развитию региона. Академик РАН Валерий Тишков, не раз посещавший Саранск, отмечает: «Я очень рад, что Мордовия сегодня – один из самых динамично развивающихся регионов страны. Центр экономики, спорта, образования. Внимание, которое уделяется развитию науки в Мордовии, достойно всяческих похвал».

Республика Мордовия является одним из лидеров в Приволжском федеральном округе по темпам социально-экономического развития. Сегодня Мордовия занимает достойное место среди десяти инновационных регионов-лидеров России, входит в ассоциацию российских инновационных регионов, которая и была создана по инициативе Мордовии. Как писала газета «Известия Мордовии», республика демонстрирует значимые успехи в модернизации экономики, в создании наукоемких производств, в продвижении научных исследований и внедрении ноу-хау. За последние годы Мордовия попала в сферу интересов десятка мировых лидеров инновационной индустрии, ведущих мировых производителей полупроводников, светодиодной и кабельной продукции. В той или иной степени все они будут работать с Технопарком Мордовии, промышленными предприятиями и вузами. Сохранить устойчивый позитивный тренд, получить неоспоримые преимущества в конкурентной борьбе позволит реализация самого масштабного проекта – создание Технопарка в сфере высоких технологий. Объединив всю инновационную инфраструктуру, весь научно-производственный потенциал в единый кластер, он определит вектор динамичного развития республики на многие десятилетия вперед. 

В число лидеров в стране сегодня входит и агропромышленный комплекс Мордовии. И это стало возможным во многом благодаря государственной поддержке сельского хозяйства, а также современным технологиям и методам управления. Рост производства сельхозпродукции сопровождается расширением и модернизацией базы ее переработки.

Можно сказать, Мордовия сегодня развивает европейское сельское хозяйство. Вот оценка экспертов Евросоюза: Мордовия успешно работает по программе развития сельского хозяйства и участвует в поддержке крестьянско-фермерских хозяйств. Однако решающим фактором стало то, что республика активно привлекает инвесторов и технологии для модернизации сельского хозяйства. В результате в Мордовии стабильно растет производство молока, мяса птицы, яиц, в сельхозпредприятиях активно развивается животноводство.

М

ордовия стала известна всему миру выдающимися достижениями своих спортсменов – победителей олимпийских игр и чемпионатов мира и России. Республика подарила мировому спорту крупнейших мастеров спортивной ходьбы, борьбы греко-римского стиля, ледового спидвея, ВМХ-спорта. Саранск включен в число городов, в которых планируется провести Чемпионат мира по футболу в 2018 году. А в 2012 году в Мордовии блестяще прошел Кубок мира по спортивной ходьбе. Журналист Ирландского телевидения Шон Галлахер, обращаясь к Главе Мордовии Владимиру Волкову, написал: «Я присутствовал на Кубке мира по спортивной ходьбе в вашем красивом городе Саранске, и я бы хотел поблагодарить Вас за отличное гостеприимство, которое было мне оказано на протяжении четырех дней моего пребывания. Я бы хотел поблагодарить жителей Саранска за их дружелюбие и за их поддержку всех ходоков, принявших участие в двухдневных соревнованиях. Надеюсь снова увидеть ваш красивый город и республику».

Спортивный феномен Мордовии является результатом напряженной целенаправленной работы руководства республики по развитию и массовой физкультуры, и спорта высоких достижений. А в здоровом теле – здоровый дух, позволяющий качественно развивать культуру.

В последние годы Мордовия, уделяющая серьезное государственное внимание развитию традиционной культуры финно-угорских народов, становится центром финно-угорского мира России. Президент страны Владимир Путин заявил: «Мордовия становится одним из центров финно-угорского мира. Я говорю об этом с гордостью и без преувеличения!».

Для устойчивости, бесконечности человеческой истории одинаково необходимы  и этническое многообразие, и державно-государственная однородность. Истории дорог каждый народ – и в национальной единственности, и в межнациональном единении. Единение народов Российского государства уникально тем, что оно происходит возле незыблемых традиций национального достоинства каждого народа.

Постоянное единение, духовное и политическое сплочение народов при государственном сохранении их национального своеобразия – это золотая идея России, сформулированная ею и для себя, и для мира. Опыт гармоничного исторического единения народов России, несомненно, ценен и для мироустройства на всей планете, в разных частях которой и в третьем тысячелетии не прекращается «вражда племен».

1000-летие единения мордовского народа с народами Российского государства – праздник всей нашей многонациональной страны. Завершится празднование Форумом народов России и многотысячным митингом «Все мы – Россия». То есть, великий праздник единения вместе с Мордовией празднует вся наша большая страна…

                                                                        Камиль ТАНГАЛЫЧЕВ.

 

«Известия Мордовии»