За что вы меня убиваете
02.08.2012 13:16
Через несколько дней исполнится ровно два месяца с момента зверского убийства 18-летнего учащегося Саранского колледжа электроники, экономики и права Павла Батырева. Собственно, то, что сделали с молодым человеком какие-то нелюди, и убийством-то в привычном понимании этого слова назвать нельзя. Скорее казнью. Казалось бы, раскрытие и расследование этого преступления должны были стать делом чести для правоохранительных органов республики. Но по прошествии двух месяцев приходится констатировать: ответов на вопросы: «Кто?» и «За что?» по-прежнему нет.
Очень нелогичное убийство
В номере «ВС» от 13.06.2012 мы подробно рассказывали об обстоятельствах смерти Павла Батырева. Напомним, тело молодого человека было обнаружено неподалеку от стадиона «Старт» во второй половине дня 8 июня. Убийцы крепко связали руки студента лентой, которой обычно перетягивают коробки с бытовой техникой, и дополнительно привязали их к дереву. Вязка была настолько крепкой, что плоть была продавлена почти до костей. Шансов выжить у парня просто не было.
Жуткое преступление в буквальном смысле шокировало город, однако уголовное дело по факту убийства было возбуждено лишь по прошествии нескольких дней после обнаружения тела. Родственникам Павла стражи порядка поначалу открытым текстом заявляли, что он сам покончил с собой. Однако внятно объяснить, почему успешный молодой человек, строивший большие планы на жизнь, в одночасье вдруг решил расстаться с этой жизнью, не смог никто. Да и не сможет.
Однокурсники Павла и преподаватели Саранского колледжа электроники, экономики и права говорят о молодом человеке только хорошее. Павел неплохо учился, сторонился плохих компаний, был ответственным и самостоятельным. По словам мамы молодого человека, в летние каникулы он хотел устроиться на работу, чтобы потом пойти учиться в автошколу. У него было много друзей, но никто из них не смог назвать хоть одной причины, по которой Павел мог бы покончить с собой. В общем, забудем об этой версии ввиду ее несостоятельности. К тому же уголовное дело возбуждено по статье «Умышленное убийство».
И вот тут-то и встают во весь рост два главных вопроса: «Кто?» и «За что?» убил молодого человека. Врагов у него не было. Да и убивать его было не за что: ни долгов, ни должников, ни конфликтов у парня не было, и взять с него было нечего. Но это если рассуждать логически. Практика, однако, показывает, что законы логики в этом деле не особо действуют. Собственно, очень нелогичным выглядит способ убийства. Зачем, спрашивается, было связывать молодого человека, да еще и привязывать его руки к дереву, давая тем самым лишний повод для подозрений?! Если бы не связанные руки, в возбуждении уголовного дела наверняка отказали бы. А так - следствие идет. Впрочем, убийства двух девушек в Темникове и Ардатове в 2006 году тоже выглядели очень нелогичными, и следствие тоже шло, а результат известен.
Убийство Павла Батырева вообще похоже на некий общественный вызов, брошенный непонятно кем и непонятно с какой целью. После обнаружения тела молодого человека по городу с жуткой скоростью начали распространяться слухи о какой-то страшной секте, практикующей жертвоприношения.
- У нас есть знакомый в правоохранительных органах, так вот он говорил, что после убийства Павла в Пролетарском районе Саранска были обнаружены еще два тела, тоже повешенные молодые люди, - говорят родственники Павла Батырева. - Мы потом спрашивали у следователя, который ведет дело Павла, правда это или нет. Он сказал, что это неправда. А мы уже не знаем, верить ему или нет.
Поводов для сомнений у родных молодого человека действительно предостаточно.
«Матери сказали, что одежду нужно уничтожить»
В доме бабушки молодого человека Марии Павловны в селе Напольная Тавла навечно поселилось горе. Некоторое время назад женщина перенесла тяжелую операцию, но болезнь ничто по сравнению с известием о смерти любимого внука и последующими за ней событиями.
- Знаете, мы не можем понять, как ведется следствие, - говорит женщина. - Ведь они даже одежду, в которой Павел был в тот день, не отправили на экспертизу. Сотрудники морга сказали матери Павла, когда она забирала тело, что одежду нужно уничтожить, сжечь. Ее и сожгли. Но почему следователи, работавшие на месте происшествия, не назначили соответствующее исследование? Когда мы спросили об этом, нам представители следствия сказали: «Это наше упущение».
Ситуация с одеждой и впрямь непонятная. Ведь даже не разбирающемуся в тонкостях криминалистики человеку ясно, что на ней могли остаться биологические следы убийц. Назначить экспертизу - первое, что должен был сделать следователь в этом случае. Но… этих самых «но» становится слишком много.
- Непонятно почему, но отца Павла даже не признали потерпевшим по этому делу, - продолжает Мария Павловна. - Из-за этого он не может получить достаточно информации от следствия и вынужден сам искать свидетелей, чтобы восстановить последний день жизни Павла. Он уже со многими переговорил из тех, кого до сих пор не опросили. Но почему этим должен заниматься он?! И следствие ведется с явным давлением на суицид. Даже мне следователь говорит, что Павел, скорее всего, покончил с собой.
- Я очень боюсь, что уголовное дело просто закроют, - говорит отец Павла Андрей Батырев. - Поэтому и приходится очень многое делать самому. После убийства Павла был изъят его компьютер, на котором, по словам следователя, была найдена ссылка на какой-то сайт. По-моему, что-то вроде «Как быстро умереть». Говорят, что раз он заходил на этот сайт, значит, мог думать о самоубийстве. Но я-то знаю своего сына.
Очевидно, что восстановление картины последнего дня, когда Павла видели живым, могло бы существенно помочь следствию в поиске убийц. Первоначально предполагалось, что последней живым Павла видела соседка. Нам удалось поговорить с этой женщиной. Зовут ее Вера.
- Я раньше почтальоном здесь работала, - говорит она, - поэтому семью Павла и его самого знала достаточно неплохо. В тот день я пришла к своей сестре, которая проживает в соседней квартире. Но ее не оказалось дома, и мне пришлось ждать возле подъезда. И я видела, как Павел в сопровождении молодого человека прошел в квартиру. Через какое-то время они вдвоем вышли на улицу и ушли. Я как следует не запомнила того парня, помню только, что молодой был и раньше я его здесь не видела. Это было около двух часов дня.
Насколько нам известно, личность этого молодого человека следствием не установлена. А сам он, судя по всему, к беседе с представителями правоохранительных органов не расположен. Хотя вполне возможно, что именно этот человек как минимум причастен к смерти Павла. В связи с этим предлагаем ему прийти к нам в редакцию, ради такого случая мы готовы гарантировать ему абсолютную анонимность.
Впрочем, как выяснилось, наша собеседница не была последним человеком, видевшим Павла Батырева живым.
- Позже стало известно, что около четырех часов дня Павла видел один из его друзей, - продолжает отец молодого человека Андрей Батырев. - А вот дальше провал. Лично я склоняюсь к мысли, что к убийству Павла может иметь отношение кто-то из колледжа, в котором он учился. Понимаете, всех его друзей во дворе я знаю и не думаю, что они могли бы причинить моему сыну вред. А вот в колледже разные люди учатся… Но это только мои предположения.
- Знаете, если они все-таки закроют дело и признают Павла самоубийцей, это будет означать, что они убили его во второй раз, - вздыхает бабушка молодого человека Мария Павловна.
Свидетелей ищет отец
Как говорил киношный сыщик Глеб Жеглов: «Даже в самом тайном делишке найдется такой человек, который что-либо видел, что-либо слышал, что-либо помнит, знает или догадывается. И задача оперативника - все эти сведения из него выудить». К слову, нашелся такой человек и в этом деле.
- Знаете, недавно одна моя знакомая ехала в автобусе и слышала, как женщины говорили об этом, - продолжает бабушка парня Мария Павловна. - Кроме всего прочего, они сказали, что какая-то женщина, живущая на прилегающей к месту убийства улице Пугачева, слышала в тот день крик: «Зачем? За что вы меня убиваете?!». Мой сын, узнав об этом, обошел ту улицу и нашел эту женщину. Она рассказала, что еще тогда у нее была мысль вызвать полицию, но она подумала, что если случилось что-то серьезное, то полиция, наверное, сама будет обходить все прилегающие улицы и искать свидетелей. Но к ней так никто и не пришел. Теперь мой сын хочет отвезти эту женщину к следователю для дачи показаний.
Это, кстати, к вопросу о том, как производились осмотр места происшествия и поиск свидетелей. Может быть, кто-то уже тогда решил для себя, что это было самоубийство, и попросту не стал мучить себя обходом прилегающих территорий и поиском ответов на вполне очевидные вопросы. Но ведь практика показывает, что подобные преступления если и раскрываются, то раскрываются по горячим следам. Чем больше времени прошло, тем меньше шансов поймать преступника. К тому же в тот день был сильный дождь, который, без сомнения, помог убийцам скрыть часть следов. Другая часть была потеряна в результате чьих-то «упущений».
- Знаете, мы часто смотрим по телевизору сериал «След». Там показывают, как ведется расследование преступлений, проводятся сложные экспертизы, но такое, наверное, бывает только в кино, - говорят родственники Павла. - А на самом деле все происходит так, как в нашем случае, когда еще не опрошены те, с кем Павел учился в колледже. А ведь прошло уже почти два месяца.
Следствие по делу об убийстве Павла Батырева продолжается. Родственники молодого человека говорят, что уже не верят в то, что убийц не то что найдут, и даже в то, что их вообще будут искать. И, честно говоря, разговаривая с ними, ни разу не возникало желания попытаться их переубедить.
«Вечерний Саранск»