МГПИ им. М.Е. Евсевьева исполняется 50 лет

28.06.2012 16:19

Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, альма-матер педагогов республики, отмечает юбилей. 50-летие одного из ведущих педагогических вузов Поволжья – это полвека непрерывного развития. Свою историю институт отсчитывает с Постановления Совета министров РСФСР «Об открытии в Саранске Мордовского государственного педагогического института», которое вышло 30 июня 1962 года.

Первый прием в вуз составил 250 человек. Занятия начались 1 сентября того же года. Первоначально в институте было всего три факультета.  Историко-филологический готовил учителей русского языка и литературы, родного языка, литературы и истории, учителей английского и немецкого языков. Физико-математический факультет давал путевку в жизнь учителям математики и физики. Факультет естествознания обеспечивал школы республики учителями биологии, химии, географии и биологии и основ сельского производства. 

За 50 лет Мордовский пединститут прошел путь от небольшого провинциального до крупного инновационного вуза, занявшего свою нишу в системе педагогического образования России.

О том, с какими достижениями вуз пришел к полувековому юбилею, как складывается система подготовки педагогических кадров сегодня, рассказывает  ректор МГПИ им. М.Е. Евсевьева В.В. Кадакин.

- Василий Васильевич, педагогический институт готовит специалистов для школы. Школа сегодня призвана давать качественные знания, применяя не только традиционные методики, но и соединяя их с современными технологиями, с использованием компьютерных знаний, нестандартных программ, учебников. А чтобы ученик был готов к учебе в таких условиях, сначала нужно научить педагога. А значит, нужно менять подход к педагогическому образованию. Каким образом это происходит?

- Чтобы наша школа успешно работала в соответствии с теми требованиями, которые предъявляет ей общество, вуз должен идти на шаг впереди школы. И мы стараемся, чтобы наши студенты получили полный набор тех знаний, которые понадобятся им в школе. С уверенностью могу сказать, что Мордовский государственный педагогический институт - динамично развивающийся современный вуз. Имея в своем «багаже» богатые научно-образовательные традиции, свою основную цель сегодня мы видим в обеспечении высокой конкурентоспособности института на рынке образовательных услуг и в сферах научной и инновационной деятельности. Достичь этой цели мы можем, обеспечивая условия для освоения всеми студентами иностранных языков на уровне свободного общения, для свободного владения информационными технологиями, а также реализуя дополнительные образовательные программы, содействуя выпускникам вуза в трудоустройстве и становлении профессиональной карьеры. Хочу отметить, что Мордовский государственный педагогический институт – единственный педагогический вуз в стране, получивший государственную поддержку на развитие инновационной инфраструктуры в рамках реализации программы «Мордовский базовый центр педагогического образования».  Подтверждать статус инновационного вуза стараемся каждодневными делами.

- Какова инновационная деятельность в сфере педагогического образования? 

- Чтобы разносторонне реализовать потенциал молодых в творчестве и научно-исследовательской работе, помочь им овладеть организационными и управленческими компетенциями, в институте развивается инфраструктура научно-исследовательской деятельности молодых ученых, аспирантов, студентов, действуют студенческие научные объединения – лаборатории, клубы, кружки. Сегодня институт участвует в крупных федеральных научных проектах и образовательных программах, расширяет контакты с зарубежными вузами, международными организациями и фондами, сотрудничает с вузами США, Германии, Японии и других стран ближнего и дальнего зарубежья. 

-  В вузе работают с дошколятами?

- Так мы используем богатую инфраструктуру вуза и прогрессивные разработки наших ученых на благо подрастающего поколения. Одним из инновационных подразделений можно считать Центр продленного дня для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в котором обучаются 75 детей г. Саранска. Этот центр  и научно-экспериментальная площадка, позволяющая апробировать инновационные технологии воспитания и развития ребенка, и учебно-производственная площадка, обеспечивающая формирование профессионально-педагогических компетенций будущих педагогов. Создана и активно развивается Малая школьная академия, представляющая комплекс постоянно действующих образовательных программ дополнительного образования по предметам естественно-научного и гуманитарного направлений, реализуемых профессорско-преподавательским составом института. В вузе действует пять учебно- исследовательских школ - физико-математическая, биолого-химическая, школа филолога, школа иностранных языков «Языковая мозаика», историко - обществоведческая школа. В них мы предоставляют возможность школьникам, живущим в удаленных от научных центров селах, углубленно заниматься школьными предметами, успешно подготовиться к сдаче ЕГЭ, к городским, республиканским, региональным и всероссийским олимпиадам, а также к конкурсам научных работ и проектов. Для повышения доступности качественных образовательных услуг для сельских школьников в учебно-исследовательских школах реализуются дистанционные технологии обучения. В институте создана информационно-технологическая платформа, система ИНФО-вуз, которая наполнила новым содержанием весь учебный процесс. 

- В последнее время стала модной тема создания в вузах малых предприятий. Насколько возможно это в педагогическом вузе?

- Это не мода, это актуальное веяние, неизбежное требование сегодняшнего дня. У нас создано два студенческих малых инновационных предприятия: ООО «Новые возможности», ООО «Универсал». Продуктами, которые создают и реализуют эти предприятия, стали образовательные услуги, профессионально-педагогические консультации для населения, педагогические концепции, модели, технологии, образовательные программы, научно-методические материалы, диагностические и развивающие программы. Выясняется, это тоже можно успешно продавать.

- Это действительно интересно и современно. Однако многие студенты при выборе вуза интересуются и тем, как можно провести свободное от учебы время. 

- Конечно, для молодежи это важно. И в институте многое сделано для  развития социальной инфраструктуры. На территории студгородка располагаются 7 учебных корпусов, столовая, 4 студенческих кафе, стадион, спортивный комплекс с тремя специализированными залами: гимнастическим, тренажерным и игровым, а также санаторий-профилакторий, биостанция, лыжная база, спортивно-оздоровительный лагерь. В трех современных и благоустроенных студенческих общежитиях, дважды признанных лучшими на всероссийских конкурсах, созданы условия для комфортного проживания: комнаты рассчитаны на два-три человека, имеются компьютерные классы, просторные помещения для самостоятельной работы и подготовки к занятиям, комнаты досуга и спортивные залы. Все учебные корпуса и общежития вуза оснащены оборудованием для беспроводного доступа в Интернет. Столовая и студенческие кафе в каждом учебном корпусе предлагают студентам качественное, полноценное и недорогое питание. Одним из приоритетных направлений социальной политики института является создание условий для укрепления физического и духовного здоровья всех участников образовательного процесса: в вузе функционируют 22 секции по различным видам спорта, созданы разнопрофильные студенческие отряды, работает 19 творческих студенческих объединений. В ассоциацию педагогических отрядов института входит 12 педотрядов, в этом году они работают в лагерях Мордовии,  Московской области, на побережье Черного и Азовского морей, в странах дальнего и ближнего зарубежья. Следует отметить, что в этом году  Мордовский пединститут стал победителем в открытом конкурсе по отбору программ развития деятельности студенческих объединений среди высших учебных заведений РФ. А в прошлом году выиграл конкурс программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Благодаря этому институт более уверенно решает проблемы образования в регионе, обозначенные в «Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года» и «Республиканской целевой программе развития образования в Республике Мордовия на 2011-2015 годы». А по результатам  физкультурно-спортивной деятельности в 2011 году вуз занял второе место в смотре-конкурсе на лучшую организацию физкультурно-спортивной работы среди вузов РФ в номинации «Лучший институт России по организации физкультурно-спортивной работы среди студентов за 2010-2011 учебный год». В 2012 году институт стал победителем открытого публичного Всероссийского конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования на звание «Вуз здорового образа жизни» в номинации «За формирование и продвижение ценностей здорового образа жизни в вузе посредством творчества и социальной рекламы».

- Будем надеяться, что впереди у института – новые победы, большие достижения, которые принесут ему добрую славу, и студенты по-прежнему с гордостью будут называть себя евсевьевцами.

- Я, в свою очередь, хочу поздравить с юбилеем вуза весь педагогический коллектив и студентов пединститута, пожелать им новых успехов, стремления ставить перед собой высокие цели и умения достигать их.

Спортивная слава республики и страны 

Факультет физической культуры МГПИ им. М. Е. Евсевьева по праву называют кузницей спортивных кадров республики Мордовия. Имена мордовских спортсменов – выпускников этого факультета сегодня известны на мировом уровне. Это - олимпийские чемпионы Алексей Мишин и Валерий Борчин, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр Денис Нижегородов, чемпион мира Сергей Бакулин, чемпионы Всемирной Универсиады 2011 года в Китае Евгений Клещенко, Марина Бесхмельнова, Сергей Демкин.В настоящее время спортсмены, которые защищают честь России на международной арене, продолжают обучение на факультете: участник кубка Мира по спортивной ходьбе Андрей Кривов,   чемпион Всемирной студенческой Универсиады (2011 года), серебряный призер Кубка Мира (2012 год), чемпион мира по спортивной ходьбе Сергей  Морозов.

Студенты и преподаватели факультета участвовали в судействе и организации чемпионата России по легкой атлетике, чемпионата России по греко-римской борьбе, чемпионата России по тяжелой атлетике, Кубке мира по спортивной ходьбе, Кубке мира по греко-римской борьбе. 

Иностранцы выбирают Мордовский пединститут

Сегодня в МГПИ им. М. Е. Евсевьева учатся много иногородних студентов - из Нижегородской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской и других областей. Сюда приезжают и молодые люди из Туркменистана,  Казахстана, Азербайджана, Грузии, Украины. Для них это возможность получить качественное российское образование и как специалисту реализоваться на родине. В Туркменистане, например, профессия учителя - престижна, высоко оплачиваема. 

- Мы живем в благоустроенном общежитии, - говорит Максат Бабаев из Туркменистана. - Есть даже беспроводной Интернет, благодаря чему мы можем общаться с родными и близкими. 

- Мне нравится этот красивый город, люди, возможность получить выбранную специальность и изучать языки (русский, английский), - добавляет Лейла Нурметова с филологического факультета.

Здравствуй, школа!

Выпускники  МГПИ известны не только в Мордовии, но и за ее пределами.  Некоторые евсевьевцы работают даже за границей. Выпускники 2011 года Светлана Спиридонова (факультет иностранных языков) и Максим Гудков (факультет физической культуры) поженились и теперь работают в г. Варне (Болгария) в школе для русских детей. В этом году факультет педагогического и художественного образования окончил журналист Первого канала Сергей Гапонов.

Однако основная масса выпускников успешно вливаются в педколлективы школ Мордовии. Выпускница педагогического факультета Анна Аникина второй  год  работает учителем начальных классов в школе №39 г. Саранска. «Я считаю себя счастливым человеком, потому что нашла свою дорогу в жизни, поняла как это важно – любить профессию», - считает молодой педагог.

И в выпуске 2012 года много тех, кто уже знает свое место работы. Выпускница физико-математического факультета Ирина Филатова идет работать учителем информатики в Атьминскую школу Ромодановского района. Александр Гущин с филологического факультета – учителем русского языка и литературы в гимназию № 12. Альбина Салькаева, окончившая факультет иностранных языков будет преподавать в школе № 8 г. Саранска. Эльвира Курамшина, выпускница факультета психологии и дефектологии, -  психолог  лицея № 7. Выпускница биолого-химического факультета Екатерина Макаричева уже год работает учителем биологии и химии в лицее № 31 г. Саранска. Александр Солдаткин тоже год работает учителем физической культуры Кадошкинской средней школы. Также как и Марина Медянкина, выпускница факультета педагогического и художественного образования, весь учебный год проработавшая учителем начальных классов  в школе № 16.

Историческая справка

Мордовский государственный педагогический институт открыт в 1962 году – это время, когда бурно развивающееся народное образование требовало расширения базы высшего педагогического образования. 

Первое десятилетие в истории вуза связано с именем ректора Николая Николаевича Молина. Вместе с ним создавали вуз такие именитые педагоги, как проректор по учебной и научной работе Д.В.Цыганкин, заведующая кафедрой русского языка и литературы и мордовского языка и литературы А.Н.Чикина, заведующий кафедрой педагогики и психологии С.И.Кустков, заведующий кафедрой химии А.И.Шепелев, заведующая кафедрой биологии М.Д.Киндякова, заведующая кафедрой физического воспитания Р.И.Кусткова, заведующая кафедрой иностранных языков К.П.Мочалкина. В 1972 году, к десятилетию вуза, институт принимал абитуриентов на пять факультетов: самостоятельный статус получил факультет иностранных языков, создан факультет физического воспитания, а также открывается подготовительное отделение. В том же году институту присвоено имя просветителя народов Поволжья Макара Евсевьевича Евсевьева, а ректором назначен Михаил Тихонович Бибин. Два десятилетия спустя коллектив пединститута возглавил Виктор Миронович Макушкин. К сорокалетию вуза было подготовлено 24 тысячи учителей. На 10 факультетах (биолого-химическом, дошкольного воспитания, иностранных языков, истории и права, коррекционной педагогики, педагогическом, физико-математическом, физической культуры, филологическом, довузовской подготовки) обучалось более 5,6 тысячи студентов по 21 специальности. 

C 2007 года ректор вуза - Василий Васильевич Кадакин. 

От имени выпускников

Николай Бычков, министр образования РМ, выпускник физико-математического факультета:

- С особой теплотой и благодарностью вспоминаю годы обучения на физико-математическом факультете педагогического института, преподавателей - внимательных и увлеченных энтузиастов, помогавших нам, студентам, постигать знания и жизненную мудрость. Профессорско - преподавательский состав педагогического института отличается высоким профессионализмом, поэтому, без сомнения, можно сказать, что каждый студент получает здесь современное качественное образование. Мой личный профессиональный путь сложился, в том числе, благодаря таланту и мастерству преподавателей педагогического института. Во все времена учитель обеспечивал и обеспечивает сознание и духовность народа. Современной школе нужен компетентный, мобильный, творческий, увлеченный и в то же время чуткий педагог.От всей души желаю сотрудникам института успехов, здоровья,  благополучия, счастья, новых творческих свершений, раскрытия талантов и способностей на благо образования Республики Мордовия и всей России!

Светлана Погодина (Сасаева), кандидат педагогических наук, доцент общеинститутской кафедры эстетического воспитания Института педагогики и психологии образования МГПУ (г. Москва), соавтор программы для ДОУ «Счастливый ребенок», выпускница педагогического факультета:

- Самые яркие впечатления остались не только от учебы, но и от внеучебных мероприятий. Были интересные научно-практические конференции, был конкурс педагогического мастерства, фестиваль «Студенческая весна». Особые чувства вызывала творческая атмосфера, которая захватывала с первого курса и сохранялась на протяжении всего периода обучения. А педагогическая практика всегда проходила интенсивно и интересно. Очень многое из опыта, приобретенного в студенческие годы, я активно применяю сейчас в своей преподавательской деятельности. Преподаватели института вовремя направили меня в профессиональном плане и помогли стать тем, кем я стала сейчас. Особенно сильно на мое профессиональное становление повлияли дорогие моему сердцу преподаватели: Нина Николаевна Воробьева, Татьяна Евгеньевна Назарова, Надежда Евгеньевна Гарина, Наталья Ивановна Еналеева, Раиса Андреевна Еремина и многие другие. Хочу пожелать родному институту процветания и долголетия, развития и совершенствования.

Анися Кирдяпкина, призер Кубка России, бронзовый призер чемпионата мира (2011 год), студентка 6 курса факультета физической культуры:

- Помню, как волновалась, когда впервые переступила порог педагогического института, искала среди табличек, стоявших на столах приемной комиссии, название своего факультета. Сейчас уже пора выпускных экзаменов. За эти годы я ни разу не пожалела о сделанном выборе. И здесь речь идет не только о полученных знаниях, умениях и навыках, но и об особой теплоте, атмосфере на факультете. Хочется выразить слова благодарности всем преподавателям и сотрудникам факультета физической культуры за то, что помогли нам не только получить знания, но и прочувствовать их. Спасибо за то, что никогда не жалели для нас ни сил, ни времени, всегда были готовы поддержать добрым советом и учили нести ответственность за свои поступки. Надеюсь, и в дальнейшем наш факультет будет процветать и развиваться!

Подготовила Татьяна НИКИТИНА.

«Известия Мордовии»