В Саранске студенты театрального отделения сыграли Шукшина
21.06.2012 15:39
Нет, не случайно, талантливые девчонки и ребята стремятся на творческие специальности. Вот, допустим, посмотреть со стороны на студентов-актеров Института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева. У них и учеба – сплошная игра. И даже экзамены – не судорожное вытягивание «заветного билета» с убийственно-научными заданиями, и обреченно сольное отвечание на каверзные вопросы непреклонных преподавателей, а зрелищное представление! И сдаются они не в тихом кабинетном уединении.
Напротив, осваивающие «театральное искусство» воспитанники Игоря Кузьмина и Игоря Дьячкова, поставили три мини-спектакля по рассказам Василия Шукшина «Срезал», «Забуксовал», «Материнское сердце», объединив их общим заглавием «Здрасьте, родня!», и показали не только своим наставникам (это как раз явилось отчетным экзаменом). На премьеру пригласили также друзей, знакомых, ну и своих реальных родственников.
Кстати, и режиссуру, и сценографию, подбор костюмов, и звуковое оформление осуществляли сами студенты.
Понятно, постановочных средств им не выделяется. Но, как выясняется, вполне можно обойтись и бесплатными подручными средствами. Развесили вдоль импровизированной портальной арки домотканые дорожки, украсив боковины живыми берёзовыми ветками, источающими терпкий аромат леса, включили в качестве пролога Расторгуевскую «От Волги до Енисея ногами не счесть километры. Рассея, моя Рассея от Волги и до Енисе-е-е-я…».
И вы невольно чувствуете себя частичкой этой самой Рассеи, попадая на народное празднование Пасхи. Никакой особой бутафории не требуется – скромная лавочка, куда собирается сельский люд, нехитрая деревенская закуска, да крашеные яички.
Прозу Шукшина, взяли не случайно. Он, как известно, имел мордовские корни. И прозаический первоисточник (писал-то Шукшин исключительно на русском) молодые постановщики сдобрили разговорными фразами на мордовском. Вот только, пожалуй, слишком старались воспроизвести авторский текст, а острота конфликта между научной интеллигенцией и сельским пролетариатом утонула в обилии слов. Тем более, студентам, которые, судя по всему, в своем большинстве родились и выросли в городской среде, просторечное произношение дается с трудом и не воспринимается ухом.
Во второй части внешне колоритные персонажи Николая Коротаева и Павла Курганова совершенно бессмысленно переставляют столы и лавки. Видимо, для «обживания пространства», кстати, не особо обширного. А в последней истории как-то чересчур, опять же через звуковые эффекты «набатных ударов» нагнетается тема материнского сердца. А чуткости, глубины человеческий взаимоотношений переживаний – передать не удается.
Впрочем, можно отметить весьма неплохие актерские работы Артема Якомаскина. Невысокий, с выцветшими соломенными волосами с загорелым лицом, он органично по-мальчишески вписывается и в разномастную деревенскую толпу, и создает образ хулиганистого, затюканного папашей подростка, а потом влезает в костюм сельского участкового.
Алексей Курышев - в кедах, в вытянутом на коленках, заправленном в носки трико, то блаженным взглядом разглядывающий красное яичко, то лижущий чупа-чупс, то с неприличным любопытством уставившийся на городскую барышню - стопроцентно достоверен в роли безвозрастного деревенского юродивого.
Да и массовые сцены, особенно - динамичные драки, смотрятся довольно эффек-тно. Однако созданию естественной доверительной, родственной атмосферы мешает некоторая фронтальная эстрадность, свойственная тематическим агит-композициям и столь популярным «Студенческим веснам». Нет, никто не спорит с этими жанрами. Они тоже имеют право быть. Но не применительно к народной Шукшинской исповедальности, где даже не обязательно стремиться к стилизации под середину 1950-х. Там достаточно говорить просто, о себе настоящем. Ведь Василий Макарович рассказывал про то, что волнует обычного человека, про то, что не утратило актуальности и сегодня.
Мила МЕЛЬНИКОВА.
«Известия Мордовии»