Письмецо в конверте в ящик не клади…

10.06.2009 14:18

В многоэтажных домах почтальоны разносят корреспонденцию по квартирам. Почему?

В прошлую пятницу я немного поработала почтальоном. На этот подвиг — а такая оценка работы почтальона не преувеличение, и вы потом поймете, почему, — я решилась, обнаружив разорванное письмо из одной серьезной инстанции в мой адрес. На грязном заплеванном полу подъезда лежал листочек с указанием сумм и паспортных данных. Все, кому не лень нагнуться, могли получить информацию из разряда конфиденциальной. Никакого расследования проводить не нужно, чтобы понять: чья-то хулиганская рука вытащили конверт из того, что раньше называлось почтовым ящиком.

И вот, чтобы изнутри узнать, почему корреспонденция, пройдя десятки и сотни километров, может пропасть практически на пороге дома, мы вместе с почтальоном Галиной Викторовной Кочиевой пошли по домам.

Галина Викторовна — самый опытный почтальон в 34-ом отделении связи. Привычно подхватив тяжеленную сумку, она легко пошагала к «своим домам». Пока мы шли, она рассказала о своих проблемах. Главная из них — разбитые почтовые ящики или вообще их отсутствие.

- Мы отвечаем за сохранность корреспонденции, — говорит она, — а что делать, если в ящик письмо или газету положить нельзя? Приходится по несколько раз приходить в квартиру, пишу записки хозяевам, чтобы пришли на почту, оставляю соседям. А уж летом, когда все разъезжаются по дачам и деревням, совсем трудно работать становится. Иной раз и оставить письмо некому.

Первым на нашем маршруте стал дом № 33 по улице Коваленко. Ящики производят плачевное впечатление: ржавые, разбитые, смятые, со следами больших пожаров. Галина Викторовна сначала проводит ревизию: если есть дверца и она закрывается, письмо можно оставить. Но всю эту процедуру она проделывает просто на всякий случай, потому что знает: уже много лет ящики в этом доме непригодны для использования.

Поэтому почтальон идет к лифту и развозит почту по квартирам.

В подъезде дома № 25 нас встречает та же картина. На стене висит металлическая «этажерка» — бывшие ящики.

- А в этом доме очень многие жильцы хотят выписывать газеты, но как их получать? Они даже писали жалобу в администрацию города. Но пока, судя по всему, ничего не меняется.

Дом № 23 по улице Коваленко — достопримечательность района. Это самое высотное здание на Светотехстрое. 16 этажей, 95 квартир.

Входим в подъезд. Даже в летнее солнечное утро здесь царит темнота. Я ищу взглядом ящики. Галина Викторовна поняла меня.

- А здесь вообще нет ящиков, — показывает она на пустую стену со следами крепежа.

- А куда же они делись?

- Наверное, убрали, нас не спросили. Конечно, проще было бы разложить по ящикам. Но что делать? Развожу корреспонденцию по квартирам.

- А когда лифт не работает?

- Пешком приходится, — вздыхает Галина Викторовна, и грустно улыбается, — держим форму. Вот теперь вам понятно, почему профессия почтальона в нашем городе сродни ежедневному подвигу?

Пройтись пешком по 16-этажному дому не только трудно, но и опасно. Планировка в доме своеобразная, лестница и площадки тонут в темноте, что делает их привлекательными для компаний молодежи, к тому же не всегда соблюдающей санитарно-гигиенические нормы. Стараясь не дышать, мы поднимаемся на последний этаж. Здесь живет домком. Узнав цель нашего прихода, домком Галина Николаевна слезно просит:

- Напишите: нам ящики нужны! От всех жильцов говорю. Газеты получать многие хотят, да и почтальона нашего жалко!

Дальше описывать наш поход нет смысла. Картина, к сожалению, в большинстве многоэтажек Саранска однообразна…

Комментарий

Директор УФПС РМ — Филиала ФГУП «Почта России» Иван Михайлович Героев:

- Мы часто слышим, что люди хотели бы выписывать газеты, но не могут себе этого позволить из-за поломанных почтовых ящиков. Сейчас в Саранске 70 тысяч абонентских ящиков, 90% из них — в аварийном состоянии. Горожане жалуются, но обслуживание и ремонт почтовых ящиков в обязанности почты не входит, это — дело собственников жилья и ЖЭКов. Заявления от горожан по поводу установки, ремонта и замены почтовых ящиков руководство Саранского почтамта переадресовало в администрацию г. Саранска. Всего таких заявлений поступило более 1500. Ответа из городской администрации почтовики пока не получили. Почта заинтересована в разрешении ситуации не меньше жителей. Во-первых, это облегчит труд почтальонов. А во-вторых, если почтовые ящики будут отремонтированы, подписка возрастет на 20—30%. Приведение абонентских ящиков в надлежащее состояние повысит сохранность письменной корреспонденции, качество услуг почтовой связи, а также соблюдение тайны переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Пока же в целях сохранности почтовых отправлений и периодических изданий почтальоны вынуждены доставлять письменную корреспонденцию в квартиры и вручать лично адресатам. Законодательством четко определено, кто должен следить за наличием и состоянием почтовых ящиков и контролировать этот процесс. Несмотря на это, обслуживанием почтовых ящиков в Саранске сегодня никто не занимается, а сдача новых домов производится без участия представителей УФПС РМ-филиала ФГУП «Почта России».

Мнение

Директор ДЕЗа Октябрьского района Алексей Михайлович Макеев:

- Когда коммунальные службы делают ремонт в подъездах, то по мере возможности ящики приводятся в порядок. Их выпрямляют, красят. Но в тарифах не заложены траты на содержание и ремонт ящиков. Вопрос о передаче ящиков почтовикам очень сложный, он должен решаться на уровне законодателей.

Буква закона

Согласно Федеральному закону «О почтовой связи» «Органы местного самоуправления оказывают содействие организациям почтовой связи в размещении почтовых ящиков на территории муниципального образования, контролируют обеспечение организациями, эксплуатирующими жилые дома, собственниками жилых домов сохранности и поддержания в исправном состоянии абонентских почтовых шкафов и почтовых абонентских ящиков». Статья 31 еще более конкретна: «Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или жилищно-эксплуатационные организации, которые обеспечивают сохранность жилых домов и надлежащее их использование, и осуществляются за счет собственников жилых домов». Таким образом, законодательством четко определено, кто должен следить за состоянием почтовых ящиков и кто должен контролировать этот процесс.

А как у соседей?

Проблема почтовых ящиков существует во многих регионах России. И везде власти ищут пути ее решения. В некоторых областях городские власти предлагают почтовикам взять обязанности по содержанию почтовых ящиков на себя. Почта, например, может заключать договоры с организациями, управляющими домами и обслуживать почтовые ящики, получая от коммунальщиков плату согласно прейскуранту. Средства для этих целей коммунальные организации могут выделить из квартплаты, которую вносит население.
В городе Покрове Владимирской области пошли по оригинальному пути, предложив новоселам такие условия: почта берет на себя расходы по установке и обслуживанию антивандальных ящиков, а жильцы обязуются выписать 2—3 издания на свой адрес. В Санкт-Петербурге идет эксперимент по передаче абонентского хозяйства в собственность почтового ведомства путем выделения соответственных дотаций из бюджета.
В Иркутске в многоэтажках устанавливают антивандальные ящики.

ОТ РЕДАКЦИИ. На этом тема не закрыта. Мы будем продолжать искать решение проблемы и в перспективе узнаем мнение на этот счет городских властей. Если у вас есть предложения, пишите нам и звоните по телефону 24—49-84.

«Известия Мордовии»