В.В. Литюшкин: «О новом порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»

11.04.2012 16:20

В ходе преобразований политической системы нашего государства наряду с новыми условиями формирования региональной власти назрела необходимость и в новом порядке формирования Совета Федерации, целью которого является повышение эффективности законодательной деятельности верхней палаты.

Для привлечения к дискуссии о роли Совета Федерации в государственно-политической системе страны выносится на широкое и открытое общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». На главной странице официального сайта Совета Федерации www.council.gov.ru размещен опросник с предложением высказать свое мнение по данному вопросу.

Активная гражданская позиция жителей республики поможет организовать диалог и внесет свою лепту в становление народовластия.

Я являюсь представителем Государственного Собрания Республики Мордовия в Совете Федерации.

Свой экскурс в работу Совета Федерации хочу начать с разговора о том, что создание двухпалатного парламента в России обусловлено, прежде всего, ее федеративным устройством. Совет Федерации является органом представительства субъектов Российской Федерации, Государственная Дума выражает интересы российских граждан независимо от их места жительства, а также интересы политических партий и других общественных объединений, имеющих всероссийский статус.

В России, как в федеративном государстве, Совет Федерации имеет двойственную природу. С одной стороны, это федеральный законодательный орган, с другой – орган государственной власти, представляющий интересы субъектов Российской Федерации. Это обстоятельство предполагает наличие особых задач у Совета Федерации как органа, осуществляющего парламентские функции. Они неразрывно связаны с отражением интересов как Федерации в целом, так и субъектов Российской Федерации в частности. Поэтому характер деятельности Совета Федерации непосредственно связан с поиском баланса федеральных и региональных интересов.

Первые находят отражение в осуществлении самостоятельно решать вопросы, отнесенные к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, в частности утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; назначение выборов Президента Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации обладает конституционным правом вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации.

Палата является субъектом права законодательной инициативы, наряду с этим члены Совета Федерации могут выступить с этой инициативой и самостоятельно.

Реализуя свое конституционное полномочие по одобрению федеральных законов, принимаемых Государственной Думой, Совет Федерации наделен конституционным правом обязательного рассмотрения принятых Государственной Думой федеральных законов по вопросам, которые имеют жизненно важное и принципиальное значение для государства, это вопросы федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палатами может быть создана согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

Совет Федерации обладает конституционным полномочием по обязательному рассмотрению федеральных конституционных законов, а также проекта закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

Все указанное выше подчеркивает исключительную конституционную важность, значимость и неотъемлемость Совета Федерации в федеративном устройстве России.

Региональные интересы в деятельности Совета Федерации, как органа представительного (в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти), отражаются в непосредственной, ежедневной работе.

Во время сессии Совета Федерации проводятся пленарные заседания палаты, куда приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для представления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

Три года назад между Советом Федерации и Государственным Собранием Республики Мордовия подписано соглашение о взаимодействии в федеральном законодательном процессе, тем самым обеспечивается непосредственное участие в принимаемых законопроектах интересов региона.

Важным постоянно действующим консультативным органом при Совете Федерации является Совет по взаимодействию Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Коротко он называется Совет законодателей.

Он создан в целях координации и обмена опытом законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации, обеспечения взаимодействия законодательных органов субъектов Российской Федерации с палатами Федерального Собрания придания системного, взаимоувязанного характера законодательному процессу на федеральном и региональном уровнях.

Для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения одобренных Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами образуются комитеты Совета Федерации.

Я являюсь членом Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера и занимаюсь вопросами, непосредственно относящимися к его ведению.

Важным и эффективным механизмом взаимодействия Совета Федерации как федерального государственного органа законодательной власти, представляющего интересы регионов России, с органами власти Российской Федерации по ключевым вопросам и проблемам внешней и внутренней политики, особенно в части региональной политики, финансовых и экономических отношений субъектов Российской Федерации с федеральным центром является проведение "правительственного часа".

Для доклада и ответа на вопросы членов Совета Федерации приглашаются руководители органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. По итогам рассмотренных в рамках "правительственного часа" вопросов Совет Федерации может принять решение об обращении к Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, о поручении Счетной палате Российской Федерации, о рекомендации Правительству Российской Федерации, о рекомендации должностным лицам и возглавляемым ими органам, о подготовке парламентского запроса, о принятии информации приглашенного должностного лица к сведению.

Эффективным инструментом парламентской деятельности Совета Федерации и членов Совета Федерации является парламентский запрос, который может быть направлен высшему должностному лицу федерального органа государственной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по вопросам, входящих в компетенцию указанных органов и должностных лиц.

В 2011 году, помогая решению вопросов, поступивших мне в качестве обращений от граждан и организаций я направил свыше 20 парламентских запросов должностным лицам федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Ключевые вопросы государственно-правового строительства и социально-экономического развития Российской Федерации, требующие законодательного регулирования, выносятся на парламентские слушания, "круглые столы", конференции, семинары, пресс-конференции и иные мероприятия с целью формирования позиции Совета Федерации, его комитетов и членов Совета Федерации. В процессе их подготовки и проведения раскрываются, учитываются и обобщаются интересы и мнения федеральных и региональных органов государственной власти, местного самоуправления, ученых и специалистов, широкой общественности по рассматриваемым вопросам.

Так, в 2011 году проведено более 70 различных заседаний на актуальные вопросы современности, в том числе «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; «Об общественном контроле за качеством и доступностью лекарственной помощи населению Российской Федерации»; «Энергоэффективность и безопасность. Инновационные разработки и перспективы применения в России» и другие.

Требование времени – дальнейшая максимальная открытость законодательного процесса и публичное обсуждение законопроектов – участие каждого в жизни страны.

«Известия Мордовии»