На создание дорожной инфраструктуры Мордовия получает беспрецедентные средства 11 миллиардов рублей

16.03.2012 16:20

Развитая дорожная сеть - кровеносная система экономики, индикатор развития общества. А для России с ее огромными территориями дороги – это сама жизнь. И не случайно дорожная тема - одна из ключевых в повестке дня. В конце прошлого года она подробно обсуждались на съезде Союза транспортников России с участием Председателя Правительства РФ В.В.Путина. Затем разговор продолжился на его встрече с Координационным советом Общероссийского Народного фронта. В этих значимых мероприятиях принимал участие Президент Союза транспортников РФ, член Координационного совета ОНФ, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по транспорту В.Б.Ефимов. На встрече В.В.Путина с активом ОНФ он обозначил ряд  важных   транспортных проблем, волнующих жителей российской глубинки. И сразу же премьер-министр дал конкретные поручения по предложениям авторитетного эксперта, имеющего за плечами уникальный опыт работы в должности министра транспорта России. Сейчас В.Б.Ефимов назначен руководителем рабочей группы Минтранса РФ, которая будет  координировать  реализацию проекта по отработке механизмов государственного регулирования  в сфере обеспечения  доступности и качества  транспортных услуг. О направлениях этой работы депутат российского парламента рассказал в беседе с журналистом «ИМ».

-Виталий Борисович, думаю,  уместно напомнить о встрече Путина с активом ОНФ, которая послужила мощным импульсом к решению назревших проблем. В фокусе внимания оказалась Мордовия, получившая, кстати, весьма лестные оценки ныне избранного Президента страны.

-Вообще, Мордовия, конечно, не впервые попадает в поле зрения Председателя Правительства. Точнее говоря, республика всегда в сфере его пристального внимания. У В.В.Путина сложилось особое, доброжелательное отношение к региону-13. Он с большим уважением относится к Главе РМ Н.И.Меркушкину, ценит его профессионализм, компетентность, высокую эффективность. Путин видит: республика – в надежных руках, все средства, выделяемые из федерального бюджета, идут в дело, используются с максимальной отдачей. Мордовия активно и динамично развивается. Темпы и динамику этого развития Владимир Владимирович не раз отмечал в ходе своих рабочих визитов в республику. Всего их было пять, и это говорит о многом.

Когда Путин предоставил мне слово на заседании Совета, я не мог не поделиться своими впечатлениями от республики. Мне есть с чем сравнивать, поскольку часто бываю в других регионах России. Динамика преобразований просто поражает, Мордовия быстро набирает темпы. Выходит на лидирующие позиции в стране по ключевым направлениям – в промышленности, в развитии АПК, в социальной сфере. Заметно повышается уровень и качество жизни людей. Повсюду идет масштабное строительство. А дороги Мордовии могут служить эталоном качества. Нельзя не отметить высокий уровень развития АПК. Я на Западе работал пять лет, и могу сказать, - животноводческие комплексы в Мордовии нисколько не хуже, а иногда даже намного лучше. «Лучше уже потому, что они делаются по последнему слову техники», - поддержал меня Владимир Владимирович Путин.

В Мордовии во всем и везде стремятся к европейским стандартам. Планка поднята так высоко, что селяне уже ставят вопрос о водопроводе в каждый дом, о хороших асфальтированных улицах в каждом селе. О новых стандартах жизни, о том, что нам пора всерьез заняться сельской инфраструктурой, шла речь на съезде транспортников. И, прежде всего, российское село должно быть с хорошими дорогами. Это твердая позиция Владимира Путина, о которой он заявил на форуме. По его инициативе в стране создаются федеральный и региональные дорожные фонды, в которых в общей сложности будут аккумулированы огромные, беспрецедентные ресурсы – только в 2012 году около 200 млрд. рублей. А в ближайшие годы эта сумма возрастет до 400 миллиардов. Таких денег дороги страны еще не видели! Чтобы использовать эти средства максимально эффективно, важно правильно выбрать приоритеты.

-Поэтому Вы и решили привлечь внимание Путина к тем вопросам, которые больше всего волнуют селян. И первыми были названы - строительство дорог к селам и в самих селах.

- Мы провели тщательный анализ вопросов, которые люди поднимали в ходе предвыборных встреч. В числе проблем, связанных с качеством обслуживания населения, особо значимая и наиболее чувствительная - строительство сельских дорог. Для селян это тема номер один, что вполне объяснимо. Сельская дорожная инфраструктура еще с советских времен, десятилетиями, традиционно финансировалась по остаточному принципу. До сих пор в стране около 40 тысяч сельских населенных пунктов не имеют подъездных дорог с твердым покрытием. И только сейчас, в том числе, и благодаря такой уникальной площадке, как Народный фронт, эта «вековая» проблема взята на особый контроль высшим руководством страны. На строительство и благоустройство сельских дорог в ближайшие два года будут направлены колоссальные средства - более 130 млрд. рублей. 

Надо отметить, что Народный фронт, созданный по инициативе Владимира Путина, - очень эффективный механизм взаимодействия власти и общества. Председатель Правительства напрямую общается  с лидерами массовых и влиятельных общественных организаций, представляющих широкий срез общества, все социальные группы. Возможность прямого общения с премьер-министром позволяет быстрее решать назревшие проблемы. Власть слышит нас и оперативно реагирует на новые запросы общества. По итогам таких встреч премьер-министр дает конкретные поручения членам Правительству, министрам.
Так было и на этот раз. Выслушав наше мнение, В.В.Путин дал прямое поручение министру транспорта РФ И.Е.Левитину - подготовить предложения по отработке механизмов государственного регулирования  в сфере обеспечения  доступности и качества  транспортных услуг. Затем мы провели ряд встреч и консультаций в Минтрансе. Они прошли очень продуктивно. У нас сложились тесные, доверительные отношения с министром, который хорошо знает положение дел в стране, в регионах. И всегда готов поддержать инициативы руководства республики. Изучив ситуацию, Минтранс принял решение выбрать Мордовию в качестве пилотного региона для отработки значимого проекта. Создана Рабочая группа, координировать ее работу в республике поручено мне.

Надо отметить, что Мордовия в этом вопросе значительно опережает другие регионы. Мощным толчком развития современной дорожной инфраструктуры, в том числе и сельской, послужила масштабная программа подготовки к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Сыграли свою роль и другие значимые факторы, в частности, связанные с поддержкой планов и инициатив республики высшим руководством страны. Таким образом, на создание современной дорожной инфраструктуры республика получает значительные, беспрецедентные средства – 11 миллиардов рублей. Благодаря этому в Мордовии, по сути, начинается финансирование новой, масштабной, народной программы, в которую вошли наказы избирателей, касающиеся транспортной проблемы.

Один из приоритетов – строительство дорог к населенным пунктам, которые до сих пор были отрезаны от «большой земли». В прошлом году в республике связь с дорожной сетью получили 13 сел и поселков, никогда прежде не имевших дорог с твердым покрытием. Теперь к ним добавятся еще девять. Всего в этом году на дорожное строительство в сельской местности Мордовии будет направлено 650 млн. рублей. Такими темпами за два-три года хорошие дороги с твердым покрытием будут построены практически до каждого населенного пункта.

Но сегодня этого уже мало. Надо, чтобы асфальт появился и в самих селах. "Чтобы не возникало ситуации, когда дорога до села вроде бы дошла, а внутри - ни пройти, ни проехать", - как метко сказал Владимир Путин. Такая ситуация, к сожалению, хорошо знакома жителям российской глубинки. Несмотря на огромный масштаб дорожного строительства, пока не удалось до конца решить эту волнующую людей проблему и в Мордовии.

В республике реализуется целый ряд важных программ, связанных с модернизацией аграрного комплекса, с социальным развитием села. Создаются все условия, для того, чтобы привлечь в деревню квалифицированных специалистов, чтобы сюда ехала жить и работать молодежь.

Предоставляются субсидии на жилье, выделяются бесплатные участки под строительство индивидуальных домов. В Мордовии появились первые врачи-миллионеры, приехавшие жить и работать в село и получившие подъемные - миллион рублей в придачу к сельской жизни. Плюс еще миллион – на строительство или приобретение жилья. Надо учесть, что это молодые люди, мобильные, с современными запросами. Им надо выехать в районный центр, в столицу республики – сходить в театр, на концерт, на выставку. Но сегодня даже там, где есть дорога, жители населенных пунктов порой не могут добраться до райцентра. Потому что нет регулярного автобусного сообщения. Внутри района поток нестабильный, автобусы не заполняются. Частник туда не идет, а пассажирские предприятия ликвидированы. Поэтому двигаться надо по двум направлениям - дороги строить и, конечно, обеспечивать перевозки. Все эти вопросы мы обсуждали на встрече с Главой республики Н.И.Меркушкиным и достигли полного взаимопонимания. Безусловно, без поддержки федерального центра решить комплекс значимых для селян проблем региону самостоятельно, в одиночку очень сложно. Поэтому В.В.Путин поставил задачу – разработать продуманную программу государственного регулирования  в сфере обеспечения  доступности и качества  транспортных услуг. Минтранс РФ вместе с Комитетом по транспорту Госдумы РФ сейчас вплотную занимается изучением и созданием современных, действенных и эффективных  механизмов господдержки в этой важной сфере. В том числе, - и с учетом опыта и наработок Мордовии. Следующим этапом станет разработка и принятие Закона, регулирующего эти процессы. Это будет достаточно непростой, длительный процесс, требующий детальной проработки всех важных моментов. Пока мы в начале пути. Но движение идет в нужном направлении. И движемся мы достаточно быстро.

Тамара ТЕРЕШИНА.

«Известия Мордовии»